Открытое занятие "Волшебный мир сказок Шарля Перро"
план-конспект

Конева Юлия Сергеевна

Благодаря волшебному миру сказок Шарля перро, мы развиваем умение видеть и ценить прекрасное. Развиваем способности отличать хорошее, доброе от дурного,злого в сказке в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебный мир сказок Шарля Перро33.46 КБ

Предварительный просмотр:

” Волшебный мир сказок Шарля Перро”

Конева Юлия Сергеевна,

Воспитатель 4 группы

Школа-интернат N6

Красногвардейского района

Цель мероприятия:

-повторить особенности волшебных сказок;

-обобщить знания учащихся о героях сказок;

- развивать творческое воображение, ассоциативную память                                   - развивающими: развитие эстетического вкуса, умение видеть и ценить прекрасное, развитие способности отличать хорошее, доброе от дурного, злого в сказке в повседневной жизни, способности сопереживать,

развитие интеллекта, памяти, внимания, коммуникабельности;

-воспитательными: на примере сказочных героев и ситуаций, в которые они попадают научить ориентироваться в повседневной жизни. Воспитание нравственных качеств.

1 слайд                                                                                                                    

План мероприятия:

 I.Организация

 II.Сообщение темы и цели занятия

2 слайд

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В сказках бережно хранится.

- Сегодня я приглашаю вас в сказочные края, в мир необычный и удивительный, в мир волшебных сказок. Говорят, сказка злого человека делает добрым, скупого – щедрым, скучного – веселым, глупого – умным.

Какие же секреты есть у сказок, почему мы их любим читать?

3 слайд

- в сказках есть чудо, волшебство, необычные волшебные предметы (сапоги – скороходы, ковер – самолет, скатерть – самобранка, гусли – самогуды и т.д.);

4слайд

-сказочные герои (Феи, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Золушка)

- в сказке всегда побеждает добро, сказка – это мечта о чем-то хорошем.

Верно! В волшебных сказках необычно все: место действия, герои, «волшебные предметы» обладающие чудодейственной силой. И сказка как на крыльях уносит нас в мир фантазии и вымысла, доставляя много счастливых минут.

Какие волшебные, необычные предметы вы знаете в сказках Шарля Перро?

Воспитанницы:

5 слайд

Волшебные и не волшебные предметы:

"Кот в сапогах" - сапоги

"Золушка" - туфельки, волшебная палочка

"Спящая красавица" - веретено

"Красная шапочка" - шапочка

"Ослиная шкура" - шкура осла

"Синяя борода" - ключик от запретной двери

"Волшебница" – кувшин

«Мальчик с пальчик»-сапоги-скоро

I.Знакомство с писателем и его творчеством

6 слайд

1 Я расскажу вам, ребята, почти сказочную историю:

Давным – давно, во времена короля Людовика, во Франции в городе Париже жил один почтенный человек. Звали его Шарль Перро. Родился 12 января 1628 года в Париже в семье парламентского судьи. Он был младшим из семи детей. Семья Перро старалась обеспечить детей хорошим образованием, поэтому в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в колледж на север Франции. Однако юноша так и не доучился, решив заняться юридической карьерой. Но и это ему быстро наскучило. Вскоре он поступил клерком к своему брату-архитектору, Клоду Перро, прославившемуся как автор восточного фасада Лувра.

7,8,9 слайд

Несмотря на то, что Перро стал плодовитым литератором, его художественные произведения почти не сохранились, за исключением сказок. Ему было чем гордиться: придворный поэт, признанный ученый, член французской Академии наук, автор серьезных умных книг. Сейчас мало кто помнит о них, да и все его государственные заслуги давно забыты. Зато они запомнились так крепко, что и три века спустя французы считают «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен» одним из самых славных созданий национального духа.

10 слайд

Не правда ль, есть особая приятность-

В бесспорность превращать невероятность?

С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 году первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьером д,Арманкуром. Господин генеральный секретарь прятался, ведь считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, недостойно не только государственного человека, но и просто человека взрослого. Однако истина восторжествовала. К третьему изданию авторство книги было возвращено досточтимому Шарлю Перро, из-под пера Пьера д,Арманкура не вышло никогда ни одной строчки, кроме армейских приказов. Сами же сказки- и это уже навсегда- стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен.

Но что в этих сказках такого удивительного?

