Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие в прошлое часов. Звук и буква Ч
план-конспект

Зверева Марина Викторовна

«Путешествие в прошлое часов. Звук и буква Ч»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_chasov.zvuk_i_bukva_ch.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе 

по теме «Путешествие в прошлое часов. Звук и буква Ч

Составитель: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед I квалификационной категории МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

Цели: Закреплять знания детей о различных видах часов;      

           Автоматизировать правильное произношение звука Ч

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Коррегировать произношение звука Ч;
  • Коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • Развивать общую моторику;
  • Развивать исследовательский интерес, любознательность, воображение;
  • Совершенствовать умение регулировать свою деятельность во времени;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Коррегировать правильное речевое дыхание.

Образовательные:

  • Познакомить с разными видами часов;
  • Уточнить и расширить словарь по теме «Часы»;
  • Систематизировать и обобщить знания по данной теме;
  • Познакомить с буквой Ч; соотнести звук Ч с буквой;
  • Формировать начальные навыки чтения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям;
  • Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к пособиям.

Здоровьесберегающие:

  • Следить за правильной осанкой детей;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • Соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование: разнообразные часы (цветочные, песочные, водяные, механические, электронные) или иллюстрации с разными видами часов; полоски бумаги в виде свечей; картинка с изображением петуха; изображение буквы Ч в виде цветка с закрытыми лепестками со слогами ; изображение буквы Ч

Подготовительная работа: заучивание физкультминутки «А часы идут, идут…»; попросить родителей принести разного вида часы; оформление выставки часов.

Ход занятия

Этапы и виды работ на этапе

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1

2

3

4

Оргмомент

Отгадывание загадки

Логопед загадывает загадку:

«Мы днем не спим.

 Мы ночью не спим,

И днем и ночью стучим и стучим» (часы)

Дети отгадывают загадку

Организовать детей. Настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата

  1. Основной этап

II.1

Проверка знаний

II.2

Изучение нового материала

Сообщение темы занятия

Знакомство с живыми и цветочными часами

Знакомство с буквой Ч

Чтение открытых слогов

Динамическая пауза

Знакомство с водяными часами

Знакомство с песочными часами

                             

                       

Д/и «Назови, как можно больше слов»      

Знакомство с огненными и свечными часами        

Дыхательное упражнение «Задуй свечу»  

Знакомство с механическим часами    

Зрительная гимнастика.

Д/и «Стрелочка»

Знакомство с электронными часами        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Логопед предлагает назвать 1-й звук в слове «часы»; объяснить, что помогает произнести этот звук; дать характеристику звука Ч

Логопед сообщает, что сегодня они отправятся в прошлое часов и познакомятся с часами, которые были раньше.

Логопед просит детей объяснить, чем похожи между собой часы.

Логопед сообщает, что не все часы бывают со стрелками.

Загадывание загадки:

«Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетая на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!»

Показ картинки с изображением петуха.

Логопед задает вопросы:

- Как вы думаете, часы – петух были удобными часами? Почему?

Логопед демонстрирует картинку с изображением цветка. Рассказ о том, «что люди давным-давно заметили, что одни цветы раскрываются в одно время, например, утром, а другие – днем, вечером. И стали вычислять время по цветам. Однако пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?».

Логопед демонстрирует букву Ч в виде цветка. Обращает внимание, что в цветке спрятана буква, которая обозначает на письме звук Ч.

Логопед демонстрирует букву Ч:

«Ч – вы правильно решили,

Пишут так же, как 4,

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя»

Логопед открывает лепестки, на которых написаны слоги

Логопед проводит физкультминутку:

А часы идут, идут: тик-так, тик-так,

         (ходьба на месте)

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт,

     (наклоны влево - вправо)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

 (дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

   (приседания)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

   (вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

    (вращение туловищем влево)

А часы идут, идут,

     (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают

   (замедленная ходьба)

Если их не заведут,

То они совсем встают

(дети останавливаются и садятся на стулья)

Логопед сообщает, что люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью и в хмурый день.

Демонстрирует водяные часы.

Рассказывает о том, как эти часы показывали время. Предлагает детям ответить на вопрос - «Удобны ли эти часы? Почему?»

Логопед знакомит с песочными часами. Просит ответить на вопрос – «Чем удобны песочные часы? Чем отличаются от водяных часов?»

Логопед предлагает детям, пока просыпается песок, за 1 мин. Назвать как можно больше слов со звуком Ч в начале слова.

Логопед показывает картинку с изображением огненных часов. Рассказывает о том, что это тонкие свечи длиной около метра с нанесенными по всей длине шкалой. Такие часы не только сравнительно точно показывают время, но и освещали жилища.

 Спрашивает у детей – «Чем удобны огненные часы? Почему?»

Логопед предлагает детям подуть на «свечу» - полоску бумаги.

Логопед рассказывает – «Со временем люди придумали часы с механизмом». Предлагает назвать эти часы – «механические».

Демонстрирует механические часы.

«Сначала они имели одну стрелку, позже появилась минутная стрелка. Еще позже – секундная».

