Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе
презентация к уроку

Гурьева Марина Геннадьевна

В данной презентации проанализирована и законспектирована книга А.Р. Лурии и Л.С.Цветковой "Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе", выложены в виде схем пути восстановительного обучения при проблемах письма. Данная презентация может быть полезна специалистам, занимающимся коррекцией различных форм дисграфии у детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Процесс усвоения знаний и умений не исчерпывается четким восприятием заданий, предъявляемых учителем, как и наличием хорошей памяти, которая помогла бы удержать те знания и приемы, которые нужны ученику для хорошего усвоения умений и навыков».

Слайд 3

ОСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОР СТРАТЕГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЯДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОТБРАСЫВАНИЕ РЯДА НЕНУЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В зависимости от того, какое звено деятельности выпадает, возникает различный характер затруднений.

Слайд 4

ПУТИ УЧИТЕЛЯ: Экспериментальная дидактика Тщательное изучение ошибок Использование в целях анализа структуры познавательных процессов и их затруднений тех нарушений познавательной деятельности , которые возникают в процессе какого-либо дефекта

Слайд 5

Нейропсихология на базе анализа изменений, возникающих в указанных выше видах деятельности у больных с локальными поражениями мозга выработала так называемое ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ , предполагающее применение методов, которые используют сохранные анализаторные системы и афферентации с них, т.е. опираются как на сохранные участки мозга , так и на сохранную личностную сферу больного .

Слайд 6

Письмо услышать те звуки, из которых состоит подлежащее написанию слово выделить фонемы перевести их в буквы Пишущий должен уметь отвлечься от несущественных признаков (высота, тембр голоса) и сосредоточиться на признаках, имеющих существенное значение для различения смысла слова (в русском языке – твердость-мягкость и звонкость-глухость ).

Слайд 7

1. Дефекты фонематического анализа Отработка слухового анализа слова: четкое слуховое восприятие и осознание каждого отдельного звука умение выделять звук из целого слова В работу включаются кинестетический и оптический образы звука и его смыслоразличительная роль в речи.

Слайд 8

Программа действий: Прослушайте звучание слова. Посмотрите на губы педагога. Имитируйте (повторите) беззвучно первый звук. Посмотрите в зеркало на губы педагога и на свои и запомните,как произносится этот звук. Найдите соответствующую букву. Ощупайте ее, запомните ее контур. Назовите и положите ее под картинку, название которой начинается с этой буквы. Напишите ее. Прочтите ее. Прослушайте ее звучание (с магнитофона).

Слайд 9

Большую роль в начальных этапах обучения письму играет проговаривание записываемого слова, иначе говоря, «прощупывание» звукового состава слова с помощью губ и языка. Серия операций постепенно сокращается, выполнение автоматизируется. Если исключить проговаривание (например, предложить ученику писать с открытым ртом или зажав язык за зубами, число допускаемых ошибок возрастает в 6 раз!

Слайд 10

2. Нарушение кинестетических механизмов Осознание соответствующих артикуляций Проговаривание Письмо целых слов, а не отдельных букв Соотнесение звучащего слова с графическим изображением В работу включается слуховой анализатор , и акустическая форма анализа звука с самого начала является ведущей.

Слайд 11

Программа действий: Прослушайте слово. Посмотрите, как оно написано (выбор из нескольких слов) 3. Найдите соответствующую картинку (выбор из нескольких). 4. Снова прослушайте слово. Повторите его перед зеркалом. Слушая слово и проговаривая его, одновременно составляйте его из нужных букв. Спишите слово. Прочитайте его перед зеркалом. Напишите его по памяти.

Слайд 12

3.Нарушение пространственной ориентации Упражнения, способствующие восстановлению пространственного восприятия : Понимание пространственных координат Ощупывание, реконструкция букв с развернутым проговариванием всех выполняемых операций Вербальный сравнительный анализ похожих букв Предметом действия и осознания становятся буквы.

Слайд 13

4. Нарушение синтеза Те процессы, которые были перечислены выше, являются компонентами, без которых невозможно письмо, однако только этими компонентами оно не исчерпывается. Мы пишем не отдельные буквы, а слова, в которые звуки входят в определенной последовательности , и ребенок, который обучается письму, оказывается перед необходимостью не только расчленить слово на соответствующие звуки, но и расположить их (а затем и буквы) в определенном порядке.

Слайд 14

Восстановление аналитического письма предполагает: Восстановление осознания последовательности звуков и букв в слове посредством широкой работы над составом слова. Процесс письма организуется так, что он становится вынесенным вовне, осознанным и развернутым.

Слайд 15

Программа действий: Прослушайте слово. Следите за его артикуляцией. Подсчитайте количество слогов в слове. Подсчитайте количество звуков в каждом слоге. Запомните порядок звуков в слове, проговаривая его. Составьте схему слова. Заполните схему нужными буквами, проговаривая слово. Переставьте буквы в случайном порядке. Сравните правильное слово с неправильным. Проанализируйте ошибки. Спишите слово в тетрадь, проговаривая его. Напишите его по памяти. Найдите соответствующую картинку, подпишите ее словом. Проверьте написанное слово, громко проговаривая его.

Слайд 16

Работа по активному подбору (придумыванию) слов к данной ребенку схеме слова. Нахождение ошибок в словах с измененным порядком звуков (букв) (ограда – оргада). Составление нескольких слов из одного путем перестановки букв в слове. Работа над морфологией слова.

Слайд 17

Вывод: Общим для всех случаев восстановительного обучения письму является строгая необходимость применения таких методов, которые адекватны механизмам нарушения письма и которые направлены на преодоление дефектов в том или другом звене процесса письма с опорой на его сохранные звенья . Нейропсихология позволяет разлагать процесс письма на его составные звенья , а восстановительное обучение – находить адекватные способы преодоления этих столь различных дефектов.

Слайд 19

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профильное обучение в общеобразовательной школе

статья из опыта работы образовательного учреждения по предпрофильной подготовке учащихся...

Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.

Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе....

Презентация "Применение элементов разноуровневого обучения в общеобразовательной школе"

В данной презентации освещаются основные принципы разноуровневого обучения. Даны примеры разноуровневых заданий.  Представлены итоги работы в разных классах, в которых применялись элементы данной...

«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Сопровождение детей с проблемами в обучении в общеобразовательной школе

В материале представлен опыт совместной работы сопровождения младшего школьника с проблемами в обучении...

Проблема обучению программированию в школе

Информатика – особый предмет в школьной программе, достаточно «молодой», не обремененный пока еще изобилием «официальных, стандартных» методов и методик преподавания....

Некоторые суждения о проблеме обучения геометрии в школе

Лекция на курсах повышения квалификации....