ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 7 КЛАСС
рабочая программа (7 класс)

Кравчук Александра Александровна

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. Основные задачи программы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Методология программы: В логопедической работе используюся различные методы обучения: • наглядные, в том числе программы персонального компьютера (им отводится основное место в работе с учащимися со сниженным интеллектом), • практические, • словесные и нетрадиционные (например, приёмы логопедического массажа). Выбор и использование того или иного метода, или их сочетание зависит от характера речевого нарушения, этапа работы, возраста и индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopedicheskoy_raboty.7kl.docx51.49 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное образовательное бюджетное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Рассмотрено на МО

Протокол №___ от  «___» ___20__ года

Согласовано:

Утверждаю:

Директор КГОБУ Спасская КШИ    __________ М. В. Бредюк

 Заместитель директора по УЧ

__________ Т. И. Захарова

ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

7 КЛАСС

Борисова А. А.

г.о. Спасск-Дальний

Пояснительная записка

Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

  • нарушение звукопроизношения;
  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  • аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
  • нарушения сложных форм словообразования;
  • недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
  • выраженная дислексия;
  • дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Общая характеристика предмета (курса)

«Программа логопедических занятий. 7 класс» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в С(К)ОУ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
  • Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004 г.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М.,   «Просвещение», 2009 г.
  • Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М., 2003 г.
  • Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.
  • Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
  • Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983 г.
  • Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.

Цели и задачи программы 

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

        Методология программы:

        В логопедической работе используюся  различные  методы обучения:

  • наглядные, в том числе программы персонального компьютера (им отводится основное место в работе с учащимися со сниженным  интеллектом),
  • практические,
  • словесные и  нетрадиционные (например, приёмы логопедического массажа). Выбор и использование того или иного метода, или их сочетание зависит от характера речевого нарушения, этапа работы, возраста и индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику количество учебных часов в год:

Количество часов по программе: 68 ч.

Количество часов в неделю по учебному плану: 2 ч.  

Количество часов за год: 68 ч.

Диагностическое обследование: 8 ч.

Коррекционная работа проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

  • ликвидировать проявления речевой патологии;
  • содействовать усвоению программы по родному языку;
  • сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  • сформировать когнитивные и общеучебные навыки.

Основные содержательные линии курса

  • Обследование;
  • Дифференциация согласных;
  • Дифференциация звонких и глухих согласных;
  • Глагол;
  • Текст;
  • Итоговое тестирование.

Средства контроля

Четвертные проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты. Обследование на начало учебного года и конец учебного года.

Особенности форм организации учебного процесса (прописываются особенности организации образовательного процесса в классе)

Коррекция нарушений речи учащихся С(К)ОУ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане  предусмотрены часы логопедических занятий. Наполняемость групп для занятий 2 – 6 обучающихся.        На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру каждого занятия, как правило,  входят: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;  дыхательная гимнастика; коррекция произношения; упражнения, направленные на развитие фонематических процессов; работа по коррекции и преодолению дисграфии; работа над предложением; развитие связной речи.

Построение данной программы предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Коррекционная работа проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях проводится  смена видов деятельности.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.    Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  В 7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения. В структуру занятия может входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.    

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.  

Работа с группами детей, имеющих нарушение письменной речи

Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии (нарушение письма, обусловленное наличием специфических ошибок) в 7 классе находится в соответствии с программой по правописанию и развитию речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал, ЦОРы.

Устранение фонематической дислексии и дисграфии

Устранение семантической дислексии и дисграфии

Устранение оптической

дислексии и дисграфии

Устранение аграмматической дислексии и дисграфии

  1. Развитие

Фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука

на фоне слова;

- вычленение первого

и последнего звука

из слова;

- определение

количества,

последовательности

и места звука в слове.

2. Развитие слогового   анализа и синтеза.

3. Развитие структуры

предложения.

4. Формирование

фонематического

восприятия (дифференциация фонем):

-свистящих и шипящих,

-твердых и мягких,

-звонких и глухих.

1. Развитие звукового синтеза.

2. Обогащение словаря.

