ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 6 КЛАСС
рабочая программа (6 класс)

Кравчук Александра Александровна

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Основные задачи программы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Програма имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней: - принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход; - принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы; - принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. Воронковой 2009 года и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя КГКСКУУ Спасская КШИ г.о. Сасска-Дальнего. Также теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_logopedii.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное бюджетное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Рассмотрено на МО

Протокол №___ от  «___» ___20__ года

Согласовано:

Заместитель директора по УЧ

__________ Т. И. Захарова

Утверждаю:

Директор КГКСКОУ Спасская КШИ    __________ М. В. Бредюк

 

ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

6 КЛАСС

Борисова А. А.

г.о. Спасск-Дальний,

Пояснительная записка

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

        Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.        

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Програма имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. Воронковой 2009 года и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя КГКСКУУ Спасская КШИ г.о. Сасска-Дальнего. Также теоретической основой  для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 6 классе отводится 2 часа в неделю.

Из расчёта на один  класс:

Количество часов по программе: 78 ч.

Количество часов в неделю по учебному плану: 2ч.  

Количество часов за год: 78 ч.

Диагностическое обследование: 8 ч.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет до 6 обучающихся.

На групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 30-40 минут.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Данная программа предназначена для коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней и лёгкой степени при умственной отсталости, имеющих смешанную дизграфию и дислексию.

Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии (нарушение письма, обусловленное наличием специфических ошибок) в 6 классе находится в соответствии с программой по правописанию и развитию речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал, ЦОРы.

Так как речевые расстройства у учащихся коррекционных школ 8 вида проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом, носят системный характер, имеют сложную структуру, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов, задачи логопедической работы осуществляются одни и те же на протяжении всего курса обучения, но решаются на более сложном уровне. 

В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенности моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребёнка.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с психическим недоразвитием консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков, чему способствуют часто повторяемые упражнения, но с включением новизны по содержанию и форме. Очень важно закреплять правильные речевые навыки в различных ситуациях, соблюдать охранительный режим. Темп работы должен быть не быстрым.

В связи с тем, что нарушения у детей с психическим недоразвитием носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на лексическом уровне;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

В 6 классе особый акцент делается на лексический уровень.  Работа направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью.

Коррекционная работа в 6 классе (2 часа в неделю) базируется на следующих основных пунктах:

  1. Коррекция нарушения письма и чтения;
  2. Коррекционная работа на лексическом уровне;
  3. Восполнение лексических средств языка;
  4. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа в 6 классе (2 часа в неделю) осуществляется в следующих  сигментах логопедической работы:

  1. Обследование учащихся.
  2. Повторение изученного во 2-5 классах:
  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • устранение оптической дислексии и дисграфии;
  • устранение семантической дислексии;
  • образование слов при помощи приставок и суффиксов;
  • корень слова, родственные слова.
  1. Овладение навыком подбора многозначных слов,  антонимов,  синонимов и способов их употребления.
  2. Понятие о предлогах и способах  их  использования,   дифференциация предлогов и приставок.  Предлоги:  В,  НА,  ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
  3. Практическое усвоение словосочетаний.      Словосочетание и   предложение.    Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
  4. Словосочетания,      образованные  по способу управления (винительный  падеж,  родительный   падеж,   дательный   падеж, предложный  падеж,  творительный падеж). Закрепление падежных форм.
  5. Совершенствование    связной речи.
  6. Подведение итога - написание диктанта.

На каждом занятии по совершенствованию связной речи необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;

  • составление сложных предложений из простых;
  • переконструирование   простых предложений в сложные;
  • конструирование     сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- логоритмические упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения на развитие дыхания;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.

Характеристика детей с нарушениями речи

                       

Класс

нарушение письменной речи, обусловленное СНР

Итого

тяжелой

степени

средней

степени

легкой степени

без ФФН

с ФФН

без ФФН

с ФФН

без ФФН

с ФФН

6 «А»

1

5

6

6 «Б»

1

3

4

Всего

2

9

11

На основании данных логопедического обследования формируются группы с нарушением письменной речи, обусловленной СНР, в которые будут входить следующие учащиеся 6 классов:  

1 группа - учащиеся 6 «А» класса:

  1. Кобяков Сергей;
  2. Заковенко Надежда;
  3. Янченко Виталий;
  4. Яновский Владимир;
  5. Клименко Александр;
  6. Вяльшин Илья.

2 группа - ученики 6 «Б» класса:

  1. Кобяков Алексей;
  2. Федоренко Николай;
  3. Никашина Екатерина;
  4. Таянов Рустам.

Особое внимание уделить учащимся (+ индивидуальная работа):

  1. Кобяков Сергей;
  2. Кобяков Алексей.

Работа с группами детей, имеющих нарушение письменной речи.

