УРОК – СКАЗКА в 9 классе по теме «Состав слова»
материал (9 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ОВЗ городского округа Павловский Посад Московской области

УРОК – СКАЗКА в 9 классе по теме «Состав слова»

Учитель русского языка Сойнова А.В.

Описание: http://s58.radikal.ru/i159/0811/ed/66b40ed970ed.jpg

2019

Урок-сказка «Состав слова»

Цель: Проверить основные знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Образовательная: повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова, совершенствовать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость;

Коррекционная: корригировать и развивать мыслительную деятельность, произвольное внимание, долговременную память путем выполнения различных упражнений;

Воспитательная: прививать  интерес к результату работы; прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку.

Оборудование: предметные картинки с изображением сказочных героев, раздаточный материал, карточки со словами, презентации.

Использованная литература: Н.Г. Якубовская, Э.В. Галунчикова. Русский язык, 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2012 ; газеты «Начальная школа – Первое сентября»; Занимательное азбуковедение. Составитель В.Волина. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1991; Русские народные сказки. По изданиям А.Н.Афанасьева/Составитель Н.И.Сазонов. – Йошкар-Ола :Издательство Марийского полиграфкомбината, 2003.

                    Ход урока

I. Организация класса к уроку. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в сказку, где нам понадобятся наши знания о составе слова. Мы с вами должны будем помочь добру победить зло.

А для того, чтобы попасть в сказку, мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова.

По щучьему велению,

По нашему хотению

Пусть мы окажемся в сказке.

(Презентация 1, слайд 1. Музыка из сказки)

II. Работа по теме урока.

Итак, начинается сказка.

1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич со своей женой Марьей Моревной ( Слайд 2). Жили они в мире и согласии. Однажды собралась Марья в соседнее государство навестить свою сестру, а все свое хозяйство мужу оставила (жили-то они в царстве, которое Елене по наследству от отца осталось) и приказывает:

   – Везде ходи, за всем присматривай, только в чулан в подвале не заглядывай.

Царевич не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в подвал. Подошел Иван к двери, а открыть ее не может (Слайд 3). А на двери слова написаны: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. А Иван-царевич знать не знает, ведать не ведает, что значат эти слова. А вы знаете?

Задание 1.

     – Дайте определение корня слова.

     – Дайте определение приставки.

     – Дайте определение суффикса.

     – Дайте определение окончания.

     – Дайте определение основы слова.

2. Дверь со скрипом отворилась. Глянул Иван-царевич, а там висит дряхлый старичок, на двенадцати цепях прикован (Слайд 4, музыка ).

– Сжалься надо мной, – просит старик царевича.  – Дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил совсем в горле пересохло.

Иван подал ему целое ведро воды; Старик выпил и еще запросил. После третьего ведра воды встряхнул он цепями и сразу все двенадцать порвал.

 – Спасибо, – говорит, – что меня, Коша Бессмертного, из плена вызволил. Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как своих ушей.

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

А царевич горько заплакал. А куда идти, где искать царство Кощея? И тут вспомнил он, что в горнице в золотой шкатулке у Марьи хранится волшебный клубочек. Нашел Иван шкатулку, а открыть ее не может (Слайд 5).

Задание 2.Выпишите однокоренные слова, которые встретятся вам в сказке «Чужак», выделите корень.

Грамматическая сказка «Чужак» (Презентация 2)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам  на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

Почему гости не сразу приметили чужака?

Не поможете ли вы найти своих родственников слову «водитель»?

Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел в гости в этот раз.

3. Открылась шкатулочка. Бросил царевич клубочек на пол и пошел за ним следом. Долго ли шел, коротко ли, долго дело делается, да недолго сказка сказывается. Добрался Иван-царевич до царства Кощея. Увидала Марья своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

 – Ах, Иван-царевич, зачем ты меня не послушался, посмотрел в чулан и выпустил Коша Бессмертного?

 – Прости меня, Марья Моревна, не поминай старого. Лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного. Авось не догонит?

Собрались, а выехать за ворота не могут (Слайд 6). Впустить впустили ворота, а обратно не выпускают. Чтобы они открылись надо выполнить задание.

Задание 3

Прочитай ряды слов. Выдели общий корень в словах каждого ряда. Как называются такие слова? Вставь пропущенные орфограммы в корне. В каких словах это легко сделать? Почему? Подчеркни проверочные слова.

Сож..ление, ж..лость, пож..леть, ж..ловаться, ж..лкий, ж..лостливый.

Зама..ка, ма..ать, изма..аться, ма..ок, разма..ал.

