Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2
методическая разработка

Кузнецова Елена Валерьевна

Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного  с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системным недоразвитием речи 2-3 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_zanyatiya_v_1_a.docx66.45 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  № 1»

Технологическая карта

индивидуального  логопедического  занятия

по коррекции звукопроизношения  и  развитию речи  

в 1А классе, вариант 2.2

 

 

               Кузнецовой Елены Валерьевны

                                                                   учителя-логопеда

высшей квалификационной категории

2017 - 2018 учебный год

Тема: «Звук Ш. Домашние и дикие животные»

Дата проведения:

25  Октября

2017 года

Задачи:

  1. Развитие длительного, экономичного речевого выдоха.
  2. Уточнение артикуляции и автоматизация звука [ш] на материале слогов, слов, предложений. Развитие просодики.
  3. Развитие слухового восприятия на материале речевого материала «Домашние и дикие животные»
  4. Восприятие и различение на слух голосов диких животных леса.
  5. Активизация словаря и обобщающих понятий по теме занятия.
  6. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных,  в правильном употреблении форм дательного и предложного падежа имен существительных;
  7. Воспроизведение речевого материала (слогов, слов, словосочетаний, коротких фраз) в темпе, приближающемся  к нормальному.
  8. Развитие зрительного гнозиса, памяти, внимания, мышления на материале занятия.
  9. Профилактика дисграфии, развитие графических навыков.

Планируемые результаты

Предметные

  • понимать и использовать в речи слова-предметы, слова-действия, слова-признаки по данной теме.
  •    понимать и составлять (самостоятельно и по образцу) фразы и предложения (в т. ч. сложные) с заданными словами;
  • обобщать предметы в логические группы и  исключать из них лишние предметы по различным признакам;
  • подбирать прилагательные и глаголы к заданным словам;
  • образовывать  притяжательные прилагательные по речевому образцу.
  • упражняться в правильном употреблении форм дательного и предложного падежа имен существительных;

Метапредметные

  • определять цель и задачу деятельности на занятии, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои  действия и их результаты;
  • понимать и выполнять задания педагога.

 

Личностные

  • проявлять интерес к устной речи;
  • использовать  слуховые возможности: воспринимать речь окружающих и голоса животных на слух;
  • контролировать собственную речь;
  • выражать свои эмоции на занятии;
  • выполнять движения крупной и мелкой моторики, требующие навыков координации;
  • уметь объяснять свои действия;

Межпредметные связи: Окружающий мир. Письмо. Чтение.

Ресурсы занятия: презентация «Звук Ш. Домашние и дикие животные», фонограмма «Голоса животных: медведя, лисы, волка», табличка-буква Монтессори (буква Ш), картинки животных и детенышей, жилища зверей, разрезные картинки (из 6 частей в форме листьев), контурное изображение  животных с наложением,  карандаш, мел, изображение –раскраска «Бараш», медаль «Молодец!»

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I.Организация начала занятия

  • (учитель называет сначала имена одноклассников, затем имя ученика) Саша, поздоровайся!
  • Как можно поздороваться по- другому?
  • Поздоровайся с гостями!
  • Проходи, садись.
  • Как ты меня слышишь?
  • Что мы будем делать на занятии?
  •      Ученик слушает учителя и говорит, что это не он.
  • Я не Саша, я Ваня.
  • Привет. Добрый день.

  • Я слышу хорошо.
  •  Мы будем слушать, говорить, читать, писать, думать..

II. Формирование звукопроизношения

Артикуляционные упражнения  

  • Как ты думаешь, чтобы хорошо говорить, что нужно  делать?
  • Да, посмотри какие упражнения для язычка будем делать..

Учитель демонстрирует символы для проведения артикуляционных упражнений (на слайде).

 Уточнение артикуляции звука [ш]

  • Какой звук будем говорить? Рассмотри профиль и расскажи о звуке Ш.  Вспомни, как мы произносим звук [ш].

- На что похожи губы, когда мы произносим звук (Ш)?

-В каком положении зубы? На что похожи зубы?

-На что похож язычок? Покажи рукой.  Что напоминает?

- Он широкий или узкий?

-Где находится кончик языка? Он поднят или опущен? 

- А боковые края?

- Какой ветерок выходит изо рта теплый или холодный?

-Давай проверим, поднеси   ладонь ко рту  (проверяем поднесением руки ко рту).

-Что мешает ветерку свободно вылететь изо рта?

- Голос есть?

Закрепление графического образа буквы, профилактика дисграфии.

-В каком домике будет жить звук Ш?

