Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Путешествие по зимнему лесу
план-конспект

Сыроежко Надежда Алексеевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме Путешествие по зимнему лесу

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Конспект логопедического занятия для детей с ОНР -  Ш уровня в подготовительной группе.

Тема «Путешествие по зимнему лесу»                                   28.01.2019г.

Сыроежко Надежда Алексеевна,

учитель-логопед

МКДОУ Агинский детский сад №1 «Солнышко»

с.  Агинское

Образовательная область «Речевое развитие»:

закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи, упражнение в  подборе слов-признаков и слов-действий к слову-предмету, однокоренных слов к слову «снег», в согласовании имени существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; совершенствовать артикуляционную моторику; развивать навыки звуко-слогового анализа слов; совершенствовать фонематическое восприятие детей; обучение образованию сложных слов путём сложения (снегопад, снегоход, снегоступы), активизировать словарь сложными словами.

Образовательная область «Физическое развитие»:

создание условий для развития психических процессов (зрительного и слухового внимания, памяти, мышлении, воображения); развитие длительного плавного выдоха; тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

закрепление умений обобщать представления детей о зиме, о зимних месяцах, о снеге; расширение знаний детей об обитателях зимнего леса;  развитие познавательных процессов (восприятия, речи, мышления) и интеллектуальных процессов (ориентировки в задании, способов выполнения задания).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

 развитие вербальных форм общения с взрослыми и сверстниками; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:                                                                                                                                                                                                          

продолжать развивать музыкальную память детей во время слушания музыки; развивать чувство ритма; правильно передавать мелодию во время пения, передавать настроение  песни; совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон, кассета с записью пьесы Прокофьева «Зимнее утро», сюжетная игрушка Снеговик; «волшебная снежинка»; корзинка с белоснежными звуковыми линейками и ягодой Снеженикой; картинка с изображением лыжника, панно с ёлочками синего, зелёного и красного цвета; снежинки на ниточках;  снежинки-самоклейки, простые карандаши, цветные карандаши; раздаточные карточки; нарисованные следы животных, птиц и человека. 

 1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг.)

Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

А сейчас пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебная снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.)

Дети: Доброе утро, Данил. Доброе утро, Соня и т.д.

2. Игра «Письмо  от Матушки-Зимы»

Логопед: Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях.  (Это снеговик).  Снеговик – снежный гость, принёс вам письмо. Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

что и почему зимой бывает; знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой зимой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди надевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

Логопед: Всё верно, Снеговик? (Да).

3. Музыкальная загадка.

Звук зимнего ветра, затем фонограмма фрагмента песни «Три белых коня».

Логопед: Как вы думаете, о каких белых конях идёт речь в этой песне?

Дети: О зимних месяцах.

Логопед: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Логопед: Верно. В народе декабрь называют «хмурень».

Дети перечисляют приметы декабря, объясняют, почему январь называют «лютень» и за что февраль назвали «снеговеем».

4. Логопед: А теперь подумайте и отвечайте.

 Игра: «Зима какая?»

- Если зимой много снега, то зима какая? …(снежная).

- Если зимой сильный мороз, то зима какая? ...(морозная).

-Если часто метет метель, то зима какая? …(метельная).

- Если часто гуляет вьюга, то зима какая?..(вьюжная).

- Если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая? (ранняя)

- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят, что зима ...(поздняя).

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая?..(студеная)

Логопед: Посмотрите в окно – у нас на самом деле зима.

– Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, обливаем руки прохладной водой, едим чесночную пасту, принимаем витамины, делаем массаж «Неболейка»).

5. Массаж биологически активных зон «Неболейка» (под музыку)

(Для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

 Логопед: Снеговик  вместе с письмом от Матушки-Зимы нёс нам гостинцы. Письмо доставил, а гостинцы потерял в лесу. Что же делать? (Варианты ответов детей). Снеговик предлагает отправиться в зимний лес и отыскать потерянные гостинцы.  А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде, на самолете). А Снеговик предлагает отправиться в путь на тройке лошадей.

6. Речевая игра “Едем на  лошадке”, Т. Тютюнниковой

Едем, едем на лошадке
По дороге зимней, гладкой.

 

Дети цокают языком/

Санки скрипят,

Произносят “Ш!, Ш! ….”

Бубенчики звенят,

“Динь-динь!” в высоком регистре,

Дятел стучит,

“Тук – тук!... ” - в среднем,

Вьюга свистит,

Звук [с] на продолжительном выходе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны,

Белка на елке
Орешки грызет,

“Цок! Цок!” коротко и остро,

Рыжая лисичка
Зайца стережет.

“Ф… Ф…” сердито и энергично,

Холод, холод

“В…” на продолжительном выдохе ,

Стужа, стужа.

“Бр-р …”,

Снег пушистый
Кружит, кружит…

“О…”, несколько раз, поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний.

Ехали мы, ехали,
Наконец доехали:

Цокают языком.

С горки – ух!
В ямку – бух!
Приехали !

Произносят “У-ух!” делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего;

“Бух!” - в нижнем регистре

 

Мы на санках едем в лес        

7. Подбор эпитетов, совершенствование ГСР (на фоне музыки)

Логопед: Вот мы и приехали в лес. Посмотрите, всё кругом белым-бело. Полянка белая-белая. Снеговик белый-белый.

Игра «А что у вас?» (Дети говорят друг другу: «У меня белое платье (носки, куртка, пуховик, шарф), а что есть белое у тебя?» (согласование имя существительного и прилагательного в роде, числе, падеже).

Логопед: Зимой лес выглядит сказочно. Давайте мы с вами присядем на полянку и полюбуемся красотой зимнего леса. (Просмотр слайдов «Деревья в снегу». Слушание музыки композитора Прокофьева «Зимнее утро»).

Музыкальный руководитель: О чем вам рассказала эта музыка? (ответы детей). Вам знакомо это музыкальное произведение?

Дети: «Зимнее утро».

Музыкальный руководитель: Кто написал эту музыку?

Дети: Композитор Прокофьев.

Логопед: Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые, сказочные, волшебные, грустные; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.)

8. Игра «Какой бывает снег?»

Логопед: Что мы можем сказать про снег?

Какой бывает снег?  Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, мягкий, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый, колючий, серебристый…

9. Дыхательная гимнастика. «Снег, снег кружится».

На нитке, протянутой через кабинет, висят снежинки на ниточках. Дети встают с одной стороны, логопед – напротив детей.

- Чтобы посмотреть, какая снежинка легкая, нужно на нее подуть. Сначала спокойно вдыхаем воздух носом и легко выдыхаем через рот. Теперь вдыхаем прерывисто, а выдыхаем очень долго и сильно.

 10. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия нужно прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

11. Дидактическое упражнение “Чей след” (расширение словаря) (Слайды «Следы»)

Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Если пробежал заяц, мы как можем назвать след (заячий), если прошел волк (волчий),  след белки (беличий), у птицы следы (птичьи), след лисы (лисий), след лося (лосиный). А если, прошел человек! (человеческий)

– А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). А почему?

12. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка) (под  «марш»). Развитие общей моторики.

Логопед: А нам нужно двигаться дальше.

Мы шагаем по сугробам,               Дети идут, высоко поднимая ноги

По сугробам крутолобым.                                                    

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Дружно, вместе мы шагаем,            (Руки на поясе)

Выше ноги поднимаем.                    (Руки в стороны)

Много снегу намело,

А вокруг светлым – светло.

13. Игра «Обведи сугробы». 

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

- Молодцы, ребята! Мы с вами пробрались через высокие сугробы, но дальше пешком не пройти. Сугробы здесь ещё выше. Что же придумать? Что поможет нам пройти дальше? Как вы думаете?

Правильно, можно поехать на санках, снегоходе, на лыжах.

- Как называют человека, который едет на лыжах? (Лыжник).

14.Звуко-слоговой анализ слова «Лыжник». 

