Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью в рамках внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Клочкова Елена Сергеевна

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klochkova_e.s._statya_1.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Клочкова

(Елец, МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»

магистрант 2 курса ЕГУ им. И.А. Бунина

научный руководитель к.п.н., доцент Емельянова И.Д.)

e-klochkova@inbox.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Аннотация: в статье раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приводятся основные принципы и направления, задачи психолого-педагогического сопровождения в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освещена организация этого направления в условиях МБОУ «Школа № 19 г. Ельца».

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, ФГОС ОО у/о.        

E.S. Klochkova

(Yelets, MBOU "SCHOOL № 19 OF YELETS»

the 2-year student of ysu them. I. A. Bunin

scientific supervisor ph. d., associate professor Emelyanova I. D.)

e-klochkova@inbox.ru

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION IN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE FSES OF STUDENTS

WITH MENTAL RETARDATION

(INTELLECTUAL DISABILITIES)

Abstract: the article reveals the peculiarities of psychological and pedagogical support of students with mental retardation (intellectual disabilities): the main principles and directions, tasks of psychological and pedagogical support within the implementation of the Federal state educational standard of students with mental retardation (intellectual disabilities) are given, the organization of this direction in the conditions of MBOU "school № 19 of Yelets"is highlighted.

Keywords: psycho-pedagogical support, FSES ES MR

 Начиная с 1 сентября 2016 г., в связи с вступлением в силу приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» образовательная деятельность 1-2 классов МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС ОО у/о)  по адаптированным основным общеобразовательным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – вариант 1, вариант 2 (далее АООП (вариант 1, вариант 2) ФГОС ОО у/о.). АООП вариант 1, вариант 2 разрабатываются на основе ФГОС ОО у/о с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Осуществление  образовательной деятельности МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» в соответствии с ФГОС ОО у/о обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его образовательных потребностей, путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. 

Внедрение ФГОС ОО у/о в образовательную деятельность школы предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей (законных представителей).

С 1 сентября 2017 года в школе скомплектовано 4 класса, реализующих ФГОС ОО у/о, а именно 1 «А» – 2 «А» класс, школьники которого обучаются по АООП (вариант 1), 1 «Б», 1 «В», 2 «Б» классы, школьники которых обучаются по АООП (вариант 2).

Современные отечественные исследователи (Брызгалова С. О., Малофеева С. Н., Тенкачева Т. Р., Персидская Н. А., Полякова Л. М., Цой С. П.) отмечают, что в  соответствии с ФГОС ОО у/о обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  должно учитывать их особые образовательные потребности: необходимость раннего получения специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; удлинение сроков получения образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру [3].

В рамках выполнения выше перечисленных образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) большое значение играет организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

В связи с внедрением ФГОС ОО у/о проблеме психолого-педагогического сопровождения уделяется пристальное внимание теоретиков и практиков педагогических и психологических наук. Необходимость создания и совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассматривали в своих исследованиях  Братусь Б.С., Газман О.С., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Малофеев Н.Н., Михайлова H.H., Мудрик A.B., Назарова Н.М., Федорова С.С.и др.

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», выступает как составная часть коррекционной работы по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; рассматривается как особый вид помощи ребёнку, способствующий его развитию [2]. 

Основная цель психолого-педагогического сопровождения в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» - обеспечение наилучших условий для обучения, развития, воспитания и адаптации ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности. Данная цель достигается путем создания условий для развития не только определенных личностных качеств (коммуникабельность, социально-психологическая умелость, ответственность, активность), но и личностных установок, адекватных требованиям общества, потребностям каждого конкретного человека и способных обеспечить достойное качество жизни.

В рамках организации психолого-педагогического сопровождения 1-2 классов в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» были созданы следующие условия:

- внесены изменения в Устав МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»;

- изданы приказы по школе, регламентирующие деятельность школы по внедрению и реализации ФГОС О у/о;

- разработаны и утверждены Локальные акты;

- разработаны и утверждены должностные инструкции;

- разработана и утверждена АООП (вариант 1, вариант 2) ФГОС О у/о;

- внедрены карты психолого-педагогического сопровождения обучающихся, досье развития, дневники наблюдения за динамикой развития;

- на обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития разработаны и утверждены специальные индивидуальные программы развития;

- обеспечено кадровое оснащение образовательного процесса в соответствии с ФГОС О у/о: администрация школы, педагоги сопровождения прошли соответствующие курсы повышения квалификации, в штат школы приняты тьюторы;

- обеспечена материально-техническая база – закуплены необходимые учебно-методические комплексы, инвентарь, специализированное оборудование, пособия для обучения, реабилитации и релаксации, специальный коррекционно-развивающий дидактический материал.

Психолого-педагогическое сопровождение в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» осуществляется с учетом принципов научности, системности, комплексности, превентивности, открытости, технологичности и осуществляется в следующих направлениях:

- профилактическое направление;

- диагностическое направление;

- консультативное направление;

- коррекционно-развивающее направление;

- просветительско-образовательное направление;

- профориентационное направление.

Реализация комплекса мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся осуществляется следующими специалистами: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, учителя-предметники, медицинский работник.

Система психолого-педагогического сопровождения в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» носит комплексный, системный, целостный характер, обеспечивает учет индивидуальных потребностей обучающихся, своевременность и целесообразность воздействия, а также учитывает принципы активности ребенка в образовательном процессе, практической направленности и эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса и принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках внедрения ФГОС ОО у/о позволяет систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающихся (в динамике их психического развития); создавать социально-психологические и педагогические условия для их эффективной адаптации и психического развития, обеспечивать успешности в обучении; обеспечивать им систематическую помощь в ходе обучения; организовывать жизнедеятельность обучающихся в социуме с учетом их психических и физических возможностей [1].

Литература

1. Артемова, М. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // MAAM.ru: http://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenierebenka-s-ovz-v-uslovijah-inklyuzivnogo-obrazovanija.html

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 // Министерство образования и науки: https://минобрнауки.рф/документы/5132

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.№ 1599//ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/#ixzz5A7W7cSue 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...

Урок – основная форма организации учебного процесса по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок является основной формой организации учебного по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как при этой форме задействованы все обучающиеся к...

Экологическое воспитание учащихся с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями/ в свете внедрения ФГОС обучающихся с УО

В данной статье обобщён опыт школы по формированию устойчивых экологических воззрений учащихся с умственной отсталостью в различных учебно - воспитательных формах и мероприятиях (семинары, акции, обще...

Календарно-тематические планы на 2020-2021 учебный год Тлуябаева Арслана Ринатовича, обучающегося по АОП для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (VIII вида, II вариант)

Мальчик имеет выраженное тотальное недоразвитие психических функций с нарушением поведения, выраженное стойкое нарушение познавательной деятельности, системное нарушение речи по типу общего недоразвит...