Местер-класс "Использование мнемотехники в развитии детей с ОВЗ"
материал

Шемякинская Елена Васильевна

На данный момент в коррекционных школах появляется все больше детей с грубыми речевыми нарушениями или вообще с отсутствием речи. Так же возрастает количество детей с расстройствами аутистического спектра, которые не используют речь как функцию общения. Такие дети как никто другой нуждаются в коммуникации. Наладить ее нам помогают различные виды альтернативной коммуникации, которые стимулируют  появление речи и ее развитие у одних  детей, и дают возможность быть понятыми другим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте меня зовут Шемякинская Елена Васильевна.Я работаю учителем классов 2 варианта обучения в школе 613 Московского района.
Тематика моего мастер класса довольно таки обыденна, но она очень помогает мне в работе, детям в учебе и  в освоении окружающего мира.
Посмотрите пожалуйста на  экран.
Кто автор этого рисунка?
Кому предназначался?(будущим поколениям)

Как вы думаете, что он хотел рассказать с помощью этого рисунка?
Почему человек использовал для этого рисунок?(отсутствовали речь и письмо, информацию можно было передать с помощью изображения или жестов).
На данный момент в коррекционных школах появляется все больше детей с грубыми речевыми нарушениями или вообще с отсутствием речи. Так же возрастает количество детей с расстройствами аутистического спектра, которые не используют речь как функцию общения. Такие дети как никто другой нуждаются в коммуникации. Наладить ее нам помогают различные виды альтернативной коммуникации, которые стимулируют  появление речи и ее развитие у одних  детей, и дают возможность быть понятыми другим.
Это -мануальные знаки
-графические символы
-Предметные символы
-Коммуникация с помощью  вспомогательных устройств.
Остановимся подробнее на графических символах. Кроме пиктограмм и символов системы ПЕКС , к графическим символам относятся и мнемокартинки. Они входят в систему мнемотехники.
Мнемотехника-это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации.
В этой технике используются картинки-мнемоквадраты , на которых изображаются слова или словосочетания.
Несколько мнемоквадратов составляют мнемодорожку. Из мнемодорожек строится мнемотаблица, в которую заключен определенный смысл.
В своей работе я ежедневно использую эту технику на утреннем круге для организации начала дня. Дети по мнемоквадратам определяют какое сейчас время года, месяц, день недели, часть суток, характеризуют погоду.

( Сначала дети вспоминают время года, месяц, наблюдают за изменениями погодных условий, а потом выбирают мнемоквадраты.)
Так же данная техника на многих предметах, таких как СБО, чтение, конструирование, окружающий мир, помогает определять последовательность событий и действий выстраивая мнемодорожки,
1. Давайте с вами выполним два таких задания.
Первая группа разложите карточки, в какой последовательности нужно мыть руки, вторая группа выложите последовательность одевания на улицу..
(Детям с расстройствами аутистического спектра очень тяжело опираться на словесные инструкции и в этом случае им помогают визуальные схемы. С их помощью ребенок четко представляет последовательность выполнения действий. Данные таблицы существуют и отрабатываются с детьми на различных уроках и в режимных моментах).
Проверяем, что у нас получилось.
(Данная схема в туалете поможет детям вымыть руки, а вторая схема, размещенная в раздевалке, поможет одеться.)
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом ими пользуются при составлении и пересказе текста. Ученики ,которым недоступна речь, выкладывают карточки в нужной последовательности по ходу содержания сказки. Например сказка «Репка» или сказка «Курочка-Ряба».
Наряду со сказками  мы с детьми учим стихи.
Как вы учите стихи?? Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно несколько раз нужно прочитать стихотворение самому, третьим необходимо  ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым нужна абсолютная неподвижность.
Когда вы учите стихи с детьми, какие трудности у них возникают? Есть дети, которые очень плохо запоминают текст, а связано это с тем, что им трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями.
Попробуем выучить стихотворение. Облегчить запоминание нам помогут мнемотаблицы.
Сначала послушайте внимательно стихотворение…(Запомнили?тяжело с одного раза)
Теперь каждое слово или словосочетание свяжем с картинкой. Смотрите внимательно и слушайте.
Давайте все вместе проговорим это стихотворение с опорой на картинки.
Есть ли желающие рассказать стихотворение самостоятельно с опорой на картинки?..
У нас все очень быстро получилось, потому что мы с вами четко соотносим слово с картинкой. А с детьми проводится очень большая работа. Мы обговариваем сюжет стихотворения, о ком оно, подбираем картинки, запоминаем каждую мнемодорожку по отдельности- это занимает очень много времени.
На заключительном этапе работы над стихотворением, положительным моментом в использовании мнемокартинок  является то, что речь педагога сводится к минимуму- он показывает карточку, а ребенок по образу, вспоминая, называет нужное слово или показывает нужную картинку.
А теперь попробуйте отгадать, какие здесь спрятались стихи. А чтобы вам было легче я раздам вам памятки, где расшифрованы некоторые мнемоквадраты. Кто-нибудь догадался,что это за стихотворение?
Давайте отгадаем второе.
Конечно же стоит отметить, что мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Необязательно искать и подбирать картинки в интернете или других источниках, можно создавать их самостоятельно.

