Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительного восприятия у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал

Панкратова Татьяна Васильевна

Материалы доклада к методическому объединению учителей-дефектологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_pankratova_t.v.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г.Троицка

Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительного восприятия у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (материалы доклада на школьное методическое объединение учителей-дефектологов)

Разработала: учитель-дефектолог Панкратова Т.В.

2019

 (Слайд 1) В последнее время в центре педагогических исследований всё чаще оказываются вопросы обучения учащихся с нарушением зрения, с позиций обеспечения им равных с нормально видящими детьми образовательных условий.  Нарушения зрения обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, а это сказывается на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности и последующей трудовой адаптацией.

Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор. Физиологический механизм зрительного восприятия обучающихся с нарушением зрения остается таким же как и у детей с нормальным зрением, но при слабовидении отмечается редуцирование некоторых особенностей восприятия. Это фрагментарное, неполное, неточное отображение, затруднение в осмыслении и обобщении воспринимаемого.  

У поступающих в специальные школы для детей с нарушениями зрения не сформирован такой богатый набор зрительных образов – представлений, который имеется у детей с сохранным зрением. Поэтому в школах IIIIV вида проводятся коррекционные занятии по развитию зрительного восприятия с использованием наглядности. Работа эта строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития. Наглядное обучение для детей с нарушением зрения называют «золотым правилом» учения.

Наглядность является не только дидактическим принципом, но и философским понятием, поскольку характеризует все человеческое познание и выражает его связь с объективной реальностью.

При нарушении сенсорного развития у обучающихся возникают определенные трудности в восприятии  наглядного материала, учитывая полисенсорность этого процесса, мы рассчитываем на компенсаторные преобразования, которые помогут довести до ученика необходимую информацию об изучаемом объекте.

Методические разработки использования наглядности для развития зрительного восприятия помогают обосновать наглядность, как средство, способствующее формированию у детей адекватных представлений об окружающем мире.

Мы предлагаем некоторые рекомендации по методике применения иллюстративного материала в коррекции недостаточного зрительного восприятия.

Дети с остротой зрения 0,04 и ниже - на лучшем видящем глазу, обучаются по Брайлю, но они могут в работе использовать и иллюстративный материал для зрячих.

В последние годы в четвёртых классах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», где изучаются разные религии, дети знакомятся с разными направлениями искусства. (Слайд 2)  Обучающихся четвёртых классов очень заинтересовало произведение искусства Андрея Рублёва «Троица». Посвятить весь урок ОРКиСЭ одной картине – нет такой возможности. Мы стали изучать ее на уроках коррекции зрительного восприятия. Почему три лица, три ангела, а Бог един? Как осознать это человеку? (Слайд 3)  Как трудно частичнозрячему ребенку рассмотреть и понять это произведение искусства! Для исследования были взяты иллюстрации для зрячих и брайлевские альбомы с этой же картиной.

(Слайд 4)  Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. Цвет можно показать на картине, так как это хорошо видно даже частично зрячему ребенку.  В руках каждого из них посох странника. Посох лучше рассмотреть в брайлевском альбоме, но невозможно рассмотреть цвет одежды и знаки в живописи, которыми обозначали только одежды Христа (багряный хитон с широкой полосой (клавом) на плече).

Мы рассказываем о «Троице» Андрея Рублёва не только как об иконе, а как о великом творении художника, которое развивает способность сочувствовать, сопереживать и сорадовать другим.

Ведь это картина-символ Мира, Согласия и Любви. Мы знакомим с Троицей, как с выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. (Слайд 5) 

После такого подробного изучения этого произведения искусства детям было предложено нарисовать рисунки о своих мыслях, чувствах, что навеяло это произведение искусства.

(Слайд 6)  Одна девочка нарисовала трёх подруг и сказала простую, но мудрую детскую фразу: «Надо жить дружно». Этот ребенок живет в интернате и это для нее важно.

(Слайд 7)  Другая девочка нарисовала свою семью и  объяснила так: «Хочу, чтобы мы всей семьей жили вместе». У этого ребенка родители живут в разных городах. 

После таких занятий, где решаются и образовательные, и воспитательные, и коррекционные задачи хочется вспомнить слова Максимилиана Волошина: (Слайд 8) 

«Всё видеть, всё понять, все знать, все переживать,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить».

Посредством таких тифлопедагогических занятий с наглядностью, у детей с нарушениями зрения постепенно повышается качество правильного зрительного восприятия, развиваются его свойства, совершенствуется ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая функции зрительной деятельности.

Обучающиеся всё правильно увидели, поняли, восприняли и пока они воплотили свои чувства в детских рисунках, но, надеемся, позже во взрослой жизни, они будут жить в Гармонии и Согласии с собой и с этим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»

laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»...

«Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий

Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...