-Звук Ш обозначаем буквой « Ш» . Как напишем букву? Закрой глаза и проведи пальчиком по шершавой букве (табличка- буква Монтессори). Открой глаза, обведи еще раз, напиши в воздухе, на ладошке. Запомнил?

 -Как будешь писать букву Ш?

Автоматизация звука [ш]. Развитие просодики  (ритм, ударение);

Звукоподражание «Мышь шуршит», «Змея шипит»

  • Игра «Помоги лисе» Уж не пускает её в домик и говорит слоги: (появляются на слайде) Прочитай слоги громко и тихо.
  • Игра «Доскажи словечко»  прочитай слова, добавляя пропущенные слоги ША или ШИ?

  •  Игра «Телеграф»   Повтори за мной и отстучи слоги и слова ритмично: ша-ша-ша-шар, лапша…
  • Игра «Песенки»

 - Ритмичная песенка. Давай проведем разминку: будем петь песенку ШТА по-разному как по «клавишам» длинные и короткие звуки пропоем  (по длинным клавишам ползем, по коротким прыгаем):  ШШШТАААА- ШШШТААА- ШТА-ШТА-ШТА;

Перекладываем клавиши и поем по другому: ШТА-ШТА-ШТА- ШШШТАААА-ШШШШТАААА;

- Песенка с ударением: А теперь будем петь песенку ШЛА вот как: на длинные клавиши будем долго нажимать, а по коротким  ударять (воображаемым молоточком): --------  --  --  

Уточнение и закрепление правила орфоэпии.

  • Прочитай правильно слова, какое правило орфоэпии надо запомнить?  Читай : ёж, уж, нож.

Развитие диафрагмального, речевого дыхания

  • Игра «Ветерок, сдуй листья»  Какое время года? Осенью с деревьев облетают листья? подуй сильно со звуком Ш так, чтобы листья упали с дерева. Дыши правильно- вдох носом, выдох ртом плавный, длительный» (анимация падающих листьев с дерева)
  • Посмотри, сколько листьев нападало, а листья непростые, на них написаны слоги, прочитай их:
  • Соедини слоги в слова, прочитай их, говори хорошо звук Ш:
  • Кого ты назвал? Ты знаком с ними? Видел  мультфильм?
  • Что ты делал  сейчас?

  • Хорошо  делать зарядку для язычка.

(выполняет упражнения по символам)

  • Будем говорить звук ш.

  • На «бублик». Губы округлены и немного вытянуты вперед.
  • На «заборчик».  
  • «чашечку».
  • За верхними зубами. Но не касается их.
  •   Прижаты к зубам.
  •  Теплый.

  • Зубы, язык.
  • Голоса нет, это глухой звук.

  • В «синем домике», он твердый согласный звук.

  • Будем писать букву сверху вниз и слева направо. (обводит букву, рисует в воздухе, на ладошке.)

  • Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
  • Ученик читает слоги, которые появляются на экране.

  • Читает слова МИША, УШИ, ГРУША, МЫШИ

  • Ученик   повторяет  слоги  и слова, отстукивая трехсложный ритм.

  • нажимая на «клавиши» пропевает слоги в разном ритме:

ШШШТАААА- ШШШТААА-

ШТА-ШТА-ШТА.

шла-шла-ШЛА,

шла-ШЛА-шла,

ШЛА–шла-шла.

     ш     ш      ш 

  • ёж, уж, нож.

Звонкие согласные на конце слова говорим как глухие.

  • Осень, да, листопад.

Плавный выдох со звуком Ш.

  • Раш   ло   ба   сяш    ша   ню
  • Соединяет слоги, написанные на листьях: Нюша, бараш, лосяш.
  • Это герои «смешарики», да.

  • Говорил  звук Ш,  читал слоги и слова.

III. Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Формирование  зрительного  гнозиса.

Игра «Собери картинку (из 6 частей)».  Листья все  переверни и собери картинку, так  ты  узнаешь кто пришел к тебе в гости? Собрал? Молодец!

Узнал, кто это?   Это Бараш. Прочитай, что он тебе говорит..

  • У тебя есть друзья? Дружить – это хорошо или плохо? Хорошо, он приглашает тебя погулять.
  • Игра «Узнай по силуэту».  Посмотри, какие необычные  облака, на что-то они похожи?

    Как можно их назвать, одним словом?

    Почему их называют «домашними»?

Развитие слухового восприятия

  • Мы пришли куда? А лес  какой осенью?
  • А  кого можно встретить в лесу? Слушай внимательно !  (включаю анимацию с голосом  медведя, волка, лисы)… Назови,  кто кричит?