Давайте в заключение сами попробуем составить мнемотаблицу. Такое задание можно предложить и детям, интеллектуальное развитие которых позволяет с ним справиться. Это может быть рисунок или аппликация.

Рефлексия: было сложно или легко? Что понравилось? Может ли данная техника применяться в вашей работе?

На память о нашей с вами сегодняшней  встрече у вас остается таблица со стихотворением, которое мы выучили. Вы можете попробовать использовать его в своей работе.



Предварительный просмотр:

Приложение 1
E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\speaker-volume1.jpg   -громко

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\cry_0.jpg -плакать

   E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\zelenaja_strelka__vniz.png   -уронить  

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\quietly_1.jpg- тише

Приложение 2

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\McLLLq8ca.png   -выше

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\37629092-Camino-de-las-negras-pasos-descalzos-humanos-aislados-sobre-fondo-blanco-vector-Foto-de-archivo.jpg   -пошел

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\2599140-circle-of-three-green-arrows-recycling-symbol.jpg     -кувырком

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\37629092-Camino-de-las-negras-pasos-descalzos-humanos-aislados-sobre-fondo-blanco-vector-Foto-de-archivo.jpg  -пришел

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\7-DfkwILhFQ.jpg    -хахаха

Приложение 1
E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\speaker-volume1.jpg   -громко

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\cry_0.jpg -плакать

   E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\zelenaja_strelka__vniz.png   -уронить  

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\таня\quietly_1.jpg- тише

Приложение 2

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\McLLLq8ca.png   -выше

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\37629092-Camino-de-las-negras-pasos-descalzos-humanos-aislados-sobre-fondo-blanco-vector-Foto-de-archivo.jpg   -пошел

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\2599140-circle-of-three-green-arrows-recycling-symbol.jpg     -кувырком

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\37629092-Camino-de-las-negras-pasos-descalzos-humanos-aislados-sobre-fondo-blanco-vector-Foto-de-archivo.jpg  -пришел

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\тише мыши\7-DfkwILhFQ.jpg    -хахаха



Предварительный просмотр:

     

       

       

 

   

   

     

 

         

           

         

 

 

 

       

           

     

         



Предварительный просмотр:

   

     

   

     

     

   

   



Предварительный просмотр:

J:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\46994_42606.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\p6o.png

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\hear_no_evil.png

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\domik.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\179f539b17.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\post-1280129-1298477095.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\zebratoys-15-10932.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\487168820.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\dikie-jivotnye-3god4.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\1(12).jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\МЕДВЕДЬ.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\0005-005-Solnyshko.jpg

E:\Педагог-дефектолог года готово\мастер-класс\стихотворение 5\1.jpg

У лисы в лесу глухом
Есть нора- надежный дом.
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем светло, уютно в нем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Квадрат, дорожка и таблица помогают нам учиться!»

Слайд 3

Альтернативная коммуникация Мануальные знаки(жесты ). К этой системе относятся жестовые языки . естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом. Графические символы. Включают в себя все символы-изображения (пиктограммы, картиночные символы системы Pecs , мнемокартинки ) Предметные символы. Натуральные предметы, макеты предметов символизирующие действия или события. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств , которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью.

Слайд 4

Мнемотехника – это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации. Мнемоквадрат – это картинка (изображение) слова или словосочетания. Мнемодорожка – это соединение нескольких мнемоквадратов . Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Слайд 5

Организация начала учебного дня зима январь утро снег холодно ветренно

Слайд 6

Моем руки. закатать рукава открыть кран намочить руки взять мыло намылить руки смыть мыло закрыть кран взять полотенце вытереть руки расправить рукава

Слайд 7

Одеваюсь.

Слайд 8

«Репка».

Слайд 9

«Курочка Ряба».

Слайд 13

Тихо скользят по Неве корабли. Шпиль Петропавловки видно вдали. Всю бы я ночь не ложился в кровать. Был бы я взрослым, пошел бы гулять.

Слайд 14

Спасибо за внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей"

В настоящее время дети дошкольного возраста испытывают трудности в построение описательного рассказа, перессказа текста, заучивания стихотворения. Передо мной встала задача научить детей быстро запоми...

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Использование мнемотехники в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Использование мнемотехники для составления описательных рассказов, разучивании стихотворений, автоматизации и дифференциации звуков. Данная  статья содержит теоретический и практический материал ...

Использование мнемотехники для развития зрительной, слуховой и речедвигательной памяти детей с особыми образовательными потребностями.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно о...

Использование мнемотехники в развитии речи детей

В данной статье рассказывается о том, что такое мнемотехника, как  её использование на занятиях  влияет на развитие речи детей....