11 слайд

Во-первых, Перро сумел отобрать из множества сказок главные, что ли, сказки. А впоследствии оказалось, что сюжеты похожие на «Мальчика с пальчика», «Красную шапочку», «Спящую красавицу», встречаются по всей Европе.  И литературные, то есть написанные писателем, сказки в истории литературы.

Во-вторых, рассказывая свои сказки, Перро задался целью убедить читателя, и убедил, что не только в древней Греции и Риме случалось что-то достойное внимания, но и в собственной стране тоже. В «Спящей красавице» и «Золушке» появляются описания нравов, быта, одежды французов XVII века. С людьми тоже происходили странные для того времени вещи, ибо «превратности» жизни распространяются на королей так же верно, как и на подданных». Это утверждение верно ло сих пор, и до сих пор короли о нем забывают. Но зато в сказках Перро, и надеемся, в жизни, побеждает ум, как в сказке о Коте в сапогах, любовь, как в «Ослиной шкуре», доброта, как в «Золушке», и находчивость, как в «Мальчике с пальчик».

А волшебство? Ну разве что злосчастный ключ из «Синей бороды», феи, колдуньи и волшебные палочки… Но если забыть эту маленькую уступку колдовским делам, то все оказывается взаправду. И жизнь, и любовь, и слезы, и труд. А волшебство черпается в твоей душе. К ней же обращены и сказки Перро.

12 слайд

Навряд ли фея в оны времена

Могла бы юное так одарить созданье,

Чтоб тьму даров затмить, которая дана

Самой природой Вам, всем смертным в назиданье.

Живи, мудрей, расти Читатель! А старые волшебные сказки и старый сказочник научат тебя самому главному волшебству-жизни на Земле.

Всемирную известность ему принесла тоненькая книжечка «Волшебные сказки». Сказки Шарля Перро переведены на все языки мира, сказочные персонажи стали самыми любимыми. Наиболее известен как автор сказок: «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик», «Рике-Хохолок», «Ослиная шкура» и т.д.

Викторина

А вы знаете название сказок Шарля Перро?                                                      

Воспитанницы: выбирают карточки с названиями сказок Ш.Перро, откладывая в сторону карточки с русскими народными сказками.

«Золушка»,                             «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Мальчик с пальчик»,                                 «Сказка о рыбаке и золотой рыбки»

«Красная шапочка»,                                                        «Сказка о царе Салтане»

«Кот в сапогах»,                                                        «Сказка о золотом петушке»

«Рике-Хохолок»,                                                                               «Волк и лиса»

«Ослиная шкура».

-Молодцы! Показали себя активными читателями!  

Литературная игра «Узнай сказку»

13 слайд

–А теперь заглянем в мир сказочных строчек, сумеете ли вы по одному предложению узнать сказку? (открывается слайд  с цитатами из сказок).                                                                                        

  Воспитанницы: читают предложения и угадывают названия сказок.                               –«Волшебница выдолбила тыкву до самой корки» (Золушка»)

- «Больше всего на свете она любила петь и танцевать» («Золушка»)  

14,15 слайд            

- «Если вы полюбите меня, я стану красивым» («Рике- Хохолок»)                      16,17слайд                                                                                                                                                           «Эта борода делала его таким безобразным и страшным («Синяя борода»)

18 слайд                                                                                                                                           --«Идет она лесом, а навстречу ей серый волк» («Красная Шапочка»)  

19,20слайд                                                                                                                                                                            - Ребята, вы молодцы! Хорошо знаете сказки. Как вы думаете, какое главное волшебство любой сказки?                                                                                        Воспитанницы: Победа любви и доброты.                                                                       –Все сказки Ш.Перро увлекательны, невозможно оторваться пока не дочитаешь или не дослушаешь до конца. Его сказки помогают нам разобраться в сложных человеческих отношениях. Сказки- умное чудо, они помогают увидеть, где добро, где зло, оценить подлинную красоту.                              

 Отгадай героя сказки:

21,22 слайд

Узнайте этого плутишку. Никому не обхитрить: людоеда, словно мышку умудрился проглотить! И шпоры звенят у него на ногах.

Скажите мне: как его зовут? Кот в сапогах.

2. «Жил на свете король с королевой. У них не было детей, и это их так огорчало, что и сказать нельзя. Уж каких только обетов они не давали, ездили и на богомолье, и на целебные воды- все было напрасно. И вот, наконец, когда король с королевой потеряли всякую надежду, у них родилась дочка.

