Конспект открытого урока "Трудно птицам зимовать"
план-конспект урока (7 класс)

Будинова Виктория Винеровна

Тема урока: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".

Тип урока: комбинированный.

Цель: формировать представления о зимующих птицах в городе и способах помощи им.    

Задачи:

Образовательные:

Закреплять и расширять представления о зимующих птицах в городе, формировать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц. Формировать представления о  понятии «кормушка», о видах корма для зимующих птиц. Развивать счетные навыки, выбор заданного количества из общего множества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudno_ptitsam_zimovat.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по живому миру в 7 «З» классе

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

                                 Выполнила: Будинова В.В.

                     

Москва, 2017

Тема урока: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".

Тип урока: комбинированный.

Цель: формировать представления о зимующих птицах в городе и способах помощи им.         

Задачи:

Образовательные:

Закреплять и расширять представления о зимующих птицах в городе, формировать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц. Формировать представления о  понятии «кормушка», о видах корма для зимующих птиц. Развивать счетные навыки, выбор заданного количества из общего множества.

Коррекционно-развивающие:

Развивать память и зрительное восприятие на основе задания с соотнесением иллюстрации и карточки, способствовать речевому развитию и обогащению активного и пассивного словаря, стимулировать речь посредством звукоподражания, развивать тонкую и общую моторику посредством создания макета кормушки. Развивать умение дифференцировать из общего количества названия нужных птиц, развивать словесно-логическое мышление. Развивать сенсорное восприятие на основе динамической паузы, развивать умение работать по устной инструкции учителя.

Воспитательные:

Воспитывать  любовь к живому миру, интерес и заботливое отношение к зимующим птицам. Воспитывать умение доводить работу до конца.

Оборудование и материалы:

Презентация "Зимующие птицы,  видео сюжет "Мир птиц». Иллюстрации зимующих птиц, раздаточные карточки "Зимующие птицы", макет «Ворона»,   макет «Кормушка», корм для птиц,  листы с заданиями. Индивидуальные наборы для практического задания: клей, салфетка сухая и влажная, наборы корма для птиц, лист-макет «кормушка».

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Прим.

Орг. момент

2 мин

Добрый день, ребята.

Прозвенел звонок- начинается урок!

Сядьте удобнее, спинки прямые.

Какой сейчас урок?

Который урок по счету?

Дети садятся за парты, проверяют готовность к уроку

Организация учебной деятельности.

Актуализация знаний

5 мин

1. Повторим, какое у нас сегодня число?

Правильно, сегодня 14 февраля, день недели - вторник.

Какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Правильно зима, посмотрите на улице снег, холодно, солнце не греет, нет листьев на деревьях.

2. Ребята, пока вы были на перемене, кто-то постучался к нам в окно.

Посмотрите!

Кто это? (ворона)

Правильно, это ворона.

Ой, а что это у нее в клюве?

Правильно, это письмо. Прочитаем письмо!

«Помогите, нам голодно зимой! Воробьи, вороны, снегири, синицы»

Воробьи, вороны, снегири, синицы. Одним словом это?

Птицы

Молодцы! Правильно! Это птицы.

Посмотрите на слайд.

Где же обитают, живут птицы?

А мы с вами живем где?

А в городе где живут птицы? Посмотрите на экран вот они птицы, живущие  зимой в городе.

Где в городе можно встретить птиц?

Как одним словом назовем птиц, которые зимуют в нашем городе? (зимующие)

Почему мы их так называем?

Правильно, ребята, тяжело приходится зимующим птицам в городе (слайд).  Холодно им и голодно.

Почему холодно? (потому что, солнце не греет)

А почему голодно? (потому что им тяжело добыть корм из под снега, а семян и ягод на деревьях практически не осталось)

Как вы думаете, нужна ли птицам помощь?

А мы с вами сможем помочь птицам зимой?

-зима

-нет листьев на деревьях, холодно на улице, лежит  снег

-письмо

-птицы

-в лесу, в полях, в городе

-в городе, в Москве

-в парках, скверах, на улицах

-зимующие птицы, это те, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать.

-да

-да

Дети работают с календарем природы, характеризуют погоду по дневнику наблюдений.

Сообщение темы урока

1 мин.

Вот сегодня на уроке мы и узнаем, как мы сможем помочь зимующим птицам перезимовать.

