Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия
методическая разработка

КУЗЬМЕНКОВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА

При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка в логопедической группе важно учитывать индивидуальный когнитивный стиль дошкольника, т. е. право воспринимать информацию на собственном познавательном языке. В основе такого подхода лежит выявление у ребёнка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия

При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка в логопедической группе важно учитывать индивидуальный когнитивный стиль дошкольника, т. е. право воспринимать информацию на собственном познавательном языке. В основе такого подхода лежит выявление у ребёнка доминирующего канала восприятия на занятиях, в организованной и свободной деятельности.

Каждый индивид, обладая всеми тремя основными модальностями восприятия (аудиальной, визуальной и кинестетической), использует с максимальной нагрузкой одну из них, доминантную.

Рекомендации по оптимизации коррекционно-образовательного процесса.

Особенности форм и организации индивидуальных занятий

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

«План».                           Ребёнку предлагается рисунок-план. Передвигаясь по кабинету в соответствии с графическим изображением, дошкольник находится конверты с заданиями.

«Картинка, появись!».          На столе, изображением вниз, лежат пазлы большого размера. Пазл переворачивается после выполненного задания.

«Дойди до цели!».              Перед ребёнком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать букву, надо выполнить задание.

«Радио».              Задания даются в устной форме.

«Занятие — сказка». При рассказывании знакомой сказки, ребёнок помогает её персонажам. Например, бабка очень занята приготовлением обеда, поэтому не может помочь деду вытянуть репку. Помоги ей: отбери продукты со звуком и скажи, что можно из них приготовить.

«Подарок».         Логопед приносит на занятие коробку-подарок. Разбирая её, ребёнок выполняет задания.

«Весёлые циркачи». Цирковые артисты выступают в цирке, а ребёнок им активно помогает (жонглёр — ловит мячи с заданным звуком).

«Стройка».         Ребёнок из деталей конструктора строит дом. При этом, чтобы получить нужную деталь, ребёнок выполняет задание логопеда.

Особенности проведения артикуляционной гимнастики

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Им зеркало нужнее всех: зрительный самоконтроль.

Им нужен показ, картинки, профили.

Подробные, неторопливые объяснения. Использовать артикуляторные сказки. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов.

упражнений под музыку.

Артикуляционную гимнастику сочетать с развитием мелкой и общей моторики: комплексные разминки предложенные Коноваленко С. В. «Качели» — движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. Туманова Н., Мицкевич А. создали систему артикуляционной гимнастики, соединив ее с упражнениями для развития мелкой моторики.

Упр. «Грибок» одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая — «лежит» на кулаке («шляпка»).

Они вас «не видят» и «не слышат», и именно им нужна помощь зондом

Особенности формирования навыков правильного произношения

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

«Звуковые лабиринты»   На магнитной доске или специально изготовленном поле картинки с нужным звуком. Они соединены разноцветными стрелками. Задание: пройди по синим стрелкам, правильно называя картинки.

«Найди клад».                   На столе лежат картинки с изображением предметов. Водящий прячет под любой карточкой «клад». Ребёнок при помощи вопросов должен его найти.

«Лазерная указка»        Перед детьми на магнитной доске картинки с нужным звуком.

Педагог указывает на картинки с помощью лазерной указки.

«Внимание, осы»              На магнитной доске картинки с нужным звуком. Под одну из картинок прячется картинка «осы» (на другой звук это может быть шмель, жук, змея и т. п.) Взрослый показывает картинки, дети называют. Если показывается картинка, под которую спрятаны осы, дети говорят: «Внимание, осы!».

«Слово за слово».      Два игрока садятся за стол лицом друг к другу, перед ними по10–15 картинок, разложенных в ряд. Игроки составляют предложения, включающие в себя как можно больше слов, иллюстрируемых карточки соперника.

«Вот какой рассеянный!»               На столе стопка карточек, перевёрнутых рисунками вниз. Игроки задают вопросы водящему. Ответ на любой вопрос «рассеянный» находит, раскрывая очередную верхнюю картинку своей стопки.

«Договори словечко». Взрослый называет часть предложения, а ребёнок должен закончить словом с нужным звуком

«Рифмы».            Игроки берут картинки называют их и подбирают рифму.

«Эхо». Повторение речевого материала за аудио ведущим (например, диск Скворцовой И. П. «Трудные звуки»).

«Перейди через болото». На полу раскладываются круги («кочки»). Ребёнок шагает и называет предметы (картинки) возле каждой кочки.

«Плавает — не плавает». Подбираются предметы из разных материалов. В таз с водой ребёнок опускает предмет, сопровождая комментариями: «Белая лодка плавает».

«Шляпа»                       Дети под музыку передают друг другу шляпу. Когда музыка перестаёт играть, ребёнок, у которого осталась шляпа, называет слово с заданным звуком, а остальные дети повторяют это слово 3 раза.

«Рыбалка»              Ребёнок с помощью магнитной удочки «ловит» картинки и называет их.

«Чудесный мешочек». Игра проводится с игрушками, в названии которых есть отрабатываемый звук. Если игрушки большие, можно провести игру по типу «Угадай на ощупь».

Особенности использования средств обучения

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Используйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение,

Частая смена таблиц, наглядных материалов, мультимедийные презентации.

Используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);

магнитофонные системы обучения, аудиозаписи.

Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь. После изучения тем оставляйте наглядные материалы перед глазами.

Помощь в обучении

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Разрешайте иметь под рукой листок, на котором дошкольник в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т. д. Произносит звук- рисует спираль.

На занятиях можно использовать тихую музыку фоном.

Не заставляйте сидеть долгое время неподвижно, давайте возможность моторной разрядки (походить, встать и попрыгать...).

Замечания в процессе работы

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Покачать головой, погрозить пальцем.

Не делайте замечания, когда ребёнок в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами. Сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише».

Положить руку на плечо.

Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию и анализируют её, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т. д. Все мы педагоги, способны понять, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное, что отличает каждого ребёнка.

Литература:

1.  Акимова Г. Е. Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

4. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. -М.: Вентана-Граф, 2005.

5. Парамонова Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. — М.: Академия, 2001.

6. Степанова О. А. Справочник учителя-логопеда ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущие каналы восприятия

Ведущие каналы восприятия - доклад, Школа педагогического мастерства...

Поурочное планирование темы «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» для обучения биологии с учетом ведущих типов восприятия информации школьников

Данный материал представляет собой поурочное планирование темы "Разнообразие живых организмов. Среды жизни" биологии 5 - 6-х классов для работы с УМК серии "Сферы" и реализации дифференцированного под...

Заключение по методике определения ведущего канала восприятия

Заключение по результатам диагностики с таблицей, выводами, рекомендациями и предоставлением индивидуальных результатов для учащихся...

Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.

Аннотация: статья  содержит дидактические рекомендации для повышения эффективности обучения математике, подчёркивается необходимость учёта психологических особенностей учащихся для достижения рез...

Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия.

Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум.Согласно исследованиям ученых, всего у тр...

Мастер -класс "Организация личностного подхода в обучении школьников с учетом их доминирующего канала восприятия"

Мастер -класс "Организация личностного подхода в обучении школьников с учетом их доминирующего канала восприятия"...