Проект по профориентации «Кем быть»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Бутин Вячеслав Игоревич

Цель проекта:     оказание помощи в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_proforientatsii.docx411.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по профориентации

«Кем быть»

D:\Users10\Igor\Desktop\Proforientacija-dlja-shkolnikov-shapka-1.jpg 

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Кем быть»

Категории участников проекта

Обучающиеся 9- 11классов

Цели  проекта

  • оказание помощи в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
  • формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

Задачи проекта

  • дифференцированная помощь подросткам в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, интеллектуальных и индивидуальных        особенностей интересов и с учетом социокультурной и        экономической ситуации в городе.
  • ознакомление с основными принципами выбора

  профессии;

  • знакомство с особенностями современного рынком труда;
  •  практическая подготовка подростков к выбору сферы труда и профессии на основе предоставленной информации о профессиях, развития творческих качеств личности каждого подростка через экскурсии и творческие мастерские;
  • составление индивидуального образовательного плана

саморазвития..

Срок реализации

Сентябрь  2017г –  июнь  2019 г.

Ожидаемые конечные результаты

Успешный самостоятельный выбор профессии каждым выпускником.

                                                 

                                                                Пояснительная записка.

«

      Необходимость формирования у обучающихся 9-11 классов   готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. По результатам тестирования старшеклассники, например, могут назвать в среднем лишь 5-7 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:

  • 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,
  • 17 %— по совету родственников,
  •  9% — под влиянием средств массовой информации.
  • 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью училища к дому.
  • 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.  Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности. Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Кем быть?», который предлагается учащимся 9-11   классов в рамках предпрофильной подготовки.

Цели проекта: 

  • формирование профессиональной готовности будущих выпускников,
  • оказание помощи будущим выпускникам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
  • формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

Задачи:

  • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии;
  • знакомство с особенностями современного рынком труда;
  • составление индивидуального образовательного плана или программы

      саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Методы: 

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
  • Выездные экскурсии.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

  1. информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
  2. информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Воспитанники должны знать: 

  • значение профессионального самоопределения, требования    к составлению личностного, профессионального плана;
  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
  •  понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи                                 с выбором профессии.

Обучающиеся должны уметь: 

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
  • классифицировать профессии, разделять понятия: “профессия”, “специальность” и др.;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым воспитанником.

                                   

D:\Users10\Igor\Desktop\0002-002-Proforientatsija.jpg

План реализации проекта

№ п\п

          Мероприятия

Срок проведения

Создание банка  данных об учебных заведениях      Мурманской области.        

Посещение тематических выставок по профориентации  в  библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши»,

Школа практической помощи                   

 Тестирование по теме« Познай самого себя»

Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория»

Беседа «Мир моих увлечений»

 Час общения: «Как правильно выбрать профессию» .(Понятие                          о профессии и специальности..)

Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.)

Беседа  «Какие бывают профессии?»

Оформление презентации                    

«Мир профессий».

Родительское собрание: «Профессии, которые выбирают наши дети»

Деловая игра «Я и моя будущая профессия»

Обзор презентаций «Профессии людей».(«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии»             по Е. А. Климову)

 Час общения « Как избежать ошибок при выборе профессии». (Формула выбора профессии.)

Единый День профориентации-Профориентационный час  «Путь познания»,                                            Деловая  игра « Собеседование при приёме на работу»   Тренинг самопознания  «Что значит быть взрослым?»

Диспут «Что такое цель жизни?»

Встреча старшеклассников с выпускниками школы.

Встреча с людьми разных профессий  «Человек трудом славен».

Экскурсии                                                                              На мебельное предприятие «Стелс»  г. Североморск                                                

 Учебные заведения Мурманской области: Мурманский строительный колледж им. Н. Е. Момота, ГАПОУ МО Мурманский индустриальный колледж.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс»

Заключение

    Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь обучающимся выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

  1. Климов, Е.А. Как выбирать профессию  / Е.А. Климов.  – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
  2. Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков  / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
  3.  Психологическое сопровождение выбора профессии  / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
  4. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой.  СПб : Речь, 2007. 365 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профориентация. Кем быть?»

У меня растут года,Будет и семнадцатьГде работать мне тогда,Чем заниматься?В. МаяковскийПрофессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения фи...

Классный час по профориентации "Кем быть?"

laquo;Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»                              ...

Сценарий агитбригады к районному конкурсу профориентации "Кем быть?"

Сценарий агитбригады, направленный на профориентацию школьников. Посвящена профессии офицер....

Программа по профориентации "Кем быть"

Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития....

Внеклассное мероприятие по ранней профориентации "Кем быть? Каким быть?"(«Ярмарка рабочих профессий») в 9-б классе, 12.10.2020

Мероприятие предназначено для детей  школьного возраста. Перед началом игры-путешествия  ребята делятся на две группы (команды). Цели: выяснить уровень знаний учащихся о профессиях;позн...

Внеклассное мероприятие по профориентации "Кем быть?"

Внеклассное мероприятие по профориентации "Кем быть?" для обучающихся 8-9 классов с элементами диагностики....

Конспект занятия по профориентации "Кем быть?"

Конспект занятия с презентацией по профориентации помогает подростку сориентироваться в мире профессий, соедйствет сознательному профессиональному самоопределению....