Примерные краткие индивидуальные психолого-педагогические характеристики по М.С. Певзнер
консультация по психологии

Кравчук Александра Александровна

В классификации М.С. Певзнер дана характеристика структуры интеллектуального дефекта и других расстройств, которые осложняют слабоумие и по-разному влияют на нарушение познавательной деятельности, а также различные нарушения работоспособности. Согласно этой характеристике разработаны приметные краткие индивидуальные психолого-педагогические характеристики. Определённые знания позволяют педагогу (педагогам) продуктивно взаимодействовать с ребёнком с ОВЗ и инвалидностью в зоне ближайшего развития каждого учащегося. Также позволяют выработать стратегию основных направлений коррекционной работы: 1) коррекция познавательных процессов; 2) развитие эмоционально-волевой сферы; 3) сохранение работоспособности на определенном уровне. Дети с помощью педагога-дефектолога при обучении в специальной (коррекционной) школе достаточно успешно овладевают предусмотренными программой знаниями, умениями, навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерные краткие индивидуальные психолого-педагогические характеристики по М.С. Певзнер

I.  Торпидная группа:

  1. С. недоверчив и боязлив. Чрезвычайно не общителен и замкнут. В контакт с детьми и взрослыми вступает не сразу. Когда сталкивается с трудностью или с каким-то новым видом работ,  молчит, может резко размахивать руками как птица, или начать плакать.

В играх с детьми не участвует. Предпочитает ходить по коридору или рисовать. Помощь педагога использует, но часто не понимает или делает вид, что не понимает предлагаемой помощи. Всё время находится в "своём мире".

Речь очень тихая, смазанная, не всегда понятная. Наблюдаются нарушения звуковой наполняемости слов. У С. недостаточность фонетической стороны речи. Артикуляционная моторика развита слабо. Испытывает трудности принятия и удержания артикуляционной позы, переключения от одного упражнения к другому. Очень медлителен во всём. Мелкая моторика развита слабо.

В самостоятельных высказываниях есть простые нераспространенные предложения. Ответы односложные, часто просто повторяющие одно из слов вопроса, обращения.

Аккуратен во всём: при письме, при рисовании, при лепке. Всегда при любой работе старается не испачкаться. На просьбы и обращение учителя отзывается. Безинициативен во всём. Все навыки самообслуживания развиты в должном объёме согласно возрасту, развитию и психологическим особенностям.

  1. У И. слабый уровень моторных умений и навыков. К саморазвитию не стремится. Неусидчивый. Предпочитает игру и рисование даже на уроке. Внимание неустойчивое, рассеянное. Очень слабая переключаемость между различными видами деятельности. Требует постоянного контроля и регуляции поведения со стороны учителя, взрослого. Работоспособность на низком уровне. Отвлекаем. Задания и инструкцию педагога не слушает. В тетрадях работы выполняет не аккуратно.  К результату работы безразличен. На замечания реагирует отговорками, оправдыванием, обвинением соседа по парте.

Память механическая, зрительная. Заучивает стихотворения, несложные тексты. Воспроизводит достаточно легко, изредка путая или забывая слова.

У И. речь поставленная, но в силу ДЦП, если не старается, то речь нечёткая, смазанная. Различные формы слов использует фразово. Многие слова использует в речи уместно ситуации.  Понимает о чём говорит. Списывает с печатного текста мелкими буквами, деформируя их для своего удобства. Забывает их графическое изображение. При письме не видит строки, клетки. Под диктовку пишет, не соблюдая правил написания. Путает буквы и слоги в словах, соединения между ними. Всё зависит от состояния и направленности внимания. Часто заторможен в реакциях и ответах.

И. самостоятельно математические действия не выполняет. Очень зависим от мнения окружающих. Часто манипулирует, осознавая, что всё за него могут сделать. Не злоблив. Эгоистичен, но старается помогать всем, не понимая сути дела и помощи. Откликается на просьбы после многократного обращения. Изворотлив. Смеётся над всем и всеми вплоть до истерики по поводу и без повода, высмеивая то, что сам не знает и не умеет. Активно проявляет знаки внимания лицам противоположного пола. В игре и в обыденном поведении хаотичен. Очень ведомый и подчиняется всем, кто сильнее и хитрее его.

  1. Н. боязлива в незнакомой обстановке, но доверчива. В контакт с детьми и взрослыми вступает с заминкой, или не вступает вообще. Играть с детьми любит, но когда не учитывают её интересов выходит из игры, занимается своими делами наедине. Когда сталкивается с трудностью или с каким-то новым видом работ,  долго вникает. Может начать плакать, но от работы не отказывается. Помощь педагога использует. Если хорошо знает вид деятельности, выполняет его хорошо чтобы отметили это перед всеми и отличили.

