Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий по теме: «Автоматизация звукопроизношения звука [р]»
план-конспект


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  

с применением  здоровьесберегающих технологий по теме:

«Автоматизация звукопроизношения звука [р]»

Аннотация.

Логопедическое занятие на тему «Автоматизация звукопроизношения звука [р] в слогах, словах и предложениях» с применением  здоровьесберегающих технологий.

На занятии раскрывается возможность увидеть автоматизацию правильного звукопроизношения звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях с применением  здоровьесберегающих технологий.

Цель деятельности педагога: автоматизировать звук [р] с применением  здоровьесберегающих технологий.

 Задачи занятия:

Образовательные:

  • отрабатывать навык произношения  звука [р] в слогах, словах и предложениях;
  • формировать положительное отношение к своей речи;
  • расширять и обогащать словарь.

Развивающие:

  • развивать нормализацию моторики подвижности артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
  • развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать координации движений, через игру и  использование здоровьесберегающих технологий.

Воспитательные:

  • воспитание любознательности, творческого воображения, навыка самоконтроля и  организованности в работе.

Здоровьеразвивающий компонент:

  • Использование зрительно-поискового  тренажера;
  • Использование зрительно-поискового метода на занятии.

Оборудование:  игрушка тигр, «Игры для Тигры», зеркало,  презентация,  компьютер.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  • Рефлексия  эмоционального состояния. 

- Если хорошее настроение и готов к работе - отстукать ритмический рисунок //  //, если плохое – отхлопать  /  /  /.

- Улыбнись.

  • Самомассаж.

- Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

- Как обычно мы это делаем?

  • Пальчиковая гимнастика. 

- Упражнение «Колечки» с перечислением дней недели.

  • Отгадав загадку, ты узнаешь, кто к нам пришёл на занятие.

У меня усы, длиннющий хвост и

я люблю рычать.

- К нам на занятие пришёл тигр.

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

- Он любознательный тигр. Ему очень будет интересно с тобой заниматься и произносить.

  • Игра «Подай голос».

- Повернись ко мне, поиграем.

- Изобрази рысь РРРРРР.

- Кот умывается и мурлыкает МУРРРРРРР.

- Ворона сидит и каркает КАРРРРРР.

- Ты произносила что? догадалась, какая тема?

  1. Дыхательное упражнение с компьютерной программой «Игры для тигры».

- Давай будем выдыхать длительно.

- Надо набрать воздух через нос,  сделай вдох, плечи не поднимай. Следи, чтобы щёки не надувались, не поднимай плечи. На одуванчиках все парашютики должны улететь.

- Сделай глубокий вдох носом, плечи не поднимай, а затем медленно выдыхай воздух,  не надувая щёк и все «парашютики» на одуванчиках  улетят.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Повернись к зеркалу. Тигр будет следить. (СЛАЙД)

- Сядь ровно, руки положи на колени.

«Улыбочка»

«Забор»

«Почистим зубки»

Поочерёдно чистим верхние, затем нижние зубы.

«Лошадка»

Щёлкаем язычком.

«Маляр»

Открой рот. Широким кончиком языка «гладим2 от верни зубов до мягкого нёба.

«Грибок»

Надо присосать язык к нёбу. Рот раскрой широко.

«Гармошка»

Улыбнись. Приоткрой рот. Приклей язык к нёбу. Не отпуская языка, закрывай и открывай рот.

При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

  1. Артикуляция звука и его характеристика (профиль) (СЛАЙД)

- Проверь, правильно ли у тебя работают

Губы в положение следующей гласной,

Зубы сближены, не соприкасаются,

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами, вибрирует,

Идёт сильная, тёплая воздушная струя

горлышко «работает».

- Согласный, твёрдый, звонкий (СЛАЙД)

  1. Автоматизация изолированного произношения звука [р] (СЛАЙД)

- Мне сорока на хвосте принесла новость. Тигр забыл, как надо правильно  рычать.

- Мы поможем тигру рычать.

- Давай будем рычать громко, грозно, сердито.

  1. Игра на развитие  внимания, фонематического слуха

- Внимательно слушай, я называю слоги, ты хлопни в ладошки, если слышишь звук [р]

в слогах: Па, ру, мо, но, лу, ры, ла, ра, тэ, лэ, ру, бэ, ро, па;

в словах: груша, робот, ложка, норка, енот, буран, король.

  1. Автоматизация произношения звука [р] в слогах (СЛАЙДЫ)

Тренироваться:

img1

  • Игра «Повтори»

Слушает и проговаривает.

