Звуки и буквы З и Ш
план-конспект

Кузьмина Татьяна Владимировна

Технологическая карта логопедического урока в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_klass.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия во 1 классе

по теме «Звуки и буквы С и Ш. Дифференциация»

Учитель-логопед: Кузьмина Т.В.

Технологическая карта занятия

Тема занятия

Тип занятия.     Изучение нового материала

Класс   1 «А»

Логопедическая тема: Продолжать учить различать звуки и буквы [с] – [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и правильно обозначать их на письме.

Цель: Обучение делению на слоги  с опорой на гласные.

Задачи:

Образовательные задачи: ·

Закреплять навыки дифференциации звуков [с]-[ш] по артикуляционно-акустическим признакам; ·

Закреплять зрительный образ букв с-ш.

Коррекционно-развивающие задачи: ·

Продолжать развивать фонематический слух, зрительное внимание; ·

Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

Закреплять навыки словообразования и словоизменения

· Продолжать обогащать словарный запас;

· Продолжать развивать навыки самоконтроля;

 · Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия. Воспитательные задачи:

· Развивать положительную учебную мотивацию;

· Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Планируемые результаты занятия

Предметные УУД:

уметь различать звуки и буквы [с] – [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях; правильно обозначать буквы «с»- «ш» на письме.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: 

самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: 

уметь анализировать, развивать способность делать выводы;  уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;  наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные: 

участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; учитывать разные мнения, слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

Межпредметные связи

-Обучение грамоте, УМК «Школа России»

-«Окружающий мир. 1 класс»

Форма работы

-подгрупповая

Оборудование

Плакат с изображением губ, зубов, языка, направления воздушной струи; таблица, тетради, ручки, карандаши, карточки с изображением стрелок, карточки со словами; на доске прикреплены магнитные карточки с перепутанными слогами: рис-и, ка-маш-ро,,тан-каш, цисс-нар,снеж-ник-под. 

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начнем наше занятие.

Дополните предложение:

- На занятии наши глаза внимательно смотрят и все… уши внимательно слушают и все…, руки не мешают, а … а голова …

-Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнётесь друг другу.

 -Четкое произношение звуков зависит от слаженной работы нашего речевого аппарата, поэтому выполним артикуляционную гимнастику, потренируем язык и губы.

 - «Заборчик»

-«Лягушка»

-«Хоботок»  

-«Лопатка-иголочка»

 - «Качели»

-Чтобы красиво говорить, надо правильно дышать

Дыхательная гимнастика Вдох – длинный, выдох (контроль рукой на животе).

Здороваются с логопедом.

-видят,

-слышат,

-помогают,

-думает.

Улыбаются друг другу, логопеду. Садятся за парты.

Выполняют артикуляционную гимнастику. Смотрят в индивидуальные зеркала, контролируют четкость и плавность движений.

Дети держат руки на животе, контролируют вдох и выдох. Внимание сосредоточено на дыхании.

2. Введение в тему

-Ребята, угадайте по предметам, которые изображены на иллюстрации кто пришел к нам в гости.

 -Назовите четвертый звук в слове красная. - назовите первый звук в слове шапочка? -Посчитайте, сколько слогов в слове шапочка.

- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии? - Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков?

-Какой буквой обозначаем звук [с]?

 -Какой буквой обозначаем звук [ш]?-Пропишем в воздухе указательным пальцем букву ЭС, -Теперь ША.

Эти буквы похожи между собой? Давайте назовём элементы этих букв.

-К нам на занятие пришла Красная шапочка.

- 4-ый звук- [с]. -1-ый звук - [ш]. - В слове 3 слога.

-Сегодня мы будем изучать звуки С и Ш.

 - Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем. -“ЭС”, -“ША”.

Прописывают буквы в воздухе

Буква С состоит из одного элемента, буква Ш из трех.

II. Организация познавательной деятельности

- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [с] - [ш] и буквы “ЭС”, “ША” в словах, словосочетаниях и предложениях.

- Чтобы всему этому научиться, нужно быть внимательным, активным и старательным.

 - Красная шапочка приготовила для вас интересные задания.

-Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков.

 - Отвечать нужно по плану. посмотрите на план-схему артикуляции звуков

- Дайте характеристику звуку [С]. -Молодцы, а теперь дайте характеристику звуку [Ш]. - Верно. Вы дали полный ответ

.

-Сейчас поиграем в игру «Шифровальщики».

 -Научим Красную шапочку зашифровывать слова. Возьмите карточки со стрелками. Я буду называть слова, если услышите звук [с]- покажите карточку со стрелкой вниз, если звук [ш]- карточку со стрелкой вверх.