Как называется сказка? «Спящая красавица».

3. «Было у дровосека пятеро сыновей. Жили они бедно. Дровосек брал сыновей в лес, чтобы они помогали ему в работе, собирая хворост. Самого младшего звали….»Мальчик с пальчик»

4.Вы знаете девушку эту? Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, не видела ясного солнышка, вокруг- только грязь и зола.

А звали красавицу…. Золушка.

5.» У одной королевы родился сын такой некрасивый, что ни в сказке сказать, ни пером описать, но был он разумным и красноречивым…»

Из какой сказки этот герой? «Рике с хохолком».

6. «Жила- была маленькая девочка. Была она скромная и добрая, послушная и работящая. Мать не могла порадоваться, что у нее растет такая помощница: дочка помогала ей по хозяйству, а когда вся работа была сделана, читала матери что- нибудь в слух. Всем нравилась эта милая девочка, но больше всех ее любила бабушка...»

Как звали девушку? Красная Шапочка.

7. «Жил когда-то человек, у которого были прекрасные дома и в городе, и в деревне, золотая и серебряная посуда, кресла, украшенные шитьем, и золоченые кареты. Но, к несчастью, у этого человека была синяя борода…»

Из какой сказки взят этот отрывок? «Синяя борода».

8 «К тому же, он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу и женился на ней….

Как называется эта сказка? «Подарки феи».

9»….. Одетая в платье цвета солнца, она вся блистала, ее щекам позавидовали бы самые лучшие розы королевского сада, а ее глаза цвета голубого неба блестели ярче самых крупных бриллиантов королевской казны. Король сиял. Королева захлопала в ладоши от радости. Они стали умолять ее выйти замуж за их сына».

Из какой сказки взят этот отрывок? «Ослиная шкура».

. Математическая викторина.

23 слайд

-Сколько сказок написал Ш. Перро? 11

-Сколько сыновей было у мельника? 3

--Сколько раз людоед совершал свои превращения?2

--Сколько волшебниц было приглашено в крестные принцессе? 7

-Сколько детей было у дровосека? 5

- Сколько дочерей было у людоеда? 7

-Сколько месяцев продолжалось пиршество принца и «Ослиной шкуры?»3

Воспитанницы: отвечает на вопрос по сказке.

Сказка “Красная Шапочка”

24 слайд

1.Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)

2.Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)

3.Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)

4.Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)

5.Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

6.Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)

Сказка “Золушка”

25 слайд

1.Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

2.В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)

3.За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)

4.На чём золушка отправилась во дворец на бал? (в карете)

5.Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)

6.Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)

Сказка “Кот в сапогах”

26 слайд

1.Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)

2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)

3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (кролика)

4. Сколько раз людоед совершал свои превращения? (2)

5. Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? (людоеду)

6. Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил его превратиться в мышку)

Сказка “Спящая красавица”

27 слайд

1.Что предсказала старая фея принцессе? (смерть от веретена)

2.Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы)

3.Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)

4.Кто проснулся сразу после принцессы? (собачка Пуфф)

5.Почему замок казался неприступным? (вокруг вырос густой лес)

6.Какой указ издал король для своих подданных? (запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки)

Сказка “Мальчик-с-пальчик”

28 слайд

1.Почему родители Мальчика-с пальчика решили избавиться от детей? (случился страшный голод, их нечем было кормить)

2.Сколько детей было у дровосека? (7)

3.Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (они нашли дорогу по камешкам, которые бросал на дорогу мальчик-с-пальчик)

4.При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз? (при помощи крошек хлеба)

5.На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (дом Людоеда)

6.Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (сапоги скороходы, мешок с золотом

Кто встретил в чаще прекрасную девушку? (молодой принц)

Дополни предложение.

29 слайд

Воспитанницы: в течении 1-2 минут должны дополнить предложения.

Сказка «Кот в сапогах»:

«Жил- был мельник, и у него было…» три брата.

«При виде Короля встречные крестьяне снимали шляпы и на вопрос, чьи это поля и луга. Отвечали:» Маркиза - Карабаса».

Сказка «Мальчик- с- пальчик»:

«Было у Дровосека…. «пятеро сыновей.

«Самого маленького из детей звали…» Мальчик- с -пальчик.

Сказка «Красная шапочка»:

Жила- была маленькая девочка. Мать ее любила без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка…» красную шапочку.

Сказка «Золушка»:

30 слайд

«По вечерам она часто сидела на теплой золе у самого очага, поэтому ее прозвали…» Золушкой.

«Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая …» хрустальная туфелька.

Сказка «Рике с хохолком»:

«Я забыл сказать, что королевич родился с хохолком на голове. Поэтому его так и прозвали…… Рике с хохолком.

Характеристика героев

31слайд

Угадай героя, используя его характеристику:

А) заботливая, смелая, доверчивая, наивная (Красная Шапочка)

Б) ростом мал- да удал, смышлен (Мальчик- с- пальчик).

В) добродушная, доверчивая (бабушка Красной Шапочки).

Г) злой, коварный, беспощадный, грубый (Серый волк).

Д) хитрый, отважный, спаситель, защитник (Кот).

Е) милая, добрая, работящая (Золушка).

Ж) уродливый, некрасивый принц с хохолком (Рике с хохолком).

З) человек, превращавшийся в огромного льва, мышь (людоед),

И) загадочный, зловещий (Синяя борода)  

Любимая сказка                                                        

Вот сейчас мы будем заниматься обсуждением сказки Золушка.

Работа идет в форме диалога.

– Давайте подумаем сначала над осмыслением сюжета, разделим сказку на несколько этапов:

1. Начало действия (завязка) Какие предложения отнесем к завязке?

Воспитанницы: Жил был богатый человек. У него умерла жена. Он женился второй раз на бессердечной женщине. У нее было две дочери, и у мужа тоже была дочка.

2. Развязка действия.

Ответ: Мачеха сразу показала свой злой нрав Золушке. Она взвалила на нее всю грязную работу.

3. Переломный момент.

Ответ: Сестры собираются на бал. Волшебница готовит и Золушку. Золушке было очень весело на балу, и она забыла, что приказала ей волшебница и бросилась бежать, когда узнала время. Она потеряла туфельку, и принц находит ее туфельку.

4. Конец действия (развязка)

Ответ: Туфелька подошла Золушке, принц женится на ней.

1) Что в сказке фантастическое, а что могло случиться? (Фантастическое – все превращенья. Действительное – принц мог бы жениться на бедной девушке)

2) На чьей стороне Шарль Перро? (На стороне Золушки)

3) Какие сказочные слова есть в тексте? (Падчерица, бал, королевство, волшебница, волшебная палочка, дворец, принцесса, хрустальная туфелька)

4) Как меняется настроение, когда читаешь? (Сначала огорчаешься потом радуешься)

5) Справедливый ли конец сказки? (Да)

6) Какие герои вызывают уважение? (Принц, волшебница)

7) Сестры отрицательно или положительно похожи?  (Отрицательно)

8) Слова характеризующие всех сестер, распределите эти слова каждой из сестер: заносчивые, противные, кроткая, ласковая, работящая, милая, вежливая, терпеливая, ябеды, воображули, хвастунишки.

9) Назовите действующих лиц, которые помогли Золушке? (Волшебница, звери, принц, придворный)

10) Кто переживал за Золушку? (Волшебница)

11) Почему назвали ее Золушкой? (Потому что садилась на золу)

12) Сравните спальни сестер (С паркетными полами, с пуховыми постелями, с зеркалами. У Золушки – на крыше на тоненькой подстилке)

13) Главное занятие Золушки – чистила посуду, мыла лестницы, натирала полы.

14) Заветная мечта Золушки (Быть на балу)

15) Какие превращенья случались в сказке?

а) превращенье тыквы в карету;

б) мышей в лошадок;

в) крысы в кучера;

г) ящериц в слуги;

16) Что изменилось на балу с появлением Золушки? (Все перестали танцевать, скрипачи перестали играть, наступила тишина)

17) Что бы вы посоветовали сестрам Золушки? (Относится к ней ласково, с добротой и т.д.)

19) Что в корне изменило жизнь Золушки? (Принц женился на ней) Понравилась вам Золушка? (Да)

– А сейчас давайте положим свои ладошки на сердце; вслушаемся в него. Вы слышите? Какое самое человеческое качество живет в нем?

– Доброта

– Да доброта. Носите всегда людям добро. Герои сказки – волшебница, звери, принц, придворные – все показали свою доброту. Давайте придумаем правила доброты:

Воспитанницы:

– Мы говорим добрые и вежливые слова своим близким.