Ро-ру-ро      рэ-ры     дры-дро-дра

Ор-ур-ор     ыр-эр     тру-трэ-тру

  1. Физминутка с движениями.

Немного отдохнём с тигром.

Мы, будем грозными тиграми

Встань прямо

Сделай прыжок

И ещё

Тигр решил посидеть

Поглядел по сторонам

И сел на своё место.

 «Кулак ребро ладонь»

Выполнить движения рук под счёт с речевым сопровождением:

«Ладошки вверх, ладошки вниз, и теперь их на бочок, и зажмём в кулачок»

  1. Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах (СЛАЙДЫ)

Отдохнула, и будем дальше учиться произносить звук [р], но  уже в словах. Для этого Тигр приглашает тебя сесть за компьютер, и  назвать слова, чётко проговаривая звук [р]:

Зебры, рысь, жираф, корова, зубр.

Словарная работа: зубр – это животное, которое живёт в лесу, похоже на быка. Зубров очень мало осталось на земле, они занесены в Красную книгу, то есть на них нельзя охотиться.

Зарядка для глаз по тренажеру ( Базарнов Ф.В)

  • Игра «Светофор».

Где находится звук в начале, середине, конце слова.

Ребёнок должен поставить фишку в одну из частей, определяя тем самым положение звука [Р]  в слове.(Например: рак, рука, картошка, мартышка, шар)

  • Звукобуквенный анализ слова ТИГР

- Проговори, сколько слогов в слове?

Т – согласный мягкий глухой звук
И – гласный звук
Г – согласный твёрдый звонкий звук
Р – согласный твёрдый звонкий звук

img2

  • «Один-много» (слайд).
    Необходимо сосчитать круги.

Зрительно-поисковый  тренажер.

Посмотрите наверх и найдите: голубое облако, оранжевое  солнышко и т.д.

  1. Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложениях.
  •  Игра «Один, два, пять» (СЛАЙД).
  • Игра «Составь предложение по образцу».

На наборном полотне выставляются "кораблик" " тигр", над схемой предложения.  Ребёнку предлагается добавить, чтобы получилось предложение, и проговорить.

III. Итог занятия (СЛАЙД)

- Вот и подошло к концу наше занятие.

- Перечисли характеристику звука [р].

-  Назови слова, где он звучал.

  • Рефлексия.

- Молодец, хорошо занималась. Тигр ждёт и это тебе подарок за напряжённый труд - тигр на карточке.

- Занятие окончено.  До свидания.

Литература

  • Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми» - ТОО «Издательство «Библиополос» - СПб, 1996 – 208 с.
  • «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» /авт.-сост. С.А. Цабыбин – волгоград: Учитель, 2009 – 172 с.
  • kuznezowa.ucoz.ru/publ/chto_sovetue_logoped/rodite...kov_r_r_l_l/9-1-0-39
  •  «Логопедия» Учебн. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л.С.Волковой – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995 – 384 с.
  • «Логопедия» учебн. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; под ред. Л.С.Волковой – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга  II. М.: Просвещение: Владос, 1995 – 147 с.
  • www.informio.ru/publications/id194/logopedicheskoe...a--r-v-slogah-slovah
  • logopediya.com/documents/godovoy-otchet.php
  • nsportal.ru/blog/uvlecheniya/all/poleznaya-literatura-dlya-pedagogov
  • Рау Е.Ф., Рождественская В.И. «Исправление недостатков произношения у школьников» - Москва, «Просвещение», 1968.
  • Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить». Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 224 .
  • Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить». КН. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 319 с.                                                                                                                                                
  • festival.1september.ru/articles/604566/
  • festival.1september.ru/articles/607128/
  • www.openclass.ru/node/120120
  • www.uhlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/artikulj..._doshkolnikov/p3.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»

Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь)

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь) "Мы зверята--дружные ребята"....

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука ш"

Самый трудный и продолжительный этап логопедической работы - автоматизация звуков. Для этого требуется много разнообразного материала. В данной разработке представлен речевой материал для закрепления ...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме «Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х».

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:«Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [р], [р’] в словах, фразах, предложениях»...

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь"

Разработка логопедического занятия с использованием ИКТ по теме: "Буква Д. Звуки Д-Дь "предназначена для учащихся 1 класса с ОВЗ....

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах».

Индивидуальное логопедическое занятие в 4 классе на тему:«Автоматизация звука Ш в слогах, словах».развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;-развитие общей и мелкой моторики;-освое...