Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)
рабочая программа (5 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка ООН. Программа является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие обучающегося. Цель программы: Формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rech_i_al_kommunikatsiya.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Речь и альтернативная коммуникация» 

с учащимся 5 класса (VIII вид)

Составитель:

учитель-логопед

Аверкина Г. Н.

                                               

2019-2020 учебный год

Содержание  программы

 «Речь и альтернативная коммуникация»

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Содержание программы…………………………………………….......5
  3. Календарно-тематическое планирование……………………………...7
  4. Планируемые результаты ……………………………………………..10

Список литературы…………………………………………...……………....12

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка ООН. Программа является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие обучающегося.

Цель программы:

Формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

Обучающие:

Сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:

- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта

 - повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;

 - обучение его простым навыкам контакта;

 - обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;

Развивающие:

- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

- развитие внимания;

- развитие памяти, мышления;

- развитие речи, как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- развивать понятийный аппарат и моторику рук;

- Развитие умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Воспитывающие:

- воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире;

-формирование навыков социально-бытового ориентирования и самообслуживания.

Актуальность программы

По данным всемирной организации здравоохранения 1 из 160 новорожденных детей имеет расстройства аутического спектра (РАС). При этом отмечается ежегодное увеличение данной категории детей. РАС представляет собой группу сложных расстройств, характеризующихся определенным нарушением социального поведения, коммуникации, вербальных способностей, сужением интересов и деятельности, которые одновременно специфичны для индивидуума и часто повторяются.

Расстройство аутического спектра - это собирательный термин. Никольская О.С. характеризует аутизм как особое нарушение психического развития, ярким проявлением которого является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни.

Трудности, с которыми сталкиваются дети с РАС, отражены в главных особенностях аутизма: качественных нарушениях в развитии коммуникации, социального взаимодействия и воображения. Нарушение общения приводит к тяжёлым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности.

 Коммуникация представляет собой обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную (с помощью слов) и невербальную (это общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.). Коммуникативное общение - это не обязательно словесная форма взаимодействия ребенка с окружающими. Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи (жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, письменная речь). Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.

Реализация данной Программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

  1. Содержание программы

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Готовит обучающегося к доступной речевой и коммуникативной деятельности, к социальному взаимодействию с окружающими. На занятиях «Речь и альтернативная коммуникация» проводится целенаправленная педагогическая работа по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

В программе уделяется большое внимание развитию у обучающегося доброжелательности, вежливости, честности, тактичности, терпения, любви и интереса к природе, Родине, к труду, ко всему живому. Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик ребенка.

Программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно -развивающей программы - индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо», которые решают следующие задачи:

"Коммуникация": формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

"Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации": активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия, формирование доступных  средств коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

"Чтение и письмо": развитие ручной и мелкой моторики, обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации, формирование элементарных графомоторных умений, развитие слухового внимания и слухового восприятия, формирование интереса к чтению.

Программа состоит из трех этапов:

1. Установочный этап. Главными задачами этого этапа является установка эмоционально -положительного контакт с ребенком, снятие эмоционального напряжения и развитие интереса к совместной работе. На данном этапе используются такие приемы как:

1. Методы альтернативной коммуникации;

2. спонтанные игры;

3. коммуникативные игры.

2. Коррекционно - формирующий этап. На данном этапе используются следующие приёмы:

1. Методы альтернативной коммуникации.;

2. Игры с движениями и тактильными ощущениями; игры, направленные на сенсорное развитие; речевые игры; игры, направленные на снятие эмоционального напряжения.

3. Упражнение на развитие письменной речи.

3. Закрепляющий этап. На последнем этапе осуществляется закрепление полученных знаний и умений. Задачами третьего этапа является закрепление сформированных знаний и умений.

В содержание занятия входят:

- развивающие игры;

-  рассматривание рисунков и фотографий, беседа по иллюстрации;

- чтение художественных произведений;

-  рассказ учителя и рассказы детей;

- слушание музыкальных произведений;

- рисование;

- чтение;

- составление предложений;

- письмо.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Содержание работы

Дата

I.

Установочный этап

Вводное занятие.

Установление эмоционального контакта. Задания на определение сохранности базовых учебных действий, освоенных в предыдущих год обучения. Повторение правил поведения в школе, основные занятия в школе, режим дня школьника.

4-5.09

11.09

12.09

II.

Коррекционно-формирующий этап

1.

Личная гигиена.

Дидактические игры: «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». К. Чуковский «Мойдодыр».

18-19.09

25.09

2.

Правила дорожного движения.

Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города». Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать». Обсуждение опасных ситуаций.

Соотнесение картинки с названием. Чтение названий транспорта. Определение первого и последнего звука в названии. Письмо букв, слогов, слов по теме. Составление предложений. Начало и конец предложения. Предметно-ролевая игра: «Безопасность на дорогах»

Чтение: Б. Житков «Что я видел», Н. Сорокин «Переход», В. Семернин «Запрещается - разрешается», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Дидактические игры: настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.

26.09

2-3.10

9.10

10.10

3.

Осень

Обобщение и расширение знаний про осень. Расширение словарного запаса. Графические упражнения (штриховка осеннего листа). Речевые и неречевые звуки. Язык животных и язык человека. Гласные звуки.

16-

17.10.

23-24.10

4.

Урожай

Овощи, фрукты и ягоды. Соотнесение картинки с названием. Чтение названий овощей, фруктов, ягод. Определение первого и последнего звука в названии. Письмо букв, слогов, слов по теме. Составление предложений. Начало и конец предложения. Разучивание потешек, четверостиший. Д.Родари «Чиполино»  

6-7.11

13-14.11

5.