Активизация словаря,  обобщающих понятий

  •  Кого еще можно встретить в лесу? Говори полным ответом (появляются животные на слайде, ребенок называет)
  • Как можно их назвать, одним словом? Почему их называют «дикими  животными»?
  • Игра «Найди маму для детеныша?» (работа у доски с картинками на магнитах).  Посмотри все детеныши убежали от своих мам и перепутались, помоги им найти свою маму.  Кто этот детеныш, правильно назови?  К кому спешит он?

Упражнение в образовании  притяжательных  прилагат-ых

  • Дикие животные сами делают себе жилище, посмотри  что это? Кто там живет?  чьё жилище ? Говори полным ответом правильно. (выбрать картинку, прикрепить на доске, ответить предложением  по образцу).
  • Молодец, все детеныши нашли своих мам и заняли свои домики-жилище.  
  • Игра «Кто лишний?» Посмотри внимательно и назови, кто на картинке лишний? Почему? (из 5 животных:   4домашних и 1 дикий, 4 диких жив. и 1 домашний )

  • Где мы были на прогулке? В лесу? С какими новыми  друзьями - дикими животными подружился  Бараш с твоей помощью? Игра «Узнай животное» (наложенное  контурное изображение диких животных)
  • Какое время года наступит после осени? Кого не увидишь зимой в лесу?
  • Медведь и еж впадают в спячку. Скажи, как ты понимаешь  - «впадать в спячку?» Да, они крепко засыпают и спят до весны, не просыпаясь.
  • Бараш хотел уже с нами попрощаться, но кто-то стёр половинки букв его имени. Допиши буквы, чтобы мы могли прочитать их.
  • Бараш  прощается с нами и  благодарит тебя, вручает медаль «Молодец!» и дарит раскраску с его изображением. (приложение1)

  • Да, собрал.

  • «Привет, помоги мне найти новых друзей...»
  • Да, у меня есть друзья, дружить хорошо, пойдем гулять.
  • Облака похожи на лошадь, кошку, барашка..
  • Домашние животные. Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, они приносят ему пользу.
  • Мы пришли в лес. Лес осенний.

Ученик поворачивается спиной к монитору и слушает звуки.

  • Это рычит медведь. Это воет волк. Это кричит лиса.

  • Можно встретить в лесу белку, ежа, зайца, волка, медведя, лису.

  • Это дикие животные, они живут в лесу.

  • Это бельчонок, он спешит к своей маме бельчихе. Это медвежонок, он бежит к маме-медведице, это лисенок и он ищет маму-лисицу и т.д.

  • Это нора. В норе живет лиса, это лисья нора.  Это дупло. В дупле живет белка, это беличье дупло.. и  т.д.

  • Лишнее животное – лиса, потому, что она дикое животное. Лишняя – кошка, потому, что она домашнее животное.

  • Бараш подружился с медведем, зайцем, лисой….. т.д.

  • Наступит зима. Нельзя  увидеть зимой медведя и ежа.
  • Они спят зимой.

  • БАРАШ

Дописывает нижние части стертых букв, читает слово.

  • Спасибо!

IV. Подведение итогов

  • Что делали на занятии?

  • Тебе понравилось заниматься?
  • Что было трудно?
  • Как ты сегодня занимался?
  • Мы говорили звук Ш, слушали, играли, читали, писали.
  • Мне понравилось ….
  • Трудно было…..
  • Я занимался…….

Приложение 1Задание на дом, раскрась картинку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию слуха и произносительной стороны устной речи в 2 классе, вариант 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию слуха и произносительной стороны устной речи в 2 классе, вариант 2.2. по Теме: "Звуки З, Щ-С. «Наступление зимы» (текст)"....

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе, вариант 2.2.

Логопедическое индивидуальное занятие по теме: «Звук Ш. Домашние и дикие животные» разработано для обучающегося 1 класса, кохлеарно имплантированного билатерально, имеющего вторичное нарушение речи 2...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для обучающихся 5 класса (вариант 9.1)

Адаптированная рабочая программа  разработана для обучающихся с умственной отсталостью и РАС с учетом специфики контингента обучающихся, с учетом образовательных потребностей и способностей ...

Презентация на тему: "Использование мнемотаблиц в коррекции связной речи". Мастер - класс

Масрер - класс предназначен для логопедов, учителей, родителей. Цель технологии: познакомить с методом знакового письмана (перекодированию информации из абстрактных символов в образы)....

АООП УО (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекции произносительной стороны речи. 1 класс

Адаптированная основанная общеобразовательная программа по логопедии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) по формированию речевого слуха и коррекци...