Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. (1 класс) Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях. Лексическая тема: «Цветик - семицветик».
методическая разработка

Конспект

 

открытого логопедического занятия для учащихся

с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

(1 класс)

 

 

Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Лексическая тема: «Цветик - семицветик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r_v_slovah_i_predlozheniyah.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия для учащихся

с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

(1 класс)

Тема: Автоматизация звука РЬ в словах и предложениях.

Лексическая тема: «Цветик - семицветик».

        

        

                                                                       учитель – логопед

        Сливкина Оксана Викторовна

                                         Томмот  2018

Тема: Автоматизация звука [ рь ] в словах и предложениях.

Лексическая тема: «Цветик - семицветик».

Цель: Закрепить правильное произношение звука рь в словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

         - закрепление навыка правильного произношения звука рь в словах и предложениях;

- обогащение  и активизация словаря детей;

- упражнять детей в пространственных отношениях.

2. Развивающие:

- развитие навыков фонематического анализа и синтеза, умение определять позицию звука в слове, умение делить слова на слоги;

- закреплять понятие «согласный, мягкий, звонкий».

- формировать умение составлять предложение с заданными словами;

-  развитие связной речи;

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно – действенного мышления;

- развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитательные:

- воспитывать сознательность, дисциплинированность, усидчивость, активность.

- умение слушать товарища, соблюдать в беседе очередность.

- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.

Вид занятия: интеллектуально – развивающее.

Тип занятия: обучающее.

Предварительная работа с учащимися:

  1. Развитие фонематического восприятия через игры и упражнения.
  2. Постановка звука ( Р ).
  3. Автоматизация звука ( Р ) в слогах (игры: «Здравствуйте, пальчики», «Звукослоговое пианино»)
  4.  Автоматизация звука ( Р ) в слогах  и словах.

   -  Чистоговорки;

   - Игры: «Доскажи словечко», «Запомни и повтори», Назови картинки», «Лото», «Домино», «Отгадай загадку», «Окошечки» (определение места звука в слове), «Короли» (эмционально-мимическое упражнение).

 5. Тренировка в изменении слов по лицам и числам, согласовывания окончаний.

6. Работа с мнемосхемами (картинный план стихотворения и рассказа)

Актуальность: игровые приёмы, основанные на коррекционно-развивающих играх, отвечают потребностям учащихся в игровой деятельности и создаёт благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений. Игровые упражнения в логопедических занятиях занимает ведущую роль, стимулируя интерес учеников к занятиям, повышает заинтересованность ребёнка в исправлении своих речевых недостатков.

Участники: учащиеся 1 класса  - 3 группа, логопед.

Технологии: логопедические, информационно-коммуникационные.

Оборудование: мультимедийное оборудование

                              мультимедийная презентация

                              карточки с заданиями

                                 предметные картинки

                              счётные палочки

                              письменные принадлежности

                              цветик-семицветик

                              баранки

           массажные шарики Су- Джок в комплекте с  пружинкой

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с помощью Цветика - семицветика  проведём наше занятие.  А кто знает, почему он так называется?

-  У него семь лепестков разного цвета. (фрагмент из мультфильма).

- Наш цветок непростой, в каждом лепестке скрыт сюрприз. Все вы очень любите играть. Значит, вас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя. За каждый правильный ответ вы будете награждаться цветным лепестком, и в конце занятия мы определим нашего победителя. Итак, мы начинаем!

2. Основная часть.

  - Но вначале вспомним, как нужно вести себя в школе, чтобы получать хорошие отметки

  Игра «Доскажи словечко» 

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …  (внимательным).

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … (понятно).

Все пиши, не отставая,
Слушай… (не перебивая).

Если хочешь отвечать,
Надо руку…(поднимать).

На математике считают,
На перемене… (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не…(сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши… (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно… (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты… (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда… (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменках не… (кричи).

– Назовите второй  звук в слове кричи (Рь).

  Характеристика звука.

Вспомните, пожалуйста, при каких условиях у нас получится правильный и красивый звук «рь» (правильная артикуляция).

 - Губы раскрыты, зубы разомкнуты.

-  Широкий кончик языка поднят вверх и вибрирует.

- Сделайте глубокий вдох и на выдохе длинно произнесите звук РЬ------

- А сейчас сделайте глубокий вдох и на выдохе коротко прорычите РЬ-РЬ-РЬ-РЬ, громко и тихо.

   – Звук РЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий)
       – Договори за мной предложение: звуки мы... (слышим) и (произносим).

              Буквы мы (пишем) и (видим).
       – У каждого звука есть своя буква. Буквы бывают письменные и печатные, строчные и заглавные.

1-ой лепесток – «Буквы запутались»

Составление слов.

Однажды буквы поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как  им место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И плачут буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?(на слайде  слова)

РИГБ     (гриб)

РИНОКСУ ( рисунок)

РЕМО   (море)

БЯТАРЕ   (ребята)

СИР    (рис)

РЯМОК  (моряк)

РИЗВЕ (звери)

ГИРЬСНЕ (снегирь)

- Где стоит звук РЬ? (вначале,  в середине, в конце слова).

- Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.

2-ий лепесток – «Раздели слова на слоги»

                 На  картинки посмотри,

                 И на слоги подели.

Прибыл  поезд.

- Сколько в нем составов?

- Четыре

Логопед:  В первом вагоне поедут предметы, в названии которых один слог, во втором – 2 слога, а третьем – три …..

 Дети поочередно выходят и расставляют картинки по вагонам.