Сл..ды, сл..дуйте, подсл..дники, не усл..дил, сл..дят, сл..дователь.

К..ток, зак..тился, к..тится, зак..т, к..талка, прок..тились.

Сер..це, сер..ечко, сер..ечный, сер..цевина.


             
4. Открылись ворота. Иван царевич и Марья Моревна уехали. А Кощей на охоте был. К вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается (Слайд 7).

 – Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

Отвечает конь:

 – Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

 – А можно ли их догнать?

 – Можно пшеницы насеять, дождаться пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть да тогда вдогон ехать – и то поспеем.

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича.

 – Ну, - говорит, - первый раз тебя прощу за доброту твою, что водой напоил меня; а в другой раз на куски изрублю.

Отнял у него Марью Моревну и увез. Поплакал-поплакал Иван-царевич и опять воротился назад за Марьей Моревной. А ворота на этот раз его и не впускают, Кощей на них шифр поставил. Помогите царевичу разгадать слова.

Задание 4. Отгадайте слова.

Его корень в слове цена, приставка в слове осмотр, суффикс в слове тетрадка, окончание в слове книга (оценка).

Его корень в слове пришкольный, приставка в слове одуванчик, суффикс в слове задачник, окончание в слове лебедь (школьник).

Его приставка в слове вьюнок, корень в слове подсолнух, суффикс в слове стёклышки, окончание в слове яблоко (солнышко).

Его корень в слове смертельно, приставка в слове бессильный, суффикс в слове посильная, окончание в слове зелёный (бессмертный).

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Зарядка для шеи. См. Приложение 3)

 

6. Входит царевич во дворец и просит Марью:

 – Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

А сам спрятался.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать.

Кощей сказал:

– За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба Яга. Много у нее славных кобылиц. Баба Яга дала мне одного Жеребеночка.

– Как же ты  через огненную реку переправился?

–  А у меня есть такой платок – как махну  им три раза, сделается высокий- высокий мост, и огонь меня  не достанет.

Марья Моревна выслушала и пересказала все Ивану-царевичу. И платок ему передала.

Дошел Иван царевич к огненной реке вслед за клубочком, машет-машет платочком – мост не появляется. А на платочке-то вышивка. Помогите царевичу еще раз (Слайд 8).

Задание 5. (Компьютерный тренажер. Вопрос 1)

Найди каждому слову подходящую картинку.

Выстрелы, главарь, рассвет, желток, колокольчик, носит, беленький, аист, подруга, молодой.

7. Переправился Царевич через мост. Шел, шел – стоит дом Бабы Яги,           кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один не занятый (Слайд 9).

 – Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, Иван-царевич. Зачем пришел – по своей доброй воле аль по нужде?

– Пришел заслужить у тебя богатырского коня.

– Хорошо. Выполнишь  задание – дам тебе богатырского коня, а нет – то не гневайся: торчать твоей голове на последнем шесте.

Задание 6

Тест

  1. Часть слова без окончания называется:

Е – корень;

У – основа.

  1. Чтобы найти корень, надо:

Л – изменить форму слова;

М – подобрать однокоренные слова.

  1. Окончание – это:

Н – изменяемая часть слова;

П – неизменяемая часть слова.

  1. Суффикс служит:

И – для образования новых слов;

Ы – для образования формы слова.

  1. Приставка стоит:

Х – после корня;

К – после корня.

  1. Приставка, корень, суффикс:

И – образуют основу слова;

Я – не образуют основу слова.

Делать нечего, отдала Баба Яга царевичу лучшего коня. Приезжает Иван к  Марье Моревне. Сели они на коня и поехали.

Кощей домой возвращается, а под ним конь спотыкается.

 – Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

 – Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

 – А можно ли их догнать?

 – Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

– Нет, не утерплю, - говорит Кощей Бессмертный, - Поеду в погоню!

Долго ли коротко ли – нагнал он Ивана-царевича, соскочил на землю и хотел было сечь его острой саблею (Слайд 10). Но тут конь Ивана ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного, а царевич добил его мечом.

После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Коша Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.

 Приехали Иван-царевич и Марья Моревна в свое царство и стали себе жить поживать, да добра наживать (Слайд 11).

8. А нам с вами пора возвращаться в класс.

По щучьему велению,

по нашему хотению

пусть мы окажемся в классе.

III. Подведение итогов урока

"Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок".

Чему учит нас эта сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Презентация для 3 класса по теме: "Состав слова"

1. подбери и вставь в записи корни слов2. лексическое значение приставков при-, про-3. Образуй  существительные с помощью суффикса – К-4. игра "Собери слово"...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Состав слова\'\'(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Состав слова''(6 класс)...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...