РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
учебно-методический материал

Курганская Татьяна Александровна

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ребенок с РАС имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы.

Одним из разделов АООП обучающихся с РАС является коррекционно-развивающая работа, в которой важное место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у таких детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Дети имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому формирование речевого слуха и произносительной стороны речи является обязательной частью коррекционно-развивающих занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon oblako_1.zip299.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Поповская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.К. Горбанева

Россошанского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрено на заседании МСШ

Протокол №1 от 30.08.2018г.

Руководитель МСШ

______________ О. А. Фоменко              

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________ М. В. Нардова

«Утверждаю»

Директор школы

______________ Н. В. Иващенко

Приказ №136 от 01.09.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика»

для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант    )

1 КЛАСС

Программа разработана:

Курганской Татьяной Александровной,

учителем иностранного языка  

первой квалификационной категории

                

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ребенок с РАС имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы.

Одним из разделов АООП обучающихся с РАС является коррекционно-развивающая работа, в которой важное место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у таких детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Дети имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому формирование речевого слуха и произносительной стороны речи является обязательной частью коррекционно-развивающих занятий.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программе «Логопедическая гимнастика» позволяют проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. Работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

Цели программы:

- создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода;

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

- максимальная коррекция дефектов устной речи, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;

- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:                                                                                                               

- ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире;                                                                                                                                 

- обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого;                                                    

- развивать устную речь, фразовую и связную речь, обогащать и активизировать словарный запас;                                                                                                          

- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития;

- развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы;

- создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале;

- уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;

- подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):                                                                            

- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;                                                      

- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;                                                      

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;                                                          

- формировать пространственно-временные представления и понятия;                                                                          

- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Данная программа коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» рассчитана на 17 часов. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание традиционных и инновационных методов и приемов. Программа предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Периодичность занятий - 1 раз в две недели. Продолжительность занятий - 20 минут.

Планируемые результаты

В результате работы по программе коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» у ребенка с РАС можно планировать следующие результаты:

- развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;

- формирование правильного звукопроизношения;

- умение правильно использовать поставленные звуки;

- развитие умения контролировать собственную речь.

Личностные:

- развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

- желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

- умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

-  наличие мотивации к овладению устной речью.

Предметные:

- развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;

- формирование правильного звукопроизношения;

- умение правильно использовать поставленные звуки;

- развитие умения контролировать собственную речь.

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Содержание рабочей программы «Логопедическая гимнастика» включает в себя:

- сбор анамнестических данных, обследование состояния общей и артикуляционной моторики, обследование неречевых психических функций, диагностика уровня сформированности фонематического восприятия, обследование состояния произносительных навыков;

- формирование артикуляторной базы, развитие органов артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие слухового внимания и слухового контроля;

- постановку и автоматизацию нарушенных звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, введение звуков в самостоятельную речь, развитие фонематического восприятия, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год

п/п

Тема

Количество

часов

Дата проведения

План.

Факт.

1

Диагностика уровня сформированности фонематического восприятия

1

2

Формирование артикуляторной базы звуков

1

3

Гласные звуки. Согласные звуки

1

4

Постановка звука «с». Автоматизация звука «с» в начале, середине, конце слова

1

5

Автоматизация звука «с» в стечении согласных и в связной речи

1

6

Постановка звука «сь». Автоматизация звука «сь» в начале, середине, конце слова

1

7

Автоматизация звука «сь» в стечении согласных и в связной речи

1

8

Постановка звука «з». Звук «з» в начале, середине слов

1

9

Звук «з» в связной речи. Дифференциация звуков «с»-«з»

1

10

Постановка звука «ц». Автоматизация звука «ц» на конце, в середине и начале слов

1

11

Автоматизация «ц» в связной речи. Дифференциация звуков «ц»-«с»

1

12

Постановка звука «ш». Автоматизация звука «ш» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных

1

13

Автоматизация звука «ш» в связной речи. Дифференциация звуков «ш»-«с»

1

14

Постановка звука «ж». Звук «ж» в начале, середине слов

1

15

Звук «ж» в связной речи. Дифференциация звуков «ш»-«ж»

1

16

Звук «ж» в связной речи. Дифференциация звуков «ж»-«з»

1

17

Повторение пройденного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫБазовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет «Физическая к...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...

Рабочая программа учебного курса "Ручной труд" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

3,4 классы1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...