Мониторинг комплексного логопедического обследования обучающихся с ОВЗ на уровне НОО, ООО.
методическая разработка

Кузнецова Елена Валерьевна

Мониторинг комплексного логопедического обследования для обучающихся с ОВЗ состоит из адаптированных 9 методик, предназначен для обследования обучающихся с нарушенным слухом, имеющих вторичные системные нарушения речи ( в том числе  ТНР, ОНР и СНР при УО.) Монитроинг включает себя описание методики, протоколы обследования в табличном варианте  с оценкой результатов в баллах и процентах для всех уровней образования:  НОО и ООО,  и сводную таблицу результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

МОНИТОРИНГ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО

 ОБСЛЕДОВАНИЯ

Составила и адаптировала:

 Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Кузнецова Е.В.

г. Нижневартовск, 2017-2018г.


Пояснительная записка

Учитывая структуру вторичного дефекта и категорию обучающихся с нарушением слуха, логопедическое обследование проводится в начале и в конце учебного года.

Цель проведения логопедического обследования:

При первичном обследовании выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают.

На основе полученных данных составить индивидуальный план работы по преодолению выявленных нарушений.

Цель последующих обследований - выявить качественные изменения в речевом развитии обучающихся, произошедшие в результате проведенной коррекционно-логопедической работы.

Обследование обучающихся проводится с использованием адаптированных методик Власенко И.Т.; Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б., Левиной Р.Е., ФотековойТ.А.

В ходе обследования изучаются следующие компоненты речевой системы:

1. Обследование артикуляционного аппарата.

2. Обследование звукопроизношения.

3. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.  

4.Обследование фонематический слуха и восприятия.

5. Исследование навыков звукового анализа и синтеза.

6. Обследование словарного запаса.

7. Обследование грамматического строя речи.

8. Обследование  связной речи.

Полученные данные заносятся в протоколы обследования обучающихся и оцениваются по трёхбалльной шкале. Результаты по каждой методике заносятся в сводную таблицу обучающегося, суммируются, и определяется общий уровень речевого развития:

          -Высокий уровень развития речи: 80-100%

          -Средний уровень развития речи: 60-79%

          -Допустимый уровень развития речи (ниже среднего): 40-59%

          -Низкий уровень  развития  речи:   0- 39%

В середине года (3,4 неделя декабря)  проводится контрольный срез с целью выявления эффективности коррекционной работы по преодолению ОНР, ТНР, СНР при УО.

     Для организации коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения у обучающихся с нарушением слуха проводится специальное логопедическое обследование по определению видов дисграфий и (или) дислексии по запросу учителя. Протоколы с тестами оцениваются по трёхбалльной шкале.

Виды диагностик логопедического обследования для определения уровня речевого развития обучающихся с нарушенным слухом

НОО

Категория обучающихся

Обследование артикуляционного аппарата

Обследование

звукопро

изношения

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова  

Обследование фонематического слуха и восприятия

Исследование навыков звукового анализа и синтеза

Обследование словар

ного запаса

Обследование граммати

чес

кого строя речи

Обследование связной речи

н.г.

к.г.

н.г.

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

с ОНР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

с ТНР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

с СНР при УО

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ООО

с ОНР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

с ТНР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

с СНР при УО

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Контрольная работа в середине года для всех категорий обучающихся


(ВЫБОРОЧНО.  НАПРИМЕР:  )

1.  Методика обследования артикуляционного аппарата

(адаптированная методика,  авторы Власенко И.Т.; Чиркина Г.В.)

Методика позволяет выявить степень подвижности артикуляционного аппарата у обучающегося:

1. Обследование артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое: отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания.

2. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры.

3. Проверяется умение держать рот закрытым (закрыть глаза, нахмурить брови, наморщить лоб). Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскале.

4. Обследование двигательной функции артикуляционного аппарата производится при многократном повторении требуемого движения для выявления малозаметных нарушений. Отмечается качественная сторона каждого движения, истощаемость движения, объем, появление содружественных движений.

5. Выявление формы пареза, а также наличие слюноотделения. Выявляется, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройство глотания.

6. Движение губ смыкая, оскал, вытягивание вперед. Движение нижней челюсти, открывание и закрывание рта. Движение языка: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо, распластывание языка и другие. Паретичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонении, истощаемости, снижении плавности движений. Точность и быстрота движений также является необходимым условием того, чтобы артикуляция была четкой и внятной. Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в напряженности, в резком выдвижении кончика; подергивания при произвольном движении указывают на тонические расстройства.

Язык, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случае одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую сторону».

Обследуется состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при произношении звука «А», наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса.

Инструментарий для логопедического обследования

артикуляционного аппарата

№ п/п

Выполнение артикуляционных упражнений

Оценка

1

Губы в улыбке

3 балла – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;

2 балла – замедленное выполнение;

1 балла–выполнение с ошибками: длительный поиск позы, объем, темп, точность, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носогубного треугольника;

0 балл – невыполнение движения

2

Губы в «трубочку»

3

Язык «лопаткой»

4

Язык «чашечкой»

5

Язык «иголочкой»

6

Щелканье языков

7

«Вкусное варенье»

8

«Качели»

9

«Маятник»

10

«Улыбка» - «Трубочка»

Обработка результатов:Максимальное число баллов за все задание — 30.

Количество баллов умножаем на 100% и делим на максимальное число баллов за все задания.


Протокол обследования артикуляционного аппарата

Фамилия, имя обучающегося_______________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

20__-20__г

_______кл

20__-20__

_______кл

20__-20__

_______кл

20__-20__

_______кл

20__-20__

_______кл

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы), норма

Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) норма

Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)  N

Твердое небо(высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субкумозная щель) N

Мягкое небо(укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка) N

Язык (массивный, маленький, тонкий, толстый, с укороченной подъязычной связкой, раздвоенный, N)

Выполнение упражнений артикуляционных проб: (счет до 5)

Губы в улыбке

Губы в «трубочку»

Язык «лопаткой»

Язык «чашечкой»

Язык «иголочкой»

Щелканье языков

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Маятник»

«Улыбка» - «Трубочка»

Особенности:

наличие синкинезий, повышенная саливация, девиация кончика языка вправо/влево, тремор, гипертонус мышц / гипотонус мышц, трудности нахождения артикуляционной позы, трудности удержания артикуляционной позы, цианоз языка, дизартрические проявления в артикуляции, мимические движения.  

Результат :  кол-во баллов ,%

Вывод

3 балла – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;

2 балла – замедленное выполнение;

1 балл –выполнение с ошибками: длительный поиск позы, объем, темп, точность, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинение органов речи или носогубного треугольника;

 0 баллов – невыполнение движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста

Данная методика позволяет   рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха,  но и как самостоятельн...

Положение о "Комплексном мониторинге динамики физического развития обучающихся в ГБОУ СОШ № 1025"

Положение о "Комплексном мониторинге динамики физического развития обучающихся" для 1-11 классов...

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом

Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего с...

Презентация "Один-много" (к логопедическому занятию в 1 классе "Звук [ы] буква ы" для обучающихся с ОНР 3 уровня)

Презентация направлена на развитие лексико-грамматического строя речи в ключе раскрытия темы "Звук [ы]  буква ы" (отработка единственного и множественного числа имен существительны...

Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе

В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...