Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"
статья

Серебрякова Ирина Георгиевна

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменения, словообразования, ОНР или нерезко выраженное ОНР...

Для успешного освоения школьной программы таким учащимся необходимы занятия с логопедом. Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, необходима тесная связь с учителем начальных классов.

Предлагаю рассмотреть все плюсы этого сотрудничесва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimod-e_uchit.-lopeda_i_uchitelya_nach.klassov.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Серебрякова И.Г., учитель-логопед

ЧОУ «Школа экономики и права» Красносельского района

Санкт-Петербурга

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словообразования и словоизменения, слаборазвитую мелкую моторику и т. д. Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, это взаимодействие может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся. Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого сотрудничества.

После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно, поправляет его. Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.

Логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целью которых является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Также, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Это те дети, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

В результате совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать успешность взаимодействия. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а также сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.

Хорошо, если выпуск из логопедической группы осуществляется после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место на логопункте займет ребенок, который особенно нуждается в оперативной логопедической помощи.

Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения, и оно необходимо для оптимизации учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения....

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...