Проверка домашнего задания

Обобщение и систематизация знаний

7  мин

Давайте вспомним, с какими птицами на прошлом уроке мы  с вами познакомились.

И название, каких птиц вы повторяли дома?

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Правильно, это снегирь. (изображение на слайде)

Найди у меня на столе такую птицу, как она называется, прикрепи картинку на доску. Ребята, найдите у себя на парте изображение снегиря, покажите. (покажи, назови).

Учитель параллельно с учащимися прикрепляет аналогичные картинки с изображением называемых птиц.

Слушайте внимательно:

Серый маленький комочек.
Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш ...
(Воробей)

Кто же это? Правильно, воробей, Найди у меня на столе такого воробья. Как он чирикает? (имитация голосом).

Ребята, найдите на своей парте картинку воробья, покажите. (покажи, назови).

Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет. (голубь)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. (ворона)

Молодцы!

Выйди  к доске и под каждую картинку прикрепи название  птицы.

Читай название птицы, Где эта птица? Прикрепи под ней надпись с названием. Правильно, садись.

Ребята, мы с вами повторили названия зимующих птиц в городе.

Послушайте стихотворение Александра Яшина: "Трудно птицам зимовать"

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Со двора я притащил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Прилетают птицы в сад,

Посидят, поговорят,

Им бояться нечего:

Пусть мороз трещит сердито —

Их столовая открыта.

Ребята, как вы думаете, что автор назвал "птичкиной столовой"?

Правильно, кормушку.

Давайте прочитаем это слово на доске. Аня читай.

Так, что же такое кормушка? Кормушка - это место, куда прилетают птицы, чтобы поесть.

Давайте посмотрим,  как выглядит кормушка. (макет на столе, описание строения кормушки учителем)

Люди мастерят кормушки и подкармливают птиц зимой, чтобы они не голодали. Если у птиц будет корм, то они не замерзнут в холодную зиму. (слайд-кормушка)

Посмотрите какие разные бывают кормушки ( слайд -виды кормушек)

Кормушки мастерят из подручных средств: из коробок от молока, из пластиковых бутылок, из дощечек.

Что насыпают в кормушки?

-снегирь

-воробей

-голубь

-синица

-ворона

Ребенок работает у доски.

-кормушку

-корм

Отгадывают загадки, работают у доски, слушают стихотворение, отвечают на вопросы, смотрят презентацию.

Дидактическая игра

5 мин

Правильно корм, сейчас мы узнаем,

 что любят наши городские зимующие птицы.

Подойди к столу. Какая птица тебе нравится, выбери карточку. (Синица).

Синица любит семечки,

Положи в кормушку 7 семечек.

( ребенок берет семечки, отсчитывает необходимое количество, кладет в кормушку).

Молодец, садись.

Какую птицу выберешь ты? (показ картинки)

Голубь любит хлеб, положи в кормушку 3 кусочка хлеба.

Молодец, садись.

Выходи к доске, как ты думаешь, 3 кусочка хлеба это много или мало (добавь 2, сколько стало?)

Какую птицу выберешь ты? (выбери нужную картинку)

Снегирь любит рябину, положи ему в кормушку 3 пары ягод.

Сколько всего ягод ты положил? (пересчитываем ягоды)

Выходи к доске, Какую птицу выберешь ты? читай.

Воробей любит пшено, давай насыплем  ему горсть (горку) пшена.

Какую птицу выберешь ты? (берет карточку с изображением вороны)  

Вороне остались орехи, положи ей сначала 2 ореха, добавь еще два, сколько всего орешков у вороны?

Молодцы, мы узнали, чем можно накормить птиц, что корм для птиц бывает разный.

-синица

-голубь

-снегирь

-воробей

-ворона

Дети работаю у доски, индивидуальная работа с каждым учеником.

Физ-ка

2 мин.

Немного отдохнем. Один ребенок выходит к доске, остальные на местах, выполняют упражнения с помощью учителя.

Физминутка  «Птичка проснулась».

Дети выполняют движения по тексту.
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад, 
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево, 
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной, 
Полечу-ка я домой.

"Повертелись, покружились, в ребятишек превратились". Садитесь за парты.

Закрепление знаний

11

Контроль и оценка знаний.

Дом. задание

Посмотрите на слайд, здесь мы видим кормушку и птиц, которые прилетели поесть.

