Консультация для специалистов «Методика формирования фразы у детей с тяжелой речевой патологией» (безречевые дети 3-5 лет).
материал

Консультация для специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида «Надежда»

Консультация для специалистов

«Методика формирования фразы у детей с тяжелой речевой патологией» (безречевые дети 3-5 лет).

Составила и провела:

Мерясева И.В.

Учитель – дефектолог  

Методика формирования фразы у детей с тяжелой речевой патологией (безречевые дети 3-5 лет).

   Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают окружающих, сами говорят фразами и могут выразить свои требования и желания. Однако встречаются дети, в развитии и воспитании которых возникают проблемы. К ним относятся те, которые до трех лет общаются мимикой, жестами. Их можно отнести к категории безречевых детей. Они нуждаются во всесторонней педагогической работе, но особое место отводится специалисту-логопеду, так именно он формирует вербальные средства общения, основной единицей которого является фраза.

Большие затруднения у логопедов-практиков вызывает планирование работы: выделение разделов работы, последовательность их проведения, объем материала в них и т.д.

Задачи на начальных этапах работы:

- учить слышать и понимать речь взрослого;

- отработать на гласных звуках ответные голосовые реакции;

- учить повторять за взрослым слова в доступной для ребенка форме (звукоподражание, осколки слов и т.д.);

- одновременно формировать высшие психические функции (зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, элементарные мыслительные операции, которые в совокупности являются базой для формирования речи;

- вырабатывать когнитивные навыки. Следовать принципу многократного повторения отрабатываемого материала, но не механически повторять его, а с использованием дидактического материала, игровых приемов;

- закреплять использование «указующего жеста» при выполнении заданий по инструкции логопеда;

- накапливать элементарный номинативный словарь (Ляля - девочка, Петя - петух, Зая - зайка, Миша - мишка и т.д.);

- вырабатывать сопряженное, отраженное и самостоятельное употребление фраз типа «дай Кису», «на Лялю».

    Работа над пониманием и структурированием фразы ребенка начинается на ранних этапах формирования его коммуникативных навыков и является ведущей составной частью работы над языковой системой.

 Подобранный лексический и дидактический материал из альбома Новиковой-Иванцовой Т.Н., будет способствовать интересному многократному упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употребление ее в речи.

   Для этой работы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка-киса, мишка-миша, поросенок-хрюша, петух-Петя, заяц-зая, кук-ла-ляля. На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т.е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры.

    На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет, плывет, летит. Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, Миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет .

Логопед или взрослый говорит: «мишка идет» и прямым указательным пальцем (остальные прижаты к ладони и закрыты большим пальцем) показывает на рисунок, который называется. Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание. Когда все картинки названы, взрослый дает инструкцию «Миша идет. Покажи где». Если ребенок затрудняется показать, взрослый помогает, показывая его пальцем названную картинку. По инструкции «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на нее (сам или с помощью взрослого) фишку (кружок или квадратик красного цвета). Когда закрыты все картинки, инструкции меняются: «Миша идет. Открой картинку». Ребенок сам или с помощью взрослого поочередно открывает все картинки. Сначала все эти задания проводятся в порядке, данном на листе: слева направо, сверху вниз. Постепенно порядок нахождения, закрывания и открывания картинок меняется. Ребенок должен вслушиваться, понимать инструкции взрослого.

   После глагола «идет» в том же порядке отрабатывается следующий - «бежит». При отработке этих двух глаголов последовательность расположения картинок на листе одинаковая, чтобы на начальном этапе ребенку было легче ориентироваться на листе. Затем идет дифференциация глаголов «идет-бежит». Здесь уже меняются местами картинки с действующими персонажами. На третьей странице слева даются действия «идет», справа - «бежит». На четвертой слева - «бежит», справа - «идет». Дети не должны привыкать к определенному расположению материала, механически показывать картинки и повторять фразу. Необходимо приучить вслушиваться в речь взрослых, понимать ее, ориентироваться на листе бумаги и находить нужную картинку. В дальнейшем, при предъявлении нового материала, расположение предметов меняется местами. Например: картинки «Ляля идет - бежит» расположены вверху , «сидит - идет» - внизу  «спит-идет»-посередине. Изменение расположения персонажей способствует выработке концентрации, устойчивости, переключаемости внимания, совершенствованию зрительного восприятия.

   Каждый новый отработанный глагол дифференцируется со всеми пройденными. Постоянная работа по дифференциации глаголов способствует осознанию ребенком их значения.

   После отработки всех глаголов и их дифференциации даются на одном листе различные действия, производимые одним персонажем . Если раньше ребенок ориентировался на первое слово - предмет, а потом уже называл действие - одно для всех предметов, то теперь он должен ориентироваться на второе слово - глагол, обозначающий различные действия.

  Количество занятий на отработку одного действия, или дифференциацию двух действий у каждого разное, в зависимости от того, как он усваивает материал. Сначала требуется больше времени, потом обычно усвоение идет быстрее. Однако на одно занятие не стоит брать больше одного действия (или идет, или бежит, или сидит и т.д.). Выполнение нескольких действий одним персонажем дается на одном занятии, другим на следующем и т.д. Логопед должен брать новый материал по мере усвоения предыдущего, но всегда идти вперед по намеченному плану.

  Но бывает, что ребенок медленно овладевает материалом. Не стоит по этому поводу расстраиваться. Надо помнить: терпение и труд всегда приносят определенный результат.

При повторении пройденного материала ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и думать. Например: «Скажи (покажи), кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывет в лодочке?» и т.п. Это способствует не только развитию речевого слуха, пониманию речи, но и подготавливает ребенка к ведению диалога.

    Этот материал можно использовать не только на индивидуальных занятиях, но и с подгруппой детей.

    Чтобы детям легче было усвоить материал, к речи взрослых предъявляются определенные требования:

Темп речи не должен быть быстрым, говорить надо не спеша;

Речь должна быть полнозвучной, т.е. четкое произнесение гласных звуков с выделением ударных гласных, несколько удлиняя их;

Инструкции должны быть четкими, короткими, понятными для детей;

Слова во фразе надо произносить слитно, без пауз, то есть на одном вдохе;

Необходимо выдерживать паузы между обращением к ребенку (инструкцией что делать) и выполнением им заданного действия. Не все дети сразу понимают инструкцию, им необходимо время осознать ее и уж потом выполнить соответствующее действие.

    Интонация должна быть доброжелательной, подбадривающей, а не осуждающей. Все поведение специалиста должно мотивировать ребенка на достижение поставленной цели, а не на избегание трудностей, стоящих перед ним.

   Формирование фразы у неговорящего ребенка требует достаточно длительной работы, большого старания и терпения.

Литература:

1. Н.Ю. Дунаева , С.В. Зяблова « Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет»,Москва 2013г.

 2.Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе». Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. Альбом 1.Книга 2. - Москва 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

Применение технологии функционального биоуправления в работе с детьми с тяжелой речевой патологией.

Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, они сильно подвержены стрессу, все это является препятствиями для развития потенци...

Рабочая программа Коррекция фонетических нарушений на подготовительном (пусковом) этапе у детей с различной речевой патологией «Научите говорить!»

Нарушение звукопроизношения — самая распространенная из всех речевых аномалий.Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным преп...

Консультация для родителей "Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией ?"

Материал предназначен для родителей дошкольников. Учитель - логопед консультирует по речевым диагнозам ОНР, ЗРР, ДИЗАРТРИЯ....