- Поиграем с этим словом. Сколько всего звуков в слове лыжник? Какой звук первый? Какой звук мы слышим последним? Назовите гласные звуки. Какой звук мягкий?

- Молодцы. Украсим нашу полянку ёлочками. Сделаем схему слова лыжник из этих ёлочек. Какой первый звук мы слышим? Какой он?  Каким цветом обозначим его на схеме? (Дети выполняют задание по цепочке со всеми звуками.)

15. Формирование навыков словообразования.

- Ребята, лес стал ещё гуще, сугробы ещё выше. И на лыжах теперь не пройти. Что же делать?

(Демонстрация слайда, как падает снег).

- Что мы видим? (Падает снег).

- Слово снег положим на одну ладошку, слово падает – на другую. А теперь соединим ладоши вместе. Какое слово получилось? (Снегопад).

- На чем можно еще по снегу без труда пробраться?

Положите на правую ладошку слово снег,  на другую – слово ходить. Соединим эти слова Какое слово получилось? (Снегоход.)

- Сейчас мы познакомимся с интересным приспособлением, с помощью которого можно ступать по снегу. На одну ладошку положим слово снег, на другую – ступать. Теперь соединим эти слова. Как вы думаете, какое слово получится?

16. Подбор однокоренных слов.

 Логопед: Посмотрите вокруг, я просто зачарована  зимним лесом, так и хочется писать стихи. Я начну, вы продолжайте - доскажите слова в стихотворении (подбор однокоренных слов): (Слайд)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю   снег.

С неба все скользят пушинки – серебристые   снежинки.

На посёлки, на лужок всё снижается   снежок.

Вот веселье для ребят – всё сильнее    снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в   снежки.

Словно в белый пуховик нарядился  снеговик.

Рядом снежная фигурка – это девочка -   снегурка.

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой   снегири.

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил   снег. 

Логопед: Назовите слово, которое живет во всех словах, которые вы  произнесли?

Дети: Снег.

17. Логопед: Ребята, такой путь проделали, а гостинцев не видно нигде. Ой! Снеговик обнаружил следы гостинцев – белоснежные слоговые линейки. Если зимние слова назвать и выделить в них ударный слог, тогда мы у цели.

  • Сначала каждый ребенок определяет ударный слог в своём имени.
  • Затем дети вместе с логопедом под аккомпанирование музыкального руководителя выделяют ударный слог в словах: ве-тер, вью-га, сне-жок, зи-ма, мо-роз, ме-тель, сне-го-вик.

Логопед: Ура! Снеговик нашёл, что потерял. Это ягода - Снеженика. От простуд убережёт, от болезней всех спасёт. Придаст силы, настроенье и, конечно, же веселье.

Логопед: Где же наши сани? (Хоровод «Сани»).

Дорогой знакомой вернулись в детский сад.

Логопед: Мы вежливые и культурные, знаем правила этикета, поблагодарим Снеговика за гостинцы – дети составляют из слогов (спа) – (си) – (бо) слово «спасибо».

Снеговик: Снеженикой запасайтесь, не болейте, не хворайте.

Логопед: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам дома рассказать о нашем путешествии и нарисовать то, что вам понравилось. А завтра, принесите свои рисунки в детский сад,  и мы сделаем книгу, в которой расскажем о нашем путешествии в зимний лес, а назовем ее «Белая книга зимы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Путешествие в город Буквоград"

Комплексное  занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: «Звук Л»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группедля детей с ФФНТема: «Звук Л»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»...

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Тема : " Дикие животные. Лиса"

Данное занятие совершенствует лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, развивает связную речь,формирует зрительно-пространственные функции....

Конспект итогового фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему"Путешествие в Цветочный город"

Цель  занятия закрепить программный материал, продолжить работу  над формированием связной речи, интонационной выразительностью речи, развитию творческой фантазии, мышления. воображения......

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ТНР "Космическое путешествие".Приставочные глаголы.

Конспект конкурсного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Космическое путешествие(приставочные глаголы)"...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие по временам года».

Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие по временам года». Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания полученные в период обучен...