Артикуляционная моторика развита недостаточно. Испытывает трудности принятия и удержания артикуляционной позы. Поэтому речь Н. нечёткая, смазанная, почти непонятная для окружающих. Также нарушена слоговая структура и звуковая наполняемость слов. У Н. выявляется недостаточность фонетической стороны речи. То определённое количество звуков, формируемых на логопедических и коррекционных занятиях, не использует в речи, часто при контрольных опросах выдаёт их как несформированные. Высказывания Н. просты. При этом отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций, отмечается смешение падежных форм, согласований. 

На уроках достаточно усидчива и активна, переключается от одного упражнения к другому с разной интенсивностью. Но часто "находится в прострации своёго внутреннего мира, витая в облаках". Знает и называет основные и дополнительные цвета, многие геометрические фигуры. Работы по математике выполняет аккуратно, но часто исправляет. Стремится научиться новому.

Навыки самообслуживания развиты. Не подвержена чужому мнению и влиянию. В отношении помощи одноклассникам не инициативна. Может быть назидательна в общении и поведении со сверстниками. На просьбы учителя отзывчива. Участвует во всех внеклассных мероприятиях школы и класса.

  1. Все психические процессы, сенсорная чувствительность, мелкая моторика  развиты чрезвычайно слабо. Непроизвольное внимание не достаточно сформировано,  значительно снижен объем внимания. Отмечается нарушение распределяемости и переключаемости. Есть заторможенность. Не развита устойчивость внимания, характерна быстрая истощаемость.

        Речь лепетная, абсолютно не понятная для окружающих. Наблюдаются нарушения слоговой структуры и звуковой наполняемости слов; сильные нарушения фонем. Артикуляционная, мелкая моторика развита недостаточно.

В самостоятельных высказываниях Ксении есть простые предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование. Речь отличается отдельными словами и многократным их повторением. В общении повторяет за собеседником или договаривает.

Контактна, ласкова. Рада учителям, одноклассникам, подругам из параллельного класса: может погладить, берёт за руку,  улыбается, смотрит в лицо, прижаться. Но может и замкнуться, закрыть лицо руками, отказаться говорить, не реагировать на обращение.

К. очень путается в названии основных цветов. Выполняет раскрашивание не аккуратно, выходя за контуры. Называет геометрические фигуры только с помощью. Не называет следующее и предыдущее число, «соседей» числа, сравнивает, самостоятельно не решает и не читает. Только со значительной помощью учителя и наглядности. Также в решении задач.

Любит слушать учителя. Любит играть с одноклассниками в подвижные игры и супер-героев. Активна. Может даже командовать, указывая, что надо сделать и как поступить окружающим. Во всех внеклассных мероприятиях и подготовке к ним принимала посильное участие согласно своим особенностям.

II.  Возбудимая группа:

  1. Ребёнок с очень слабым уровнем знаний, умений и навыков. Все психические процессы на низком уровне. Неусидчивый. Внимание неустойчивое, объём запоминания очень мал. Слабая переключаемость между различными видами деятельности. Учёбе предпочитает игру. В любое время может начать быстро, совершать монотонные движения, шагать по помещению. На просьбы остановиться, отвечает, что не может. На своём пути сносит всё, зазывая в эту игру других. Затем также резко начал, так и заканчивает.

Требует постоянного контроля и внимания со стороны учителя, взрослого. Работоспособность низкая, основана на личных желаниях. В тетрадях работы выполняет с разной степенью аккуратности, заминая и вырывая тетрадные листы. К результату работы безразличен. На замечания реагирует неадекватно, но может пойти на договор. Бывает агрессивен как на уроках, так и во внеурочное время. Одноклассники боятся его реакций, так как может швырнуть любой предмет. Может специально навредить себе и детям в классе.

Память механическая, кратковременная, зрительная. Воспроизведение материала хаотичное, непоследовательное, либо полностью отсутствует. Читает механически, не понимая прочитанного.

Сильно нарушено звукопроизношение. В результате: непонятная речь, различные формы слов использует дезориентировано, дослушивая и договаривая собеседника.  Старается выждать, когда ему зададут нужный ему вопрос, чтобы просто ответить: "Да". При чтении путает и замещает удобными ему звуками. Списывает с печатного текста. Словарный запас чрезвычайно беден. Под диктовку пишет отдельными буквами, додумывая.

Арифметические действия самостоятельно не выполняет. При этом: не соблюдает последовательности решения. Сравнивает.

Не сдержан. Манипулятор. Злоблив. Эгоистичен. Подчиняет своим интересам желания одноклассников. С несогласными и неугодными ему ситуативно разбирается кулаками. Жадный. Ворует сладости и, прячась, давится ими отдельно от всех. Так же со школьными и игровыми принадлежностями. При этом говорит: «Это не я!», «Не знаю». Фактов исчезновения предметов объяснить не может. Склонен к побегам.

Хочет быть в центре внимания. Делает всё, чтобы его похвалили. Даже не заслуженно, в ущерб другим ученикам. Одноклассники боятся его угроз, поэтому стараются быть его "друзьями". Поэтому зачастую верховодит. В общении предпочитает ор, оговорки. В играх с детьми старается не пачкаться. Но не гнушается испачкать и напакостить остальным.

III.  Основная группа:

  1. В. недоверчива, замкнута. В контакт с детьми и взрослыми вступает не сразу, долго наблюдает. Импульсивна. Когда сталкивается с трудностью или с каким-то новым видом работ, молчит, замыкается в себе до серьёзной обиды, может отказаться от работы и начать плакать. Тем не менее, когда осваивается, то выполняет свою работу аккуратно и усидчиво, требуя внимания со стороны взрослого и одобрения.

В играх с детьми участвует по настроению и личным предпочтениям. Активна. Избирательна в выборе круга общения и взаимодействия. Помощь педагога использует, но часто делает вид, что не понимает предлагаемой помощи. Мелкая моторика развита хорошо.

Речь смазанная, не понятная. Наблюдаются нарушения звуковой наполняемости слов. У В. недостаточность фонетической стороны речи. Артикуляционная моторика развита слабо. В самостоятельных высказываниях В. есть и односложные и простые предложения. Может говорить монологично, но быстро, "проглатывая" окончания и слова.

В. умеет  перекодировать печатные буквы в строчные и прописные  буквы. Но чтение затруднительное, т.к. не может назвать звук буквы, слить в слог, слово. Рассказать прочитанный текст не может.  Списывает. Под диктовку не пишет.

В. самостоятельно математические действия выполняет.

В результате работы не всегда заинтересована. Дело выполняет либо добросовестно либо наоборот. При любой работе старается не испачкаться. На просьбы и обращение учителя отзывается. Инициативна, с интересом поёт и танцует. Все навыки самообслуживания развиты в должном объёме.

  1. Память механическая, зрительная. При этом свободно заучивает стихотворения. Может спутать слова, переставлять предложения. Старается рассказывать с выражением и артистизмом, подражая образцу.

Нарушено звукопроизношение. В результате, если не старается, то речь смазанная. Различные формы слов использует фразово. В любой речевой ситуации высказывается уместно.  Понимает о чём говорит. Знает программный материал. Достаточно бегло читает. Может пересказывать по тексту. Списывает с печатного текста деформированными печатно-письменными буквами. Под диктовку пишет, путая буквы и слоги в словах, соединения между ними, не всегда соблюдая правило написания предложения, переноса.

Арифметические действия выполняет легко. Оперирует с предметными множествами.

Любит быть в центре внимания, чтобы его выделяли и хвалили. Активен в играх со сверстниками и к лицам противоположного пола. Часто выбирает для общения старших ребят. Зависим от их мнения. Старается казаться взрослее своих лет. В играх занимает почти всегда соподчинительную роль.

Требует постоянного поведенческого контроля со стороны учителя. Работоспособность на уроке на среднем уровне. Часто отвлекается, бывает "себе на уме". В тетрадях работы старается выполнять аккуратно, но при этом наоборот получается грязно, так как часто ошибается и тут же исправляет.  К результату работы не безразличен, но говорит "Как получилось". На замечания реагирует адекватно. Бывает не сдержан в общении с одноклассниками. Делает всё, чтобы его похвалили. Может схитрить, манипулировать. Не злоблив. Эгоистичен, но отзывчив, старается помогать всем. Откликается на просьбы. Выполняет задание с неумением к работе, ленью. Во всех внеклассных мероприятиях Дмитрий принимает активное участие.

  1. Требует постоянного контроля со стороны учителя. Работоспособность на уроке на среднем уровне.  В тетрадях работы старается выполнять аккуратно. К результату работы не безразличен. Чтобы было "красивее" обводит написанное несколько раз. Часто ошибается и тут же исправляет. На замечания реагирует адекватно. Всегда старается исправиться.

Память механическая, зрительная. Воспроизведение материала последовательное. Свободно заучивает небольшие стихотворения.