3. Развитие грамматического строя речи.

4. Формирование морфологических и синтаксических обобщений.

5. Работа

над пониманием прочитанных слов, предложений,

текста.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

2. Уточнение и

расширение зрительной памяти.

3. Формирование

пространственного восприятия и

представлений.

4. Развитие

зрительного анализа

и синтеза.

5. Формирование речевых обозначений

зрительно-

пространственных отношений.

6. Дифференциация смешиваемых букв

изолированно, в слогах, словах,

 предложениях, текстах.

1. Уточнение и  усложнение

структуры предложения.

2. Развитие функции

словоизменения.

  1. Формирование навыков

словообразования.

  1. Развитие умений морфологического анализа слов.

5. Работа над однокоренными словами.

6. Закрепление грамматических форм в письменной речи.

Тематическое планирование по логопедии.

7 класс

Название раздела темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во   часов

Информационное сопровождение

Дата

1 четверть

Обследование

6 ч.    

1.

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1 ч.

№3

2.

Обследование связной речи.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания.

1 ч.

№3

3.

Обследование словарного запаса.

Обследование словарного запаса.

1 ч.

№3

4.

Обследование грамматического строя речи.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1ч.

№3

5.

Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень владения слоговой структурой.

1 ч.

№3

6.

Обследование чтения и письма.

Выявить нарушения чтения и письма.

1 ч.

№3

Дифференциация согласных

16 ч.

7.

Дифференциация РЛ в словах слогах.

Формировать умение дифференцировать звуки р,л соотносить их с буквами р и л.

1 ч.

  Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г.

8.

Дифференциация РЛ в словосочетаниях и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать звуки р и л в словах.

1 ч.

Раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

9.

Дифференциация РЛ в связных текстах.

Обогащать словарный запас, грамматические формы речи.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

10.

Дифференциация ЧЩ в слогах и словах.

Формировать умение дифференцировать звуки щ-ч; развивать слуховое и речевое внимание.

1 ч.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

11.

Дифференцировать Ч-Щ в словосочетаниях и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать звуки ч и щ  в словах.

1 ч.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

12.

Дифференциация ЧЩ в связных текстах.

Обогащать лексический запас; развивать внимание и память.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

13.

Дифференциация ЦЧ в слогах и словах.

Формировать умение дифференцировать звуки щ-ч; развивать слуховое и речевое внимание.

1 ч.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

14.

Дифференциация ЧЦ в словосочетаниях и предложениях.

Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию ч и ц  в словах и предложении.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

15.

Дифференциация Ч – Ц в связных текстах.

Совершенствовать грамматические формы речи.

1 ч.

Раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

16.

Дифференциация СЧ в слогах и словах.

Формировать умение дифференцировать звуки с-ч; развивать слуховое и речевое внимание.

1 ч.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

17.

Дифференциация СЧ в словосочетаниях и предложениях.

Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию с и ч в словах и предложении.

1 ч.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

18.

Дифференциация ЗЖ в словах и предложении.

Формировать умение дифференцировать звуки з-ж ; развивать слуховое и речевое внимание.

1 ч.

Раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

2 четверть

1.

Дифференциация ЗЖ в связных текстах.

Закрепить дифференциацию з-ж в связных текстах.

1 ч.

Картинный материал, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

2.

Дифференциация СШ в слогах и словах.

Формировать умение дифференцировать звуки с-ш ; развивать слуховое и речевое внимание.

1 ч.

Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания»,  2005 г.

3.

Дифференциация СШ в словосочетаниях и предложениях.

Расширять фонематический слух; расширять словарный запас.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

4.

Дифференциация СШ в связных текстах.

Развивать умение дифференцировать  с-ш  в связной речи.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

Дифференциация звонких глухих согласных

11 ч.    

5.

Дифференциация ГК в слогах и словах.

Развивать слуховую дифференциацию звуков к-г; расширять словарный запас.

1 ч.

Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

6.

Дифференциация ГК в словосочетаниях и предложениях.

Развивать фонематический слух; совершенствовать грамматические формы речи.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

7.