Ребята, смотрите на ваших столах лист с изображением кормушки, но кормушка пустая. Значит, мы должны насыпать корм, чтобы накормить птиц.

Как мы будем выполнять эту работу?

Пояснение видов материала и техника безопасности.

Корм для птиц, клей, салфетка влажная и бумажная, образец на экране, пооперационная карта.

Прежде чем клеить, вспомним, что с клеем нужно обращаться осторожно, наносить аккуратно, в рот не брать, руки после работы с клеем протирать салфеткой.  

И так, приступим к работе.

Сейчас мы будем насыпать в наши кормушки разные виды корма. Давайте вспомним, что мы можем насыпать в кормушку, чтобы  покормить птиц.

1слайд ( Семечки) Что это? Правильно. Посмотрите в ваших корзинках разный корм, найдите семечки. Приклеим семечки к кормушке (индивидуальная помощь)

2 слайд ( Хлеб) Что это? Правильно, найдем кусочки хлеба. Посмотрите: я положу кусочки  хлеба в кормушку, а вы положите кусочки хлеба в свои кормушки (индивидуальная помощь).

Аналогичная работа с другими видами корма (пшено, орехи)

Наши птички довольны, мы им насыпали много корма. Что мы насыпали птицам? (перечисление корма)

Молодцы, замечательная птичья столовая у нас получились.

Давайте посмотрим, какую кормушку ты  сделал прикрепи свою работу на доску. Ты молодец, аккуратно выполнил задание... Садись.

Прикрепи свою работу на доску, хорошая работа получилась, ты выполнял самостоятельно, …

Ребята, посмотрите на доску. Какие замечательные кормушки получились.

Теперь вы знаете, как вы можете помочь птицам зимой.

Поэтому дома, вместе с родителями, во время прогулки, найдете кормушку и покормите птиц. Это и будет ваше домашнее задание.

Ребята, существуют правила подкормки птиц, давайте с ними ознакомимся:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки и коробки.

2. Кормить птиц надо в одном месте, в одно время.

3. Кормить птиц надо каждый день.

4. Корма класть немного, так чтобы хватало на день.

Правила выделены в красную рамку, это значит, что мы должны их знать и соблюдать.

 Давайте еще раз повторим: Чем можно покормить птиц?

Дети отвечают на вопросы, смотрят презентацию, участвуют в создании кормушек, выбирают нужный корм.

-семечки

-хлеб

-хлеб, зерна, семечки

На слайде иллюстрация "Птицы в кормушке"

5  минуты

А теперь, посмотрим с вами сюжет "Зимующие птицы" и понаблюдаем,  как птицы живут в природе.

Каких птиц увидели?

Что делают птицы?

Какой корм едят птицы?  

-зимующих

-едят корм в кормушке

-пшено, семечки, хлеб

Видео сюжет

3 мин

Итог урока

2 мин

Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали, как можно помочь птицам пережить зиму в городе.

Как мы можем помочь птицам?  Что нужно делать для птиц? (кормушки) Чем мы можем покормить птиц? (хлеб, пшено).

Правильно ребята, птицам нужно помогать, заботиться о них, подкармливать,  ведь накормить их совсем не сложно,

Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, на этом наш урок окончен.

Дети по одному выходят к кормушке и наполняют ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Конспект открытого занятия «Из зимы в лето» (Цветокоррекция)

Цветовая коррекция фотографии, с дальнейшим созданием из нее изображений различных времен года (зима, весна, лето, осень) и фантастического пейзажа в растровом графическом редакторе GIMP.Обучающиеся з...

Конспект открытого занятия "Птица-Осень"

Данный материал представляет собой конспект открытого занятия "Птица-Осень" творческого объединения "Соленое тесто". Это занятие входит в программу первого года обучения. Оно подводит промежуточный ит...

Конспект урока "Трудно птицам зимовать"

Урок по предмету «Окружающий мир»Тип урока: комбинированный.Тема урока: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»Цель: обобщить и расширить представления учащихся о зимующ...

конспект классного часа "Птицы зимой"

представлен конспект классного часа в 5 классе о птицах, зимующих в нашем регионе....

Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"

Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....

Методическая разработка. Конспект открытого занятия "Птицы прилетели"

Цель:Формирование элементарных представлений детей о птицах через разнообразные виды деятельности.Задачи:1.Учить ребенка взаимодействовать со взрослым.2.  Дать представление о внешнем виде птиц, ...