Сильно нарушено звукопроизношение. Речь нечёткая, смазанная, не понятная для окружающих. Наблюдаются нарушения слоговой структуры и звуковой наполняемости слов. У К. выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Артикуляционная моторика слабо развита, речевой аппарат не развитый. Испытывает трудности принятия и удержания артикуляционной позы.

Использует различные формы слов. Может построить небольшой монолог. Многие слова использует в речи уместно ситуации. Понимает о чём говорит. Знает пройденный материал программы. Достаточно бегло читает. Может пересказывать по тексту. Списывает. При письме видит строки, клетки. Под диктовку пишет, часто опаздывая, пропуская, путая буквы и слоги в словах, не соблюдая правил написания предложений, предлогов со словами.

Арифметические действия выполняет, стараясь вдумываться в решение.

К. мягок, отзывчив, старается помогать всем. Откликается на просьбы. Всегда обращается к учителю с предложением любой помощи. В общении вне уроков с одноклассниками бесхитростен, рассудителен и терпелив. Зависим от их мнения. При этом обоснованно обижается на обидное поведение. Прощает через некоторое время только после того, как неоднократно повторит досадный момент обидчику. Любит собирать конструктор, рисовать войну, страшилки. В играх всегда является ведомым.

Во всех внеклассных мероприятиях К. принимает очень активное участие. Сам учит стихи чтобы выступить.

  1. Л. всегда в хорошем настроении, всегда что-то напевает себе, смеётся. Любит быть в центре внимания одноклассников, особенно мальчиков. Любит, когда на неё обращают внимание. В незнакомой обстановке не стеснительна, контактна. Во взаимодействии с детьми и взрослыми вступает легко, общительна.

В играх строит сюжеты, распределяет роли. Придумывает много разных занятий себе и другим. В играх всегда в роли учителя, руководителя. Занимается самолюбованием.

Речь чёткая, ясная, понятная. Артикуляционная моторика развита хорошо. На уроках активна, быстро переключается от одного упражнения к другому. Внимание направленное. Усидчива. Объём памяти хороший. Легко заучивает. Воспроизводит артикулируя и жестикулируя, с артистичностью и манерностью. Иногда отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций. 

По всем предметам занимается с интересом. Работы старается выполнять аккуратно. Стремится научиться новому, использовать новое в повседневной жизни. Дифференцирует пространственные понятия, умеет сравнивать. Классифицирует и исключает. Анализирует и объясняет. Словарный запас выше среднего. Пересказывает по тексту в полном объёме. Любит думать и выполнять логические задания. Сталкиваясь с трудностью или с новым видом работы, вникает, выполняет задание. На помощь педагога откликается.

Задания учителя выполняет правильно, уточняет, если не понимает. В отношении помощи одноклассникам инициативна, назидательна, бесхитростна. Достаточно организованна, но часто и на уроках отвлекается на помощь одноклассникам. Навыки самообслуживания развиты хорошо. На просьбы учителя отзывчива.

Участвует во всех внеклассных мероприятиях школы и класса. Активна сама и получает удовольствие от подготовки и выступлений.

  1. С. учится не в полную меру своих сил, нуждается в постоянном контроле, способности есть, любимым предметом является математика, физическая культура. Имеет смешанную память, запоминает учебный материал, но часто не использует его на практике. На уроках невнимательный, чрезмерно активный, выполняет задания как попало, не аккуратно во всём: при письме, при рисовании, при лепке. Результатом работы не заинтересован. Подвержен частой смене настроения и поведения.

Достаточно бегло читает слова, предложения с этими буквами, тексты.  Списывает. Пишет под диктовку.

С. выполняет самостоятельно математические действия.

К выполнению общественных поручений относится добросовестно. Участвует в общественной жизни школы и класса по желанию. В работе ученического самоуправления, в спортивной жизни школы не участвует. Нарушает дисциплину, особенно в вечернее время, при подготовке ко сну. В профилактической беседе причастность к нарушениям категорически отрицает. Особых склонностей к противоправному поведению не наблюдалось. Без разрешения может взять и присвоить вещи и деньги одноклассников, отрицая факт воровства. Имеет много друзей, отзывчив. К своим неудачам относится безболезненно, не переживает. Школу посещает регулярно, без уважительных причин нет. К взрослым относится с избирательным уважением и послушанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска.

Трудный ребенок - это........ Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре нач...

Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска

Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоцион...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка с задержкой психического развития

Предлагаю Вашему вниманию образец заполнения психолого-педагогической карты ребенка с ЗПР...

Индивидуальная психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию компетенций эмоционально-волевой сферы

Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школникаснарушением слуха с ТМНР...

Рабочая программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройством аутистического спектра

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения аутистического спектра. Программа позволяет проследить динамику развития данной категории детей, сформирован...