– Мы внимательны и заботливы, помогаем тем, кто нуждается в нашей помощи.

– Мы стараемся не ссориться и первыми миримся.

– Дарим близким улыбки.

Итог                                                                                                                              

Шарль Перро обратился к народной морали, сказки просты и ясны имеют нравоучительное значение.

Детишкам маленьким не без причин.

А уж особенно девицам

Красавицам и баловницам,

В пути встречая всяческих юношей и мужчин.

Нельзя речей коварных слушать,

Иначе волк их может скушать.

Главная ценность сказок, что они учат: честности, трудолюбию, великодушию. взаимопомощи, находчивости, благоразумию, смелости, мужеству, сообразительности, платить добром за причиненное зло.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!

Золушка

В сказке «Золушка» Шарль Перро показывает нам вражду людей, живущих в одной семье, но не являющимися родственниками. Это мачеха, её дочки и Золушка. Фея научила Золушку хорошим манерам, терпению, трудолюбию, благодаря этому она стала королевой.

Ухаживать за огнем в древности мог только чистый человек, потому что огонь кормил, грел, охранял и объединял людей. Если выбудете подражать терпению, послушанию Золушки, каждая найдет своего «принца» несмотря на жизненные неприятности.

Рике- Хохолок

Рике очень некрасив.  Красавица-невеста отличается отсутствием ума.

Не волшебство, а любовь совершает превращения в этой сказке. Потому что герои сумели увидеть и оценить хорошие качества друг друга.

Рике: большой ум, остроумие, добрая душа, постоянство.

Принцесса: красива, скромна, рассудительна.

Красная шапочка

Нравоучительное замечание:

«Бедная девочка не знала, что это очень опасно –останавливаться в лесу и слушать, что говорит волк».

Сказка показывает, что нужно быть дисциплинированной, осторожной, послушной и без разрешения не совершать поступков. Цель волка- обманут Красную шапочку.

Спящая красавица

Сказка говорит о том, что принцесса отличалась легкомыслием и непослушанием родителей. Не надо спешить выходить замуж, можно и уснуть на сто лет.

Мальчик –с- пальчик

Сказка говорит, что всегда можно найти выход из любых ситуаций. Если не падать духом и не впадать в уныние.

Синяя борода

Шарль Перро показывает губительность любопытства. Нельзя нарушать запреты, ибо вы не знаете к чему это приведет. И еще в сказке показано о уважительном отношении членов семьи друг к другу, и вреде корыстного замужества (выйти замуж за богатого без любви).

Кот в сапогах

Сказка показывает ловкость и проделки кота, целью которых является благополучие героя-Маркиза Карабаса.

«Как не велико преимущество пользоваться богатым наследством, переходящим от отца к сыну, для молодых людей искусство и ловкость обыкновенно значат больше, чем нажитые богатства.

Ослиная шкура

Сказка о благородстве и внутренней красоте человека, о труде и предприимчивости. Учит не сдаваться и не поступаться своими принципами.

Подарки феи

Раскрывается тема справедливости. Герои сказки получают то, что заслужили. Наше будущее зависит от нас самих. Наши добрые дела к нам приходят добром, плохие возвращаются злом.

Слайд 32

Просмотр фрагмента сказки «Золущка». Мудрая речь короля.

Воспитатель:

Слайд 33

Да, сказки показали нам урок доброты.

Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтоб сказку запомнил и ты

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародится зерно доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер сказки "Здравствуй, Шарль Перро"

Сценарий праздника с 6 классами...

Открытый урок "В мире сказок Шарля Перро"

Сценарий праздника для 6 класса...

Положение о проведении городского конкурса "Путешествие по сказкам Шарля Перро"

Данный конкурс проводился в  школе  для учащихся 5-7 классов, изучающих французский язык. .  Подготовка презентаций по сказкам Ш.Перро,  творческие номера  в исполнении  ...

Пьеса-сказка "Когда раскрывается книга" (по мотивам произведений Шарля Перро)

Эта пьеса может быть поставлена для популяризации книги, чтения, проведения библиотечного урока....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро» Коррекционно-образовательные цели:     •   вспомнить биографию и творчест...

Вечер сказок Шарля Перро

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству французского писателя Шарля Перро....

Конспект открытого урока по чтению "Путешествие в мир сказок Шарля Перро".

Данное мероприятие было проведено  в рамках Недели детской книги....