Логопед просит детей проследить взглядом за указкой – «двигается стрелочка»

Логопед предлагает ответить на вопрос – «Механические часы надо заводить. Не завел они встали. А какие часы не надо заводить?».

Предлагает рассмотреть электронные часы.

Логопед предлагает ответить на вопрос – «С помощью чего работают электронные часы?»

Дети дают характеристику звуку Ч (согласный, мягкий, глухой), объясняют, что звук произносится при помощи языка и губ.

Дети проходят к столу, где организована выставка часов

Дети отвечают на вопрос

Дети усаживаются на стульчики перед демонстрационным столом

Дети отгадывают загадку и дают ответы на вопрос – «петух поет в разное время; у людей не было петуха»

Дети рассматривают картинку с цветочными часами.

Дети отвечают на вопрос – «Человек не мог пользоваться такими часами зимой или осенью, в пасмурную погоду»

Дети рассматривают букву Ч, знакомятся с ней.

Дети читают слоги: ЧА, ЧУ, ЧЁ, ЧИ, ЧЕ

Дети выполняют движения соответственно тексту

Дети рассматривают водяные часы.

Отвечают на вопрос – «удобны тем, что по отметкам можно определить, сколько времени прошло. Потому что, отметки показывают минуты»

Дети рассматривают песочные часы, отвечают на вопрос – «Отличаются тем, что вместо воды используется в часах песок», «удобны тем, что как и водяные, показывают, сколько времени  прошло»

Дети за 1 мин. называют слова со звуком Ч

Дети знакомятся с часами.

Отвечают на вопрос – «такие часы освещают дом, от свечи тепло»

Дети, глубоко вдохнув, и вытянув губы трубочкой, медленно дуют на «свечку»

Дети отвечают – «часы называются механическими».

Дети знакомятся с механическими часами. Рассматривают их.

Дети следят за указкой логопеда, описывая взглядом круг.

Дети отвечают – «электронные»

Знакомство с электронными часами

Дети отвечают – «Электронные часы работают с помощью батареек».

Закрепить четкое произношение звука Ч

Актуализировать знания по характеристике звука

Вызвать интерес к занятию

Расширить активный словарь.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением

Познакомить с живыми часами.

Развивать воображение, любознательность

Развивать исследовательский интерес.

Формировать диалогическую речь; развивать умение формулировать правильно свою мысль

Учить соотносить звук с буквой

Формировать навыки чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения

Способствовать снятию утомляемости

Развивать общую моторику

Познакомить детей с водяными часами.

Развивать связную речь, пассивный и активный словарь

Формировать умение давать полные ответы

Формировать фонематическое восприятие.

Совершенствовать умение регулировать свою деятельность во времени

Познакомить детей с огненными или свечными часами.

Обогащать активный и пассивный словарь.

Развивать исследовательский интерес, любознательность.

Формировать правильный выдох.

Закрепить навык употребления относительных прилагательных.

Познакомить с механическими часами.

Соблюдать режим охраны зрения.

Познакомить детей с электронными часами.

Формировать умение давать ответы полным ответом.

Развивать исследовательский интерес.

 Контроль знаний и умений

Автоматизация звука Ч в словах, в скороговорке

Логопед уточняет, как называется профессия человека, который чинит часы?

Логопед предлагает детям проговорить скороговорку – «Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас».

Просит назвать слова со звуком Ч

Дети называют профессию часовщика.

Дети проговаривают скороговорку, четко произнося звук Ч.

Называют слова – «часовщик», «часики», «чинит».

Совершенствовать навык словообразования.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука Ч в словах и связной речи

  1. Итог занятия

III.1

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Методика «Пяти пальцев»

III.2

Домашнее задание

Логопед проводит рефлексию.

  1. «Что я узнал нового на занятии?»
  2. «Чему я научился?»
  3. «Каким было мое настроение?»
  4. «Что было трудным для меня на занятии?»
  5.  «Что я сделал для своего здоровья?»

Логопед предлагает детям домашнее задание по пройденной теме

Дети загибают поочередно пальцы на руке и дают ответы на вопросы.

Ребенок получает домашнее задание

Обобщить тему занятия.

Развивать долговременную память.

Упражнять детей в умении давать самооценку своей деятельности.

Закрепить пройденную тему во время выполнения домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме "Органы чувств"

Конспект  непосредственно  образовательной  деятельности  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста (6 – 7 лет)  с...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группепо теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Посуда»

Организация непрерывной  непосредственно образовательной  деятельности  детей в старшей группе по теме «Посуда»...

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Помощники Федоры»

Организация непрерывной  непосредственно-образовательной  деятельности  детей в старшей группе по теме  «Помощники Федоры»...

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие в Буквоград»

Организация непрерывной  непосредственно-образовательной  деятельности  детей в подготовительной группе по теме  «Путешествие в Буквоград»...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе. Звуки С-Сь. Буква С. Профессии

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе.  Звуки С-Сь. Буква С. Профессии...