Домашние животные

Соотнесение картинки с названием. Чтение названий животных. Определение первого и последнего звука в названии. Звуковое подражание голосу животного. Письмо букв, слогов, слов по теме. Составление предложений. Начало и конец предложения. Работа по содержанию и пересказа сказок: «Репка», «Бременские музыканты».

20-21.11

27-28.11

6.

Дикие животные

Соотнесение картинки с названием. Чтение названий животных. Определение первого и последнего звука в названии. Звуковое подражание голосу животного. Письмо букв, слогов, слов по теме. Составление предложений. Начало и конец предложения. Работа по содержанию и пересказа сказок: «Колобок», «Теремок», Басня И.Крылова «Ворона и лисица». Стихотворение К.Чуковского «Телефон»

4-5.12

11-12.12

7.

Здоровье

Беседа по теме. Профессия – врач (доктор). К.Чуковский «Доктор Айболит» (чтение, пересказ, ролевая игра). Штриховка, письмо букв, слогов, слов. Составление предложений. Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника»; «Аптека».

18-19.12

8.

Зима.

Изменения в жизни людей и животном мире с приходом зимних холодов. Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание четверостиший. Беседа о традиции празднования Нового года. Изготовление новогодней поделки.  Выполнение графических упражнений по тематике.

25-26.12

9.01

15-16.01

22-23.01

29.01

9.

Удивительное рядом

Мир предметов вокруг нас. Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание четверостиший.

30.01

5-6.02

12.02

9.

Россия – моя Родина.

Осознание: где я живу (дом, улица, город, страна). Я живу в России. Символы государства: флаг, гимн. Профессия – защитник Родины (беседа о том, кто такие военные, значение). Праздник 23 февраля. Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо букв, слогов, слов по тематике.

13.02

19-20.02

26-27.02

10.

Весна.

Признаки весны. Изменения в жизни людей и животном мире с приходом весны. Беседы по картинкам. Составление предложений. Беседа по серии картинок.  Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание четверостиший. Беседа о традиции празднования 8 марта.  Изготовление поделки. Выполнение графических упражнений по тематике.

4-5.03

11.03

12.03

Моя семья.

 «Моя семья» (Ф.И.О. родителей, бабушки, дедушки, сестры). Повторение темы «Мой адрес» (Город, улица, дом). Правильное написание имен. Заглавная буква.

18-19.03

1-2.04

8-9.04

11.

Праздник Победы.

Повторение знаний о стране, в которой живем.

Покорение космоса. 1 мая – праздник трудящихся.

Основные сведения о празднике 9 мая (День Победы). Символы Дня Победы. Беседы по картинкам.

Составление предложений. Письмо букв, слогов, слов по тематике.

15-16.04

22-23.04

29-30.04

12.

Скоро лето.

Признаки лета. Изменения в жизни людей и животном мире. Сравнение видов одежды (зима-лето). Виды спортивного отдыха: беседы по картинкам, оставление предложений. Истории по серии картинок.  Письмо букв, слогов, слов по тематике.

6-7.05

13-14.05

III.

Закрепляющий этап.

1.

Закрепление.

Проведение итоговых обобщающих занятий.

20-21.05

27-28.05

  1. Планируемые результаты

Результативность обучения проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении, воспитании обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.

Критерии оценки: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.

Достаточный уровень.

Обучаюшийся проговаривает короткие речёвки, чистоговорки в сопровождении двигательных действий;

Обучающийся различает гласные и согласные буквы, строит слова из букв разрезной азбуки; делит слово на слоги (1-2 слога);

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Использование устной речи.

Строить предложения из слов (глобальное чтение);

Подбирает картинки к прочитанному слову, предложению;

Отвечает на вопросы по прочитанному с опорой на предметные и сюжетные картинки;

С помощью педагога выделяет главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение.

Может написать (напечатать) под диктовку буквы, слоги, односложные слова;

Списывает с классной доски, книги, карточек слово.

Пишет прописную букву в начале предложения и точку в конце предложении.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Обучающийся знает: обобщающие понятия, имена собственные (имена людей, клички животных).

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

Минимальный уровень.

Установление контакта с собеседником.Привлечение к себе внимания звуком, жестом. Способность указывать на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Способность выражать мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний. Принятие сопряжённой помощи педагога.

Сохранность глобального чтения. Копирование печатных, прописных и строчных букв и слогов. Частичное освоение звуко-буквенного анализа. Составление предложений из картинок-понятий. Частичное воспроизведение заученных текстов потешек и пр.

Система оценки достижений обучающихся с РАС

При определении уровня развития обучающегося с РАС оценивается качественное содержание доступных ему действий. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Список литературы

1. Расстройство аутического спектра [Электронный ресурс]: Всемирная организация здравоохранения. – 2016. – URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru [24.03.17]

2. Мухина, В.С. Аутизм как компонент психического или личностного развития на этапах детства, отрочества, юности//Научный электронный журнал "Развитие личности".– 2002.–№3 – С. 103-112. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/132.html.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М Либлинг // Аутичный ребенок. –Москва, 2005. – С.10–16.

4. Шипицына, Л.М. Детский аутизм[Текст]: Хрестоматия / Л.М. Шипицына – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – С. 254.

5. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №18 – Электрон. ст. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma [15.04.16]

6. Петровского, А.В. Словарь психология[Текст] / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: издательской литературы 1990. – С. 32.

7. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация [Текст]: методический сборник / Е.А. Штягинова – Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26.

8. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не говорящими детьми[Текст] / А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 188-190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с у/о).

Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...

Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 5 класса

Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" составлена на основе Примерной основной адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелой, умеренно...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация с учащимся с расстройством аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью", (7 класс, РАС, VIII вид).

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального ...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)...