Доклад "Три -основы воспитания. Игра, труд и творчество"
статья

Мадебейкина Алина Николаевна

доклад на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на педсовет66 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время он либо читает, либо рисует, либо подолгу и с большим интересом играет.

Все виды деятельности важны для развития и воспитания ребенка. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Сегодня я хочу поговорить об игре, творчестве и труде как о трех основах воспитания.

  Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. В игре переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные игры.

Строительно-конструктивные игры – это одна из любимых игр наших воспитанников. Это разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Это наше любимое Лего. В него играют и мальчики , и девочки.  Строительно-конструктивные игры развивают мелкую моторику пальцев, воображение и мышление. Ведь они строят свои сооружения и транспорт не используя брошюры.

 Творческими, или сюжетно – ролевые игры. В эти игры тоже любят играть наши ребята. Здесь  школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Сюжетно- ролевые игры не подчиняются готовым и обязательным правилам. В них действие происходит как бы «понарошку»; ребёнок играя в какой-нибудь воображаемой ситуации – на корабле или в гостях, в цирке или дома – сам творит игру, развивает её содержание.  Игра всё таки не свободная импровизация и она тоже регламентируется правилами. Ребёнок всегда поступает в соответствии с правилами той роли, которую он выполняет в игре. Именно роль позволяет ему совершать героические, смелые поступки. Благодаря игровой роли ребёнок увлеченно выполняет те трудовые действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным.

Нашим ребятам тяжело даются игры, где дети должны соблюдать правила игры. Это подвижные, спортивные, дидактические  игры. Но к 3 классу дети справляются с этой задачей, учатся выполнять правила.

Ведя беседу об игре, нельзя не сказать о компьютерных играх, т. к. компьютерные игры –неотемлимая часть  нашей жизни .  Почти сразу же после того как появились компьютерные игры появились разговоры о их вреде для детей и взрослых.  В чем опасность компьютерных игр и может ли быть от них польза?

Первое о чем говорят противники компьютерных игр это опасность формирования игровой зависимости. Действительно это достаточно серьезное отклонение психики, которое требует помощи специалистов. Люди у которых возникла зависимость от игр в виртуальном мире живут больше чем реальном, который становится для них «тусклым» и неинтересным. В крайних случаях, которые подробно описаны, у игромана пропадает аппетит и он может погибнуть от истощения. Самое опасное в подобных ситуациях это то, что подобная зависимость развивается незаметно для окружающих.

Такая зависимость может развиться как у взрослых, так и у детей, однако у детей по понятным причинам такое состояние развивается намного чаще. Неокрепшая детская психика очень быстро поддается негативному влиянию игр. Дети просто неспособны контролировать свое поведение в достаточной степени, чтобы противостоять компьютерной зависимости.

При этом игровая зависимость не единственная проблема. Ей сопутствуют проблемы со зрением, лишний вес, неврологические проблемы (особенно это касается кистей рук) и т.д.

Однако от компьютерных игр есть и польза. И тут, как и во многих других сферах человеческой жизни, все зависит от чувства меры, а в случае с детьми еще и от возраста, на который они рассчитаны. Большая часть игр, в которые играют дети в нашей стране, имеют рейтинг «16+» или даже «18+». В данном случае ответственность ложится исключительно на родителей и на педагогов.

Многие игры способствуют развитию интеллекта, внимания, реакции, пространственной ориентации и логического мышления. Существуют и развивающие игры для самых маленьких, и игры, которые помогут освоить иностранные языки или какие-то научные дисциплины.

Роль игры в воспитании   детей такова:    Игра является основным видом деятельности детей, так как через игру дети получают знания, у них формируются навыки и умения. Игра воспитывает определённые качества личности. В игре ребёнок удовлетворяет потребность быть тем, кем он хочет. В игре у ребёнка формируются нравственные качества. Игра помогает воспитать решительность, умение преодолевать трудности и доводить дело до конца. Игра помогает совершенствовать физические возможности ребёнка. В игре ребёнок учится общению со сверстниками. Игра развивает творческие способности.  Всего этогоможно достичь, если игра будет организована и руководить, ей будет взрослый. Руководя игрой, воспитатель воздействует на сознание, поведение, чувства и волю детей. Ведь помимо вышеперечисленного, в игре ребёнок развивает фантазию, мышление, расширяет  речь, учится выигрывать и проигрывать.

Закончить свой рассказ об игре я хочу словами великого педагога А. С. Макаренко   «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения»,  который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.  Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься  этой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используют доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю  и прививаю  социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируют такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи,    желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению.

  Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

  Творческие способности  развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые - педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин,  Ш.А. Амонашвили,  В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин.

          Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

  Каждый ребенок хочет творить. На своих занятиях стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, районом региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют  инициативу учащихся  мотивируют на положительные поступки и обучение.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации  детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Специальная коррекционная школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду .

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей  трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. Труд имеет для ученика специальной коррекционной школы VIII вида большое коррекционное значение.

Так как я в в школе-интернат работаю воспитателем, я хочу затронуть ту часть трудового обучения которым занимаемся мы- воспитатели. Это труд по самообслуживанию.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за одеждой и обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается школьник. При этом учащиеся специальных коррекционных школ VIII вида таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах),—таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, СБО. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках СБО.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде — дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. По этой причине особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во времени, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, в случае если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Кто лучше сделал? У кого красивее? Почему?

Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.

Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната. Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту мебели, белья, обуви, шефская помощь старших ребят младшим — все это помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех.

Доклад на тему:

« Игра, Творчество и Труд –

 три основы воспитания»

Составила и прочитала воспитатель

Мадебейкина А.Н.

Декабрь 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Труд и творчество"

прзентация составлена к уроку обществознания в 6 классе  по теме "Труд и творчество". По учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание"...

Мастер-класс "Игра - творчество, игра - труд"

Презентация к мастер-классу учителя математики на тему "Игра - творчество, игра - труд". Испрользование дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах. Приемы использования игры "Шифровальщ...

Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».

Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...

Тема: Труд – основа воспитания в ненецкой педагогике. (статья )

         Традиции в трудовом воспитании у народов крайнего Севера изучены еще недостаточно. В советское время написано несколько работ  по трудовому воспитанию, но...