Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе
презентация к уроку
В данной презентации проанализирована и законспектирована книга А.Р. Лурии и Л.С.Цветковой "Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе", выложены в виде схем пути восстановительного обучения при проблемах письма. Данная презентация может быть полезна специалистам, занимающимся коррекцией различных форм дисграфии у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Процесс усвоения знаний и умений не исчерпывается четким восприятием заданий, предъявляемых учителем, как и наличием хорошей памяти, которая помогла бы удержать те знания и приемы, которые нужны ученику для хорошего усвоения умений и навыков».
ОСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫБОР СТРАТЕГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЯДА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОТБРАСЫВАНИЕ РЯДА НЕНУЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В зависимости от того, какое звено деятельности выпадает, возникает различный характер затруднений.
ПУТИ УЧИТЕЛЯ: Экспериментальная дидактика Тщательное изучение ошибок Использование в целях анализа структуры познавательных процессов и их затруднений тех нарушений познавательной деятельности , которые возникают в процессе какого-либо дефекта
Нейропсихология на базе анализа изменений, возникающих в указанных выше видах деятельности у больных с локальными поражениями мозга выработала так называемое ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ , предполагающее применение методов, которые используют сохранные анализаторные системы и афферентации с них, т.е. опираются как на сохранные участки мозга , так и на сохранную личностную сферу больного .
Письмо услышать те звуки, из которых состоит подлежащее написанию слово выделить фонемы перевести их в буквы Пишущий должен уметь отвлечься от несущественных признаков (высота, тембр голоса) и сосредоточиться на признаках, имеющих существенное значение для различения смысла слова (в русском языке – твердость-мягкость и звонкость-глухость ).
1. Дефекты фонематического анализа Отработка слухового анализа слова: четкое слуховое восприятие и осознание каждого отдельного звука умение выделять звук из целого слова В работу включаются кинестетический и оптический образы звука и его смыслоразличительная роль в речи.
Программа действий: Прослушайте звучание слова. Посмотрите на губы педагога. Имитируйте (повторите) беззвучно первый звук. Посмотрите в зеркало на губы педагога и на свои и запомните,как произносится этот звук. Найдите соответствующую букву. Ощупайте ее, запомните ее контур. Назовите и положите ее под картинку, название которой начинается с этой буквы. Напишите ее. Прочтите ее. Прослушайте ее звучание (с магнитофона).
Большую роль в начальных этапах обучения письму играет проговаривание записываемого слова, иначе говоря, «прощупывание» звукового состава слова с помощью губ и языка. Серия операций постепенно сокращается, выполнение автоматизируется. Если исключить проговаривание (например, предложить ученику писать с открытым ртом или зажав язык за зубами, число допускаемых ошибок возрастает в 6 раз!
2. Нарушение кинестетических механизмов Осознание соответствующих артикуляций Проговаривание Письмо целых слов, а не отдельных букв Соотнесение звучащего слова с графическим изображением В работу включается слуховой анализатор , и акустическая форма анализа звука с самого начала является ведущей.
Программа действий: Прослушайте слово. Посмотрите, как оно написано (выбор из нескольких слов) 3. Найдите соответствующую картинку (выбор из нескольких). 4. Снова прослушайте слово. Повторите его перед зеркалом. Слушая слово и проговаривая его, одновременно составляйте его из нужных букв. Спишите слово. Прочитайте его перед зеркалом. Напишите его по памяти.
3.Нарушение пространственной ориентации Упражнения, способствующие восстановлению пространственного восприятия : Понимание пространственных координат Ощупывание, реконструкция букв с развернутым проговариванием всех выполняемых операций Вербальный сравнительный анализ похожих букв Предметом действия и осознания становятся буквы.
4. Нарушение синтеза Те процессы, которые были перечислены выше, являются компонентами, без которых невозможно письмо, однако только этими компонентами оно не исчерпывается. Мы пишем не отдельные буквы, а слова, в которые звуки входят в определенной последовательности , и ребенок, который обучается письму, оказывается перед необходимостью не только расчленить слово на соответствующие звуки, но и расположить их (а затем и буквы) в определенном порядке.
Восстановление аналитического письма предполагает: Восстановление осознания последовательности звуков и букв в слове посредством широкой работы над составом слова. Процесс письма организуется так, что он становится вынесенным вовне, осознанным и развернутым.
Программа действий: Прослушайте слово. Следите за его артикуляцией. Подсчитайте количество слогов в слове. Подсчитайте количество звуков в каждом слоге. Запомните порядок звуков в слове, проговаривая его. Составьте схему слова. Заполните схему нужными буквами, проговаривая слово. Переставьте буквы в случайном порядке. Сравните правильное слово с неправильным. Проанализируйте ошибки. Спишите слово в тетрадь, проговаривая его. Напишите его по памяти. Найдите соответствующую картинку, подпишите ее словом. Проверьте написанное слово, громко проговаривая его.
Работа по активному подбору (придумыванию) слов к данной ребенку схеме слова. Нахождение ошибок в словах с измененным порядком звуков (букв) (ограда – оргада). Составление нескольких слов из одного путем перестановки букв в слове. Работа над морфологией слова.
Вывод: Общим для всех случаев восстановительного обучения письму является строгая необходимость применения таких методов, которые адекватны механизмам нарушения письма и которые направлены на преодоление дефектов в том или другом звене процесса письма с опорой на его сохранные звенья . Нейропсихология позволяет разлагать процесс письма на его составные звенья , а восстановительное обучение – находить адекватные способы преодоления этих столь различных дефектов.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
профильное обучение в общеобразовательной школе
статья из опыта работы образовательного учреждения по предпрофильной подготовке учащихся...
Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.
Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе....
Презентация "Применение элементов разноуровневого обучения в общеобразовательной школе"
В данной презентации освещаются основные принципы разноуровневого обучения. Даны примеры разноуровневых заданий. Представлены итоги работы в разных классах, в которых применялись элементы данной...
«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Сопровождение детей с проблемами в обучении в общеобразовательной школе
В материале представлен опыт совместной работы сопровождения младшего школьника с проблемами в обучении...
Проблема обучению программированию в школе
Информатика – особый предмет в школьной программе, достаточно «молодой», не обремененный пока еще изобилием «официальных, стандартных» методов и методик преподавания....
Некоторые суждения о проблеме обучения геометрии в школе
Лекция на курсах повышения квалификации....