 - Ребята, напомните, почему, если слышим звук [с]- нужно показать карточку со стрелкой вниз, когда звук [ш]- карточку со стрелкой вверх?

СЛОВА:

-Москва, мошка, уши, усы, солнышко, узелок, пушистый, автобус, карандаш, железный, пассажир, шестой, водолазы, машинист, космонавт.

 - Почему при произношении некоторых слов вы не показывали карточки? -Молодцы, вы были внимательны.

 - Красная шапочка написала слова, которые обозначают ее любимые предметы. Но слоги в этих словах перепутаны.

-Чтобы узнать, что нравится Красной шапочке, прочитайте слова, переставляя слоги. На доске по порядку написаны слова с перепутанными слогами: рис-и, ка-маш-ро,,тан-каш, цисс-нар,снеж-ник-под.

- Так что больше всего любит Красная шапочка?

-Ребята, посмотрите на слова и назовите лишнее слово?

-Почему? -Молодцы, правильно.

-Кто знает и видел дерево каштан? Кто не знаком с этим деревом, посмотрите на картинку.

-Ребята, кто знает, как называются плоды этого дерева?

- Плоды дерева имеют тоже название - каштаны. - Люди употребляют каштаны в пищу, готовят с каштанами разнообразные блюда.

- Молодцы! Теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число.

 - Ребята, посмотрите на листочки, которые перед вами. Красная шапочка написала слова, объясните, что она сделала не так?

На карточках слова с пропущенными буквами: снег, мошка, ослик, шуба, каша, сапоги, кошка, шорты.

- Прочитайте слова, запишите в тетрадь, вставляя буквы в места пропусков.

-Прочитайте слова, которые вы записали. – Поменяйтесь тетрадями и сверьте записи друг с другом

Физкультминутка

- Ребята, встанем из-за парт и немного отдохнем и разомнемся.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

-Пока мы делали упражнения, Красная шапочка написала предложение, но все слова в нем перепутала. Послушайте:Машины, сдулись, У, шины. -Ребята, вы что-то заметили?

 -Составьте из этих слов предложение. -

-Ребята, напомните правила написания предложений?

Составьте схему предложения в тетради.

Слушают задания.

-При произнесении звука [с] губы растянуты в лёгкой улыбке.

 -Зубы сближены.

 -Кончик языка лежит у нижних зубов. -Воздушная струя холодная.

-При произнесении звука [ш] губы округлены и слегка выдвинуты вперед. -Зубы сближены.

 -Кончик языка поднят, а форма языка напоминает «чашечку».

 -Выдыхаемая воздушная струя сильная, тёплая, широкая.

-Звук [с] – согласный. -Глухой.

 -Бывает твердым и мягким.

 -Звук [ш] – согласный. -Глухой.

-Всегда твердый.

 Берут карточки.

-При произношении звука [с] -кончик языка опускается вниз, поэтому надо показать карточку со стрелкой вверх, при произношении звука [ш], язык поднимается вверх -значит надо показать карточку со стрелкой вниз.

Дети показывают карточки, в зависимости от звуков в словах.

 -В словах «узелок, железный, водолазы, сапожник» - нет звуков [с]-[ш].

Читают слова, переставляя слоги «по цепочке»: ирис, ромашка, каштан, нарцисс, подснежник. -Цветы.

-Лишнее слово - каштан. –

Потому что это дерево, а не цветы.

Ответы детей.

Открывают тетради, записывают число.

. -Вместо буквы [с] – написала , букву [ш] заменила на o.

Выполняют задание в тетрадях.

Проверяют записи друг друга.

Дети выполняют упражнения.

Составляют предложение.

 - У машины сдулись шины.

 

-Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова друг от друга пишутся раздельно, после последнего слова ставится точка.

 Записывают схему.

Проверяют.

III. Рефлексивно-оценочный этап

- Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны. Красной шапочке понравилось, как вы работали на занятии.

 -Чему мы сегодня учились на занятии? -Какой буквой обозначается звук [с]?

- Какой буквой обозначается звук [ш]? -Какие задания вам понравились?

 -Какие задания у вас вызвали затруднения?

-Оцените свою работу с помощью смайликов: нарисуйте смайлик на полях тетради.

-Ребята, напомните, что обозначает желтый, зеленый и красный смайлики? -Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

-Я и Красная шапочка прощаемся с вами и ждем новых встреч.

-Учились различать звуки и буквы [с ] - [ш].

-Буквой “ЭС”.

 -Буквой “ША”.

Ответы учащихся.

- Желтый смайлик - на занятии все было понятно; зеленый - остались вопросы и неясности; красный – было трудно и непонятно. Учащиеся рисуют смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...