Устранение фонематической дислексии и дисграфии

Устранение семантической дислексии и дисграфии

Устранение оптической

 дислексии и дисграфии

Устранение аграмматической дислексии и дисграфии

  1. Развитие

Фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука

на фоне слова;

- вычленение первого

и последнего звука

из слова;

- определение

количества,

последовательности

и места звука в слове.

2 .Развитие слогового   анализа и синтеза.

3.Развитие структуры

предложения.

4.Формирование

фонематического

восприятия (дифференциация фонем):

-свистящих и шипящих,

-твердых и мягких,

-звонких и глухих

1.Развитие звукового синтеза.

2.Обогащение словаря.

3.Развитие грамматического строя речи.

4.Формирование морфологических и синтаксических обобщений.

5.Работа

над пониманием прочитанных слов, предложений,

текста.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

2.Уточнение и

расширение зрительной памяти.

3.Формирование

пространственного восприятия и

представлений.

4.Развитие

зрительного анализа

и синтеза.

5.Формирование речевых обозначений

зрительно-

пространственных отношений.

6.Дифференциация смешиваемых букв

изолированно, в слогах, словах,

 предложениях, текстах.

 1.Уточнение и  усложнение

структуры предложения.

2. Развитие функции

словоизменения.

  1. Формирование навыков

словообразования.

  1. Развитие умений морфологического анализа слов.

5. Работа над одно -

коренными словами.

6. Закрепление грам

матических форм в письменной речи.

Тематическое планирование по логопедии.

6 класс.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов.

Дата

1.

Обследование учащихся.

2.

Звуки и буквы.

3.

Слово.

4.

Предложение.

5.

Главные члены предложения.

6.

Гласные звуки и буквы.

7.

Согласные звуки и буквы.

8.

Предлоги.

9.

Имя существительное.

10.

Творческая работа по теме «Осень».

11.

Имя прилагательное.

12.

Согласование имени существительного с именем прилагательным.

13.

Глагол.

14.

Согласование глагола с именем существительным.

15.

Приставка.

16.

Образование слов с помощью приставок.

17.

Предлоги.

18.

Дифференциация приставки и предлога.

19.

Образование слов с помощью суффиксов.

20.

Антонимы.

21.

Синонимы.

22.

Омонимы.

23.

Творческая работа по теме «Зима».

24.

Составление рассказа.

А) по сюжетной картинке.

Б) по серии картинок.

В) по опорным словам.

Г) по вопросам.

Д) по плану.

Е) по началу.

25.

Творческая работа по теме «Весна».

26.

Рассказ – описание.

27.

Работа с деформированным текстом.

28.

Диктант.

29.

Повторение.

Поурочный годовой план работы для учащихся 6 класса

Недели

Занятия

Темы и содержание коррекционной работы

Темы, используемые на уроках русского языка

Коррекция связной речи

1

2

3

4

5

Сентябрь

I

1-2

Фронтальное обследование

II

3-4

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности. Динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

III

5

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

Правописание проверяемых безударных гласных.

Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза;

развитие навыка самостоятельной работы.

6

Слово и его лексическое значение

Подбор слов к схемам

IV

7

Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слов.

Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза;

развитие навыка самостоятельной работы.

8

Слово и его лексическое значение

Подбор слов к схемам

Октябрь

I

9

Однозначные и многозначные слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Подбор слов к схемам

10

Дифференциация звонких и глухих согласных: Б-П, Б-П; Д-Т, Д-Т.

Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза;

развитие навыка самостоятельной работы.

II

11

Прямое и переносное значение слов

Правописание приставок. Приставка и предлог

Работа с деформированным текстом

12

Дифференциация звонких и глухих согласных: В-Ф, В-Ф; Г-К, Г-К.

Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза;

развитие навыка самостоятельной работы.

III

13

Синонимы

Имя существительное и его основные грамматические признаки: род, число, падеж

Составление рассказа по плану

14

Дифференциация звонких и глухих согласных: З-С, З-С; Ж-Ш.

Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза;

развитие навыка самостоятельной работы.

IV

15

Диктант

Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза;

развитие навыка самостоятельной работы.

16

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Ноябрь

I

Каникулы

II

17

Синонимы

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

Продолжение рассказа по данному началу

18

Дифференциация непарных согласных: З-Ж.

Коррекция познавательной деятельности, психических процессов;

развитие навыка языкового анализа и синтеза.

III

19

Антонимы

Правописание имен существительных р.п. с основой на шипящий

Составление рассказа по опорным словам

20

Дифференциация непарных согласных: С-Ш.

Коррекция познавательной деятельности, психических процессов;

развитие навыка языкового анализа и синтеза.

IV

21

Антонимы

Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Распространение текста путем включения в него прилагательного.

22

Дифференциация непарных согласных: С-З-Ц.

Коррекция познавательной деятельности, психических процессов;

развитие навыка языкового анализа и синтеза.

Декабрь

I

23

Омонимы

(Различное значение при одинаковом звучании)

Умение различать род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Мини-сочинение

(по пословице)

24

Дифференциация непарных согласных: Р-Л.