 Картинки с изображением: варенье, букварь, богатырь, фонарик, сухарь, рябина, снегирь , рисунок, коридор, мандарин, черёмуха, рюкзак, верёвка, море, рис, черепаха, ящерица, дверь, серьги.

 

3-ый лепесток- «Исправь предложение»

 

- Сейчас я буду говорить вам неправильные предложения. А вы меня поправьте.
• Букварь потерял Ирину.
• Фонарик светит Борей.
• У грибов в ведре много ребят.
• На пристани берег реки.
• На ребятах ныряет река.
• Календарь смотрит на Гришу.
• Над фонарём светит дверь.
• Абрикосовое варенье любит Игоря.
• Четыре пряника съели Варю.
• Рябиновая ветка сидит на снегирях.

Физ. минутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (руки в стороны)
Больше спать не захотел. ( Туловище вправо, влево.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

4-ый лепесток «Разрезные картинки» 

Составь, прочитай и запиши предложение (набор разрезных картинок)

Рита делает зарядку.

У реки кудрявые березы.

Боря смотрит букварь.

Римма варит варенье.

5-ой лепесток «Прочитай наизусть скороговорки»

Ой, ой, ой я на что  - то накалолась  (достаю из под ноги массажный шарик)

- Это что за ёжики на тропинки лежат? Вы не знаете? А что с ними делают?

             Ложем ёжик на ладошку,

             И помнём его немножко.

Учащиеся выполняют массаж рук массажными шариками Су –Джок и с помощью  пружинки массажируют пальцы рук, проговаривают попеременно скороговорки.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят тарахтят.

                                Гроздья рябины на солнце горят,

                                Рябит от рябины в глазах у ребят.

                                                                   Боря Ире даст ириску,

                    Ира Боре – барбариску.

У моей сестры Марины 
Щёки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.

6-ой лепесток - «Составь описательный рассказ» (мнемосхемы, по выбору)

Фрукты – мандарин, абрикос

Овощи –репа, огурец

Дерево – береза, черёмуха

Птица - снегирь

7-ой лепесток  - «Зарядка для ума»

 - А теперь пришла пора

   Отгадать нам, детвора,

   Ребусы, шарады,

   Чтобы все мы были рады!

Разгадывание шарад и ребусов - это интересная игра! Они тренируют на ум, память и внимание!

Загадки:
а) Кругла, как луна, как дубрава зелена,
    С хвостиком, как мышка, нравится детишкам  (репа).
б) Эту дружную семейку отыскать поди сумей-ка!
    Каждый прячется в листочках ,словно он – простая кочка (грибы).
в) На шесте дворец, во дворце – певец, а зовут его … (скворец).
г) Любят их белки, любят их мышки,
    Любят погрызть их и ребятишки.
    Их называют ребячьей потехой.
    Вы узнаёте их? Это… (орехи).
д) Хоть на вкус я горьковата,
    Любят грызть меня ребята (редиска).
е) Кто по тропочке идёт быстрыми шажками,
    Длинным хвостиком трясёт? Догадайтесь сами! (трясогузка).
ё) Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка (матрёшка).
ж) Кто на свете ходит в каменной рубахе?
    В каменной рубахе ходят…(черепахи).

Ребусы. Отгадки (канарейка, фонари, ребусы, зверь)

 3. Подведение итогов. Оценка.

Выявление победителя.

Вручение сладких призов (баранки с разноцветной глазурью).

Список литературы.

1. Бабина.Г.В., Сафонкина.Н.Ю. Слоговая Структура слова: обследование и формулирование у детей с недоразвитием речи.  Москва 2005г.

2. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Москва 2007.

3. Воронова.А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Москва 2006г.

4. Герасимова А. Популярная логопедия. Москва 2007г - Айрис – пресс.

5. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Москва 2008г. Линка  - Пресс.

6. Гуськова А. Коррекция и развитие речи детей 5-7 лет. Волгоград  2011г

7. Дмитриева О.Р. Развиваем моторику руки. – Омега 2013г.

8. Дмитриева В.. Развитие интеллекта ребенка. Развивающие игры, упражнения, тесты. Санкт  - Петербург 2010г.

9. Ефименкова.Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. Москва 1987г.

10. Ефименкова.Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва 2006г.

11. Епифанова О.В. Автоматизация звука РЬ: учебно- игровое артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками. Волгоград 2011.

12. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Москва, Эскмо 2010

13. Коноваленко.В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе. Москва 2003г.

14 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Пособие для логопедов. Москва 2007г.

15. Лапп Е.А. Современный логопедический урок. Волгоград 2011г.

16.  Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград  2004г.

17. Султанова М. Задания по развитию внимания у детей дошкольного возраста. Москва 2006г.

18. Султанова М. Задания по развитию воображения у детей дошкольного возраста. Москва 2006г.

19. Султанова М. Задания по развитию пространственного мышления у детей дошкольного возраста. Москва 2006г.

20. Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для школьников. Москва. Институт Психотерапии 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекц...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у уч...

Цикл логопедических занятий по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи «Веселые звуки»

Цикл занятий направлен на работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.В ходе занятий решаются следующие задачи:-развитие внимательного отношения к слову, к русской речи;-обогащ...

Конспект открытого логоритмического занятия для детей с общим недоразвитием речи старшего возраста: «Как кузнечик помогал слабым»

Цель:Формировать у детей бережное отношение к природе, ее обитателям: насекомым.Воспитывать чувство дружественной поддержки, взаимовыручки, желания придти на помощь в трудной ситуации.Воспитывать жела...