«ВЫБОР ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
статья

Пешкова Наталия Михайловна

Статья и исследование, проведенное мной на базе нашей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья35.77 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЫБОР ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

          Одним из  важных вопросов в образовании детей с интеллектуальными нарушениями является проблема выбора профессии.  В первую очередь потому, что выбор ограничивается теми профессиями, которые можно получить в училище, прикрепленном к школе. Также ограничением в выборе профессии является тот факт, что по окончании школы  юноши и девушки не получают аттестат об основном общем образовании, а только справку.

В образовании учащихся с интеллектуальными нарушениями огромное внимание уделяется их трудовой подготовке. Трудовое обучение позволяет подготовить учащихся  к самостоятельной жизни и решить важные коррекционные задачи.

Под влиянием трудового обучения и воспитания строение личности умственно отсталого ученика проходит значительные изменения. Трудовая деятельность создает более благоприятные условия для развития общественных мотивов деятельности

Вопросы организации трудового обучения и профориентационной работы в школе в последнее время становятся как никогда актуальными, вследствие недостаточного развития у старшеклассников профессионального самоопределения, соответствующего их желания и возможностям.                                                          

Влияние на формирование интереса к профессии у учащихся оказывают уроки трудового обучения и внеурочная деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте указано, что Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Учебный предмет «Технология (трудовое обучение)» включен, как обязательный  учебный  предмет в Учебный  план (1вариант) 5–9  классов  и в Учебный план (1 вариант) 10-12 классов ГБОУ школы № 657 Приморского района СПб на 2019-2020 учебный год.

Программы  нашей школы предусматривают специализацию профориентированного  обучения в  4 - 9 классах и более углубленно с 10 по 12 класс.

Углубленная трудовая подготовка осуществляется по профилям: «Народные художественные промыслы. Вышивка»,  «Швейное дело», «Столярное дело». Штукатурно-малярное дело».

 Выбор направления специализации в школе не является постоянным. Специализация может осуществляться и по направлениям, не указанным в данных программах. Для этого используются общие для специальности темы и разрабатываются дополнительные, отражающие специфику трудовой деятельности выпускников школы в конкретных условиях.

В первые два-три года  профориентированного  обучения уделяется большое  внимание правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия повторения практических знаний, во время которых учащиеся принимают участие в благоустройстве школы.

Для результативного обучения  детей с интеллектуальными нарушениями  проводится постоянное изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из средств решения этой задачи служит самостоятельная практическая работа учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

Обучение предваряется оценкой уровня социальной адаптации, подготовленности к освоению необходимых навыков, подбором профессии, проведением трудовых проб.

Естественно,  речь идет об обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Значительная доля выпускников нашей школы продолжают  профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда, отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности, неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

На базе ГБОУ школы № 657 Приморского района Санкт-Петербурга мной было проведено экспериментальное исследование особенностей выбора профессии старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями.

В исследовании принимали участие 7 учащихся 12 класса и 8 учащихся 11 класса. Это учащиеся с легкой степенью умственной отсталости (1 вариант).  Исследование  проводилось с  16 апреля по 16 мая  2018 г.

В экспериментальном исследовании были применены  следующие диагностические методики:

1.  « Беседа»:

 Учащимся были заданы вопросы об их профессиональных интересах, что они знают о конкретных профессиях, чем занимаются представители этих профессий.  Где и кем работают родители.

Беседа показала, что 85 % учащихся знают о большинстве профессий, могут сказать, чем именно занимается представитель конкретной профессии, знают, где и кем работают родители.  15% учащихся не знают, где и кем работают их родители, не интересуются профессиями и информацией о них. Они не смогли самостоятельно ответить на большую часть вопросов.

2. В ходе тестирования учеников выяснилось, что на выбор их будущей профессии  влияют родители или лица их заменяющие.  Большинство выпускников идут в училище, которое принимает учащихся со справкой об окончании школы.

На основании проведенного исследования, можно сделать выводы, о том, что ученики 11 и 12 классов ГБОУ школы № 657 Приморского района Санкт-Петербурга, принимавшие участие в данном исследовании, довольно четко представляют себе свою будущую профессию, так как они заканчивают обучение в школе и им необходимо определиться с будущей профессией, выбирать учебное заведение, котором они смогут продолжить свое обучение.

Также можно сделать вывод о том, что для выпускников нашей школы наиболее  привлекательными являются профессии, навыки которых они получают в процессе трудового обучения в школе. Возможно, это является следствием особенностей образовательного процесса, где довольно большую часть учебного времени занимают уроки, направленные на развитие трудовых навыков и социально-бытовую ориентировку.

Из 40 выпускников 9-12 классов ГБОУ школы № 657 2017-2018 учебного года решили продолжить свое обучение в:

СПб ГБПОУ Лицее Сервиса и Индустриальных технологий –6 человек;

СПб ГБПОУ Индустриально-судостроительном лицее – 2 человека;

СПб ГБПОУ Колледже ПетроСтройСервис – 8 человек;

СПб ГБПОУ Садово-архитектурном колледже – 8 человек;

СПб ГБПОУ Колледже Петербургской моды – 6 человек.

Успешное преодоление трудностей профессионального самоопределения требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы, профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...

Профессиональное самоопределение старшеклассников «Осознанный выбор – путь к успеху!»

Цель: развитие психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей...

От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями семинар - практикум

Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, и...

Театр моды, как эффективный способ профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Расширение коррекционной развивающий среды для социализации, и профессионального самоопределения обучающихся с ментальными нарушениями...