Дифференциация ГК в связных текстах.

Закрепить дифференциацию г-к в связных текстах.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

8.

Дифференциация ДТ в слогах и словах.

Развивать фонематический слух; расширять словарный запас.

1 ч.

Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

9.

Дифференциация ДТ в словосочетаниях и предложениях.

Развивать умение дифференцировать д-т в предложении.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

10.

Дифференциация  ДТ в предложении.

Вырабатывать дифференциацию д-т в связной речи.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

11.

Дифференциация БП в слогах и словах.

Развивать фонематический слух; расширять словарный запас.

1 ч.

Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

12.

Дифференциация БП в словосочетаниях и предложениях.

Обогащать словарный запас и грамматические формы речи.

1 ч.

Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

13.

Дифференциация БП в связной речи.

Развивать фонематическое восприятие; формировать навыки самоконтроля.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

14.

Дифференциация ЖШ в слогах и словах.

Развивать фонематический слух; расширять словарный запас.

1 ч.

Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

15.

Дифференциация ЖШ в словосочетаниях и предложениях.

Совершенствовать грамматические формы речи; обогащать лексический запас.

1 ч.

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г.

3 четверть

Глагол

32 ч.

1.

Значение глагола в предложении.

Закрепить знания о глаголе, как части речи.

1 ч.

Схемы предложений, индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

2.

Значение глагола в речи.

Закрепить знания о глаголе, как части речи.

1 ч.

Карточки с графическим изображением слов-предметов, слов-действий, Карточки со словами предметами. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

3.

Глаголы движения.

Закрепить знания о глаголе на практическом уровне.

1 ч.

Картинный материал, раздаточные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

4.

Глаголы труда.

Закрепить знания о глаголе на практическом уровне.

1 ч.

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение»,  2002 г.

5.

Глаголы звучания.

Расширить словарный запас.

1 ч.

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

6.

Глаголы речи.

Закрепить знания о глаголе на практическом уровне.

1 ч.  

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

7.

Глаголы цвета.

Расширить словарный запас.

1 ч.

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

8.

Глаголы, выражающие чувства человека, его характер и поступки.

Расширить лексический запас.

1 ч.

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

9.

Глаголы близкие и противоположные по значению.

Расширить словарный запас.

1 ч.  

Схемы предложения, индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

10.

Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Закрепить знания по теме «Глагол».

1 ч.  

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение»,  2002 г.

11.

Правописание частицы не с глаголом.

Отработать на практике написание частицы не с глаголом.

1 ч.  

Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение»,  2002 г.

12.

Правописание частицы не с глаголом.

Отработать на практике написание частицы не с глаголом.

1 ч.

Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

13.

Правописание частицы не с глаголом.

Отработать на практике написание частицы не с глаголом.

1 ч.  

Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение»,  2002 г.

14.

Изменение глагола во времени.

Закрепить изменение глагола во времени.

1 ч.

Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение»,  2002 г.

15.

Настоящее время глагола.

Закрепить знания о настоящем времени глагола.

1 ч.

Предметные картинки, индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения,  картинки с силуэтным изображением предметов. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

16.

Прошедшее время глагола.

Закрепить знания о прошедшем времени глагола.

1 ч.  

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

17.

Будущее время глагола.

Закрепить знания о будущем времени глагола.

1 ч.

Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

18.

Образование временных форм глагола от начальной формы одного и того же глагола.

Расширение словарного запаса.

1 ч.  

Схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки со словосочетаниями, Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

19.

Замена одних временных форм глагола другими.

Расширение словарного запаса.

1 ч.

Картинки с изображением действий предметов, таблица с вопросами. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

20.

Время и число глагола.

Закрепление знаний о времени и числе глагола.

1 ч.

Картинки с изображением действий предметов, таблица с вопросами. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

4 четверть

1.

Неопределенная форма глагола на ть-.

Закрепить знания о неопределенной форме глагола.

1 ч.  

Карточки с со словосочетаниями, предметные картинки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

2.

Неопределенная форма глагола на ти-,- чь-.

Закрепить знания о неопределенной форме глагола.

1 ч.

Карточки  со словосочетаниями, предметные картинки, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

3.

Дифференциация слов с буквой -ч- в конце слова.

Закрепить знания о глаголах с буквой -ч- в конце слова.

1 ч.

Карточки со словосочетаниями, предметные картинки, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

4.

Дифференциация слов с буквой -ч- в конце слова.

Закрепить знания о глаголах с буквой -ч- в конце слова.

1 ч.

Карточки со словосочетаниями, предметные картинки, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

5.

Изменение глагола по лицам. Распознавание лица глагола по местоимению.

Закрепить знания об изменении глагола по лицам.

1 ч.

Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

6.

Изменение глагола по лицам.

Закрепить знания об изменении глагола по лицам.

1 ч.  

Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

7.

Правописание глаголов на -ться- и -чься-.

Закрепить знания о правописании глаголов на -ться- и -чься-.

1 ч.

Таблица местоимений, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

8.

1 лицо глагола (ед.ч.).

Расширить словарный запас.

1 ч.

Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

9.

1 лицо глагола (мн.ч.).

Закрепить знания о лицах глаголов.

1 ч.

Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

10.

2 лицо глагола (ед.ч. и мн.ч.).

Закрепить знания о лицах глаголов.

1 ч.

Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

11.

2 лицо глагола (мн.ч.).

Расширить словарный запас.

1 ч.

Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

12.

3 лицо глагола (ед.ч. и мн.ч.).

Расширить лексический запас.

1 ч.

Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

13.

"Что ты знаешь о глаголе?"

Закрепить знания о глаголе.

1 ч.  

Индивидуальные карточки  с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г.

Текст.

2 ч.

14.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Типы текстов (Текст-повествование, Текст-описание, Текст-рассуждение).

1 ч.

Индивидуальные карточки  с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык». – М:, «Просвещение», 2002 г.

15.

Работа с деформированным текстом.

1 ч.

Индивидуальные карточки  с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык». – М:, «Просвещение», 2002 г.

Обследование.

2 ч.

16.

Творческая работа "Весна".

1 ч.

№3

17.

Диагностика, мониторинг и анализ результатов.

1 ч.  

№3

Предметные результаты освоения конкретного учебного  предмета (курса). ОУУ.

Предметные:

Правильно произносить звуки и характеризовать их по способу артикуляции. Знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова. Производить звуко-буквенный анализ слов. Пользоваться словарем. Активизировать усвоенную лексику через речевую практику. Подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость.

Образовывать новые слова разными способами.  Дифференцировать приставки и предлоги. Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы. Употреблять личные местоимения в нужной форме. Грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи. Конструировать предложения разных видов. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказа. Писать изложение текста. Писать творческие сочинения на заданную тему.

Общеучебные умения:

Произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить ее. Проявлять познавательные интересы, использовать базовые коммуникативные умения и приемы общения. Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы. Действовать в новых условиях. Пользоваться справочной литературой, компьютером.

Владеть дифференцированными приемами самоконтроля и оценки деятельности. Вести учебный диалог с учителем, владеть вербальными средствами общения.

Активно пользоваться различными способами словообразования.

Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении).

Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова  и как изменяются их значения.

Определять основную мысль, тему рассказа.

Определять последовательность и связность предложений в тексте.

Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте.

Составлять план связного высказывания.  

Учебно-методические средства обучения. Материально – техническое обеспечение. Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004 г.
  2. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –  М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  3. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
  4. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:,  «Просвещение» , 1981 г.
  5. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
  6. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  7. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
  8. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  9. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
  10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  11. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
  12. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
  13. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
  14. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
  15. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
  16. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  17. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
  18. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
  19. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
  20. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.  Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  21. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». -  Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
  22. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». -  Ярославль:, «Академия развития»,  1999 г.
  23. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». -  Ярославль:, «Академия развития»,  1999 г.
  24. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
  25. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  26. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера»,  2008 г.
  27. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  28. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  29. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  30. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  31. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  32. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
  33. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  34. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

Литература, используемая  учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
  2. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос», 1999 г.

Диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда. Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...