Коррекция познавательной деятельности, психических процессов;

развитие навыка языкового анализа и синтеза.

II

25

Омонимы

Умение различать род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного

Изложение. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

26

Дифференциация непарных согласных: Ч-Щ.

Коррекция познавательной деятельности, психических процессов;

развитие навыка языкового анализа и синтеза.

III

27

Омофоны (Одинаковое звучание, но различное написание в зависимости от значения)

Умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным  в роде, числе, падеже

Распространение предложений однородными членами

28

Дифференциация непарных согласных: Т-Ц

Коррекция познавательной деятельности, психических процессов;

развитие навыка языкового анализа и синтеза.

IV

29

Диктант

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

30

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Январь

I

Каникулы

II

III

31

Слоговой анализ и синтез слов. Превращения 2х- сложных в 3х- сложные и 4х сложные

Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч.

Мини-сочинение «Как я провел зимние каникулы».

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

32

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

IV

33

Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов

Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч.

Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия.

34

Дифференциация букв по оптическому сходству: буквы о-а.

V

Февраль

I

35

Типы слогов. Фонетический разбор слов

Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч.

Распростране-ние текста однородными определения-ми

Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия.

36

Дифференциация букв по оптическому сходству: буквы у-и.

II

37

Типы слогов. Звуко-буквеный анализ слов.

Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч.

Сочинение по коллективно составленному плану

(Практическая деятельность)

Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия.

38

Дифференциация букв по оптическому сходств: буквы ш-щ-ц.

III

39

Схемы слого-ритмической структуры слов.

Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч.

Составление

объявления о предстоящих внешкольных или внеклассных мероприятиях)

Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия.

40

Дифференциация букв по оптическому сходству: буквы п-т-р-г.

IV

41

Графическая запись текста с использованием схем слого-ритмической структуры слов.

Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч.

Диктант

Развитие представлений о морфемном составе слова.

42

Словообразование.

Март

I

43

Подбор слов к схемам слого-ритмической структуры слова.

Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч.

Изложение с изменением времени «Кем я хочу быть».

Развитие представлений о морфемном составе слова.

44

Корень слова, однокоренные слова.

II

45

Родственные слова

Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ прилагатель-ных

46

Безударные гласные в корне.

Развитие мышления через использование различных способов словообразования.

III

47

Однокоренные и родственные слова

Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч.

Сочинение-описание по теме «Весна»

48

Образование слов при помощи приставки.

Развитие представлений о морфемном составе слова.

IV

49

50

V

Каникулы

IV четверть

Апрель

I

49

Сложные слова

Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч.

Мини-сочинение по пословице

50

Образование слов при помощи суффикса.

Развитие представлений о морфемном составе слова.

II

51

Составление схем предложения и предложения по схеме

Простое предложение с однородными членами

52

Разбор слов по составу.

Развитие представлений о морфемном составе слова; развитие мышления через использование различных способов словообразования

III

53

Составление схем предложения и предложения по схеме

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

54

Сложные слова.

Соединительные гласные в сложных словах.

Составление сложных слов. Развитие мышления через использование различных способов словообразования.

IV

55

Сложное предложение с союзами а, но, и. Знаки препинания в сложных предложениях.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

Сочинение по картине с дополнением предшествую-щих событий

56

Самостоятельная работа по словообразованию.

Май

I

57

 Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении

Главные и второстепенные члены предложения

58

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Типы текстов (Текст-повествование, Текст-описание, Текст-рассуждение).

Работа с текстом.

Развитие связной речи у детей; развитие внимания и мышления через умение отбирать языковые средства, адекватные смыслу высказывания.

II

59

Устное сочинение. Составление рассказа повествовательного характера.

Развитие навыка программирования смысла высказывания и установления логики изложения; развитие устной речи, путем составления самостоятельного связного высказывания..

60

Устное сочинение. Составление рассказа описательного характера.

Развитие навыка программирования смысла высказывания и установления логики изложения; развитие устной речи, путем составления самостоятельного связного высказывания..

IV этап (оценочный)

III

61

Проверочный диктант по итогам года.

Выявление уровня развития речи учащихся.

IV

62

Итоговое занятие. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Лексико-грамматический строй речи.

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать   слова   в словосочетании  и  предложении. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания. Пользоваться   различными предлогами в устной и письменной речи.

Предложение и связная речь.

  • Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, определять тему рассказа, озаглавливать текст, выделять его тему и основную мысль. Составлять план связного высказывания. Конструировать    повествовательное сообщение. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.

Методическое обеспечение программы

Литература, используемая педагогом-логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

14. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

15. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

16.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

18. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

19. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.

20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
  2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
  3. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
  4. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
  5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
  6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
  7. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
  8. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
  9. В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.
  10.  С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
  11.  Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
  12.  Г.Ванюхина. Речецветик. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1993.
  13.  В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
  14.  А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  15.  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
  16.  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.
  17. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.
  18. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
  19. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
  20. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.
  21. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.
  22. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...