Полоржение об инклюзии.
методическая разработка

Положение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pol._ob_inklyuzii.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Шелаболихинского района Алтайского края

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

МБОУ «Шелаболихинская СОШ № 1»

               

  Протокол № 1  от 30 августа 2018 года

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Шелаболихинская СОШ № 1»

_______________________________С.В. Шилина

Приказ № 45 от 30 августа 2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ

об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1».

1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),  Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 № 26.В

1.3.В Положении используются следующие понятия:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

1.4.Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

1.5.Задачи инклюзивного образования:

  • создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1» с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
  • освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

 

  1. Особенности организации  инклюзивного обучения

 2.1.Инклюзивное образование детей в МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1» может быть организовано:

  • посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися);
  • посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.

2.2.По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: 

  • полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;
  • частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение  по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии;
  • точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

2.3.Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

2.4.Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются:

  • создание адаптивной среды;
  • повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
  • функционирование психолого–медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (ПМПк).

2.5.Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

2.6.Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

 

3.Организация образовательной деятельности при инклюзии

3.1.Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а также численность обучающихся в отдельном классе (группе) для детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ  в соответствии с установленными требованиями СанПиН.  

3.2.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.

3.3.Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

3.4.При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.

3.5.Адаптированная образовательная программа в МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1» реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

3.6.Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в  МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1» могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

3.7.Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое разрабатывется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.

3.8.Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется школой самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.

3.9.Адаптированные образовательные программы реализуются школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.

3.10.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом   МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1»  (ПМПк).

3.11.Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

3.12.Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

3.13.Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3.14.Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1», обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.

3.15.Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.

3.16.Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную среду"

Презентация содержит материал по включению детей с аутизмом в общеобразовательную среду....

Инклюзия

Статья знакомит с понятием" инклюзия" и ее ролью в жизни ребенка с особенностями развития....

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть ре...

Инклюзия

Об  одной  талантливой  девочке,  родители  которой помогают ей  во  всём, так как она  плохо  слышитОб  одной  талантливой  девочке,...

От интеграции к инклюзии: почему тема инклюзии так актуальна?

В последние годы педагоги слышат много рассуждений об инклюзивном образовании в ходе обучения на курсах повышения квалификации, на педсоветах, в радиоэфире, с экранов телевизоров, от представителей об...