Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС
статья

Ожгибесова Елена Ивановна

В статье описываются особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития младших школьников

с интеллектуальными нарушениями по ФГОС.

Эта группа детей со сложной структурой дефекта. При сложной структуре дефекта нарушения слуха сочетаются с другими нарушениями и хроническими заболеваниями, такими как: нарушения зрения, интеллекта, остаточные проявления детского церебрального паралича (ДЦП) или нарушения мышечной системы, врожденный порок сердца, соматическими заболеваниями: почек, печени, желудочно-кишечного тракта и других поражений различных систем организма.

Особенности развития детей данной группы.

Психическое развитие детей с сочетанными (комплексными)
нарушениями происходит замедленно; при этом наблюдается значительное
отставание познавательных процессов, детских видов деятельности.
Наиболее очевидно проявляется задержка в формировании наглядно-образного мышления.  Для многих из них характерны нарушения поведения; низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за не сформированности познавательных потребностей, а также из-за не высокого уровня волевого развития. Многие из этих детей имеют слабое физическое здоровье. Это дополнительно затрудняет их развитие, так как обуславливает повышенную утомляемость, нарушения внимания, памяти, поведения и требует медикаментозной коррекции и щадящего режима, как в повседневной жизни, так и в занятиях.

Особые трудности слабослышащих и позднооглохших школьников с интеллектуальными нарушениями возникают при овладении речью.

  • Снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка.
  • Развитие речевой моторики осуществляется замедленно, недифференцированно;
  • Неточным, несформированным оказывается кинестетический контроль за правильностью речевых движений.
  • Отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
  • Наряду с искажением звуков отмечается большое количество замен, трудности использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок. Замены часто бывают вариативными: один и тот же звук умственно отсталый ребенок в одних случаях произносит правильно, а в других – пропускает или искажает в зависимости от звуко - слоговой структуры слова.
  • Искажение звуко - слоговой структуры слова проявляется как в нарушении количества, последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных.
  • Речь монотонная, маловыразительная.
  • Бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря,  в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству.
  • Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах. (искажения префиксов, суффиксов, окончаний). В  структуре предложения обнаруживается такие ошибки как,  пропуски слов, слитное написание слов, раздельное написание слов.
  • Замедленное  формирование связной речи (задерживаются на вопросно-ответной и ситуативной речи).
  • Недостаточно или не сформирована  диалогическая речь.
  • Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.

То есть у детей наблюдается нарушение всех компонентов речи. И поэтому на фоне осложнённых нарушений развития у этих детей возникает необходимость в особых образовательных потребностях.

В структуру особых образовательных потребностей обучающихся
входят:

раннее получение специальной помощи средствами образования;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи;
формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;
специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои
слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и
т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;
специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
специальная помощь в умении вступать в коммуникацию и для разрешения возникающих трудностей;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному  взаимодействию со средой;
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему мир

Исходя из особых образовательных потребностей выделяют

Основные направления работы учителя-дефектолога по речи и слуха детей с ОВЗ

  • коррекция произносительных навыков;
  • развитие слухового восприятия;
  • уточнение, обогащение и активизация словаря;
  • коррекция грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

Принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями на индивидуальном занятии:

- максимальная коммуникативная направленность  занятий через оптимальное сочетание речи учителя и учащихся;

- активизация мыслительной и речевой деятельности;

- использование на занятии всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

- четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение;

- учет индивидуальных особенностей и темпов психической деятельности;

- выразительная речь педагога;

- необычность, новизна предметов и явлений;

- чередование напряжения и расслабления;

- эмоциональная насыщенность занятия;

- использование игровых и занимательных приемов работы;

Виды работ по РСВ и ФП, которые рекомендуется использовать на индивидуальных занятиях со слабослышащими позднооглохшими обучающимися и интеллектуальными нарушениями (по ФГОС)

РСВ (развитие слухового восприятия)

ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др


ФП (формирование произношения)

изолированное произнесение звука; повторение слогов, слов за учителем; чтение слогов, слов; вставка пропущенной буквы в слова, чтение слов; подбор слов на заданный звук; составление словосочетаний, предложений из слов; чтение стихов, текстов; отгадывание загадок, ребусов; называние картинок; ответы на вопросы по картинкам; дополнение словосочетаний и предложений по картинке; работа с подстановочными таблицами; составление рассказа по картинке (серии картин), по опорным словам и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие психофизиологической базы речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Работа по развитию психофизиологической базы речи  у младших школьников с нарушениями в развитии строится с учетом особенностей:¢ формирования психических процессов;¢ физических возможн...

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной дея...

Доклад "Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики"

В выступлении говорится об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ  и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной д...

Статья на тему: "Изучение особенностей познавательного интереса младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Проблема интереса в обучении не нова. О его значении писали многие исследователи. В обучении детей фигурирует особый вид интереса – познавательный. Его область – познавательная деятельност...

СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...

"Тьюторское сопровождение младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраи...