Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР 5 класс
методическая разработка (5 класс)

Давиденко Карина Николаевна

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Для таких детей общепринятые формы урока не всегда подходят, поэтому учителю приходится искать другие методы и формы работы с детьми ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adap.programma_russkiy_5kl.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

Адаптированная рабочая программа

для обучающихся с задержкой психического развития

по русскому языку

(указание предмета, курса, модуля)

5 класса

(указание класса)

Количество часов: 175

Адаптированная рабочая программа по русскому языку  составлена на основе :

Примерной программы  для общеобразовательных учреждений    линии учебников  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. для 5-9 классов в  соответствии  с Адаптированной основной общеобразовательной  программой  обучающихся с ЗПР на уровне  основного общего образования  (Рабочие программы «Русский язык предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и друхих 5-9 классы». М.: Просвещение, 2014 г.)  

Программа реализуется в двух книгах, которые образуют учебный комплекс:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс. В 2 ч.Ч.1. – М.: Просвещение, 2014г
  2. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс. В 2 ч.Ч.2. – М.: Просвещение, 2014г

                                                                            Составитель: Давиденко К.Н.,

                                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                                          МБОУ гимназии г. Советский

 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы линии учебников  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., в  соответствии  с Адаптированной основной общеобразовательной  программой  обучающихся с ЗПР на уровне  основного общего образования, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №324 - о/д «Об утверждении основных образовательных программ общего образования МБО гимназия г.Советский».

                     Характеристика обучающихся с задержкой психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам. В основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Обучающимся с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.

Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся на уроке заключается в:

 - рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;

 - выборе цели и средств ее достижения;

 - регулирование действий учеников;

 - побуждение  обучающихся к деятельности на уроке;

 - развитие интереса к уроку;

 - чередование труда и отдыха.

Из-за невозможности таких детей постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач. учителю использует приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.

Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.

В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает   усвоение   нового, в   других - воспроизведение   изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность обучающихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей обучающихся. Из-за неравномерной деятельности обучающихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У ученика с особенными образовательными потребностями слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а  фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

 При подготовке к уроку учитывается:

  1. Тема урока.
  2. Тип урока.
  3. Основная цель урока.
  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
  6. Формы и методы обучения.
  7. Оценка обучающиеся.
  8. Анализ урока.

Типы уроков для обучающихся с ЗПР.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике по работе с обучающимися с ЗПР различают: урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

В практике работы с обучающимися с ЗПР чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

С  учётом психофизиологических особенностей обучающихся с задержкой психического развития   на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:

  • корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • коррекцию и развитие связной письменной речи;
  • коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
  • коррекцию и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекцию и развитие тактильного восприятия;
  • коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекцию и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

С учетом динамики работоспособности детей с задержкой психического развития применяются следующие этапы организации деятельности на уроке: организационно- подготовительный;  основной; заключительный.

  1. Организационно-подготовительный этап.

У детей с ЗПР создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей работой.

   По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим   разбором, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.

   Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обеспечивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованности в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями обучающихся, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обучение своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.

Сначала осуществляется показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной подготовки обучающиеся к учебной деятельности.

  1. Основной этап.

На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе происходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению основной задачи урока, чтобы обучающиеся соотносили свои действия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рассказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдущего материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После подготовлений приступают к изучению нового материала или повторению предыдущего материала.

На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: коррекционно-развивающие упражнения. 

Главное требование в этом звене урока - обеспечить у обучающиеся правильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.

  1. Заключительный этап.

Заключительный этап состоит в организационном завершении урока. Подготовительную часть урока соотносится с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока). Основной этап осуществляется до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), проводятся физкультурные минутки. При самостоятельной работе обучающиеся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.

На уроках с обучающимися с  ЗПР используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания. 

РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

         Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающиеся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.

       Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Тематическое планирование разработано применительно к примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку (5–9 классы).  В 9 классе предусматривается на изучение курса русского языка 68 часов.

Обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского (родного) языка и приоритетные направления в его преподавании.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы “предметных результатов” (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5–9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, аудиозаписи, лингвистические справочники и словари.

Важнейшими  условиями   реализации  разработанного стандарта являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Цели обучения:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

                     Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

•понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

•выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

•владеть техникой чтения;

•выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

•разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

•отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

• владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

•прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

•правильно расставлять логические ударения, паузы;

• выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

•доказательно отвечать на вопросы учителя;

•подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

•создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

•выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

•подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

•составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

•определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

•делить текст на абзацы;

•писать небольшие по объему тексты;

•выражать свое отношение к предмету речи;

•находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

•подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

•использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

•исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

•выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

•различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

•использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

•находить в художественном тексте явления звукописи;

•правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

графика:

•правильно произносить названия букв русского алфавита;

•свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

•проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

•выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

•подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

•учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;  

•пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

•объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

•объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

•пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

•распределять слова на тематические группы;

•употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

•различать прямое и переносное значение слов;

•отличать омонимы от многозначных слов;

•подбирать синонимы и антонимы;

•выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

•находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

•владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

•использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

•различать части речи;

•правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

•уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

•отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

•находить орфограммы в морфемах;

•группировать слова по видам орфограмм;

•владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

•устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

•самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

•выделять словосочетания в предложении; » определять главное и зависимое слово;

•составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

•выделять основы предложений с двумя главными членами;

•конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

•характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

•составлять простые и сложные предложения изученных видов;

•опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

•находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

•владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

•устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

•самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

При осуществлении контроля знаний и умений обучающихся используются:

-диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический);

-тест;

-изложение (подробное, выборочное, сжатое);

-списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);

-сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);

-устное сообщение на лингвистическую тему.

2.Содержание рабочего курса

        

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Виды учебной деятельности

 Раздел 1. Язык и общение.  

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

Р/Р Стили речи.

3

Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют тексты. Озаглавливают тексты упражнений. Узнают основные особенности устной и письменной речи. Рассматривают и объясняют схемы. Отвечают на вопросы. Овладевают приёмами работы с учебной книгой. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Знакомятся с понятием речевого этикета.

 Раздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Звуки и буквы. Произношение и написание.

Орфограмма. Правописание Проверяемых безударных гласных в корне слова.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных

Буквы И.У, А после шипящих.

Разделительные Ъ и Ь.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Р/Р Обучающее изложение Что мы знаем о тексте.

Части речи.

Глагол как часть речи.

-ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах.

Личные окончания глаголов.

Имя существительное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Р/Р Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости»

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

18

Читают тексты, определяют их тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о текстах. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. Усваивают правило написания безударных гласных в корне  слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант. Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне слова. Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Активизируют правило написания букв И, У, А после шипящих. Активизируют правило написания разделительных Ъ и Ь. Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами.  Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис. . Определяют признаки текста. Пишут изложение по тексту при помощи плана. Распознают самостоятельные части речи. Пишут сочинение. Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Активизируют правило написания –тся и – ться в глаголах.  Анализируют темы сочинений. Определяют морфологические признаки имени существительного , прилагательного, местоимения. Определяют способы выражения основной мысли текста.

Раздел 3.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Смысловая связь слов в словосочетании.

Закрепление темы «Словосочетание».

Разбор словосочетания.

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Виды предложений по цели высказывания.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Нераспространённые и распространённые  предложения. Второстепенные члены предложения.

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах.

Предложения с обращениями.

Закрепление темы «Предложения с обращениями».

Р/Р  Письмо.

Синтаксический разбор простого предложения.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Простые и сложные предложения.

Закрепление темы «Простые и сложные предложения».

Синтаксический разбор сложного предложения.

Закрепление темы «Синтаксический разбор сложного предложения».

Прямая речь.

Закрепление темы «Прямая речь».

Диалог.

Обобщение  изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Сжатое изложение. Анализ ошибок, допущенных в  изложении.

31

Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. Выполняют разборы словосочетаний. Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Пишут диктант. Распознают виды предложений по эмоциональной окраске.. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища. Определяют главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. Определяют признаки, способы выражения подлежащего и сказуемого. Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами. Различают распространённые и нераспространённые предложения. Распознают виды  второстепенных членов предложения.  Характеризуют предложения с однородными членами. Осознают основные функции обращения. Различают письма по цели и назначению. Характеризуют простое и сложное  предложения по цели высказывания. Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Различают простые и сложные предложения. Выделяют в предложении прямую речь. Различают предложения с прямой речью и диалог. Работают со схемами диалогов. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант. Выполняют работу над ошибками.

Раздел 4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Фонетика. Гласные звуки.

Согласные звуки.

Изменение звуков в потоке речи.

Согласные твёрдые и мягкие.

Р/Р Повествование.

Согласные звонкие и глухие.

Графика. Алфавит.

Р/Р Описание предмета Сочинение – описание «Моя любимая игрушка»

Р/Р Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

 Контрольная работа  за 1 полугодие.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Закрепление темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».

Орфоэпия.

Фонетический разбор слова.

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

17

Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные.  Распознают твёрдые и мягкие согласные. Выделяют повествование  и описание как функционально – смысловые типы речи. Пишут сочинение. Проводят фонетический анализ слов, в который буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют двойную роль. Обозначают слоги, ударение в словах. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант, объясняя орфограммы.

Раздел 5.Лексика. Культура речи.

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова.

Омонимы.

Закрепление темы «Омонимы»

Синонимы.

Закрепление темы «Синонимы».

 Р/Р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Р/Р. Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Антонимы.

Закрепление темы «Антонимы»

Проверочная работа по теме «Омонимы. Синонимы. Антонимы».

12

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значения слов. Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Опознают омонимы, синонимы, антонимы. Отвечают на вопросы и выполняют задания по теме раздела. Подбирают антонимы к словам.

Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Изменение и образование слов.

Окончание.

Основа слова.

Корень слова.

Р/Р Рассуждение.

Суффикс – значимая часть слова.

Закрепление темы «Суффикс – значимая часть слова».

Обобщение знаний по теме  «Суффикс – значимая часть слова».

Приставка.

Закрепление материала по теме «Основные значимые части слова».

Р/Р Выборочное изложение «Последний лист орешника»

Р/Р Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Чередование звуков.

Беглые гласные.

Варианты морфем. Морфемный разбор.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Буквы З – С на конце приставок.

Закрепление темы «Буквы З – С на конце приставок».

Буквы А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-.

Закрепление темы «Буквы А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-«.

Буквы А-О в корнях – РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-.

Закрепление темы «Буквы А-О в корнях – РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-«.

Буквы О-Ё после шипящих в корне.

Закрепление темы «Буквы О-Ё после шипящих в корне».

Буквы И-Ы после Ц.

Обобщение   знаний по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

27

Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их  соответствующими знаками. Опознают корень, приставку, суффикс, окончание, основу в слове. Выделяют рассуждение как функционально – смысловой тип речи и как часть других функционально – смысловых типов речи. Получают представление о чередовании звуков. Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках, написания букв З и С на конце приставок. , написания букв А-О в корне –ЛАГ- -ЛОЖ-, -РАСТ- РАЩ- РОС-, написания букв Ё-О после шипящих в корне.  Усваивают правило написания букв И- Ы после Ц. Отвечают на вопросы.

Раздел7. Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное как часть речи.

Закрепление темы «Имя существительное как часть речи».

Р/Р Доказательства в рассуждении.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имена существительные собственные и нарицательные

Род имён существительных.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Три склонения имён существительных.

Падеж имён существительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Р/Р. Подробное изложение с изменением лица.

Р/Р. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Множественное число имён существительных.

Закрепление темы «Множественное число имён существительных».

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Закрепление темы «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи.

Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи».

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

Контрольная работа.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

59

Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Распознают имена существительные одушевлённые и не одушевлённые, собственные и нарицательные, определяют род имён существительных. Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Определяют тип склонения, падеж имен существительных. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях. Усваивают правило написания О- Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Пишут диктант.

                                                         

Р/Р. Описание животного. Сочинение – описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве».

Р/Р. Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Прилагательные полные и краткие.

Закрепление темы «Прилагательные полные и краткие».

Морфологический разбор имени прилагательного.

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Распознают полные и краткие формы имён прилагательных .Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных.

Глагол как часть речи.

Обобщение изученного по теме «Глагол как часть речи».

Не с глаголами.

Закрепление темы «Не с глаголами»

Неопределённая форма глагола.

Закрепление темы «Неопределённая форма глагола».

Правописание – тся и – ться в глаголах.

Закрепление темы «Правописание – тся и – ться в глаголах».

 Диктант по теме «Глагол».

Виды глагола.

Закрепление темы «Виды глагола».

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Закрепление темы «Буквы Е и И в корнях с чередованием».

Р/Р. Невыдуманный рассказ о себе.

Время глагола.

Прошедшее время.

Настоящее время.

Будущее время.

Спряжение глаголов.

Закрепление темы «Спряжение глаголов».

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Закрепление темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Морфологический разбор глагола.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

Закрепление темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа».

Употребление времён.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа за год.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Закрепление изученного по теме «Глагол».

Обобщение знаний по теме «Глагол».

Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль. Определяют глаголы- сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы – сказуемые с подлежащими. Усваивают правило написания НЕ с глаголами. Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ .Распознают неопределённую и личные формы глагола.  Образуют глаголы в неопределённой форме. Усваивают правило написания –тся и –ться в глаголах. Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Усваивают правило написания букв Е – И в корнях глаголов с чередованием. Определяют время глагола, способ образования глаголов прошедшего времени.. Определяют тип спряжения глаголов. Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант.

Раздел 8.Повторение и систематизация изученного материала

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Орфограммы в окончаниях слов.

Знаки препинания в ПП и СП.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

3

5

Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Составляют таблицы. Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов, повторяют знания об употреблении букв Ъ и Ь. Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении

                 

   3. Календарно-тематическое планирование.

Раздел, тема урока

Количество

часов

Раздел 1. Язык и общение.

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке

1

3

Р/Р Стили речи.

1

               Раздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем.

4

Звуки и буквы. Произношение и написание.

1

5

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

6

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

7

Правописание непроизносимых согласных

1

8

Буквы И.У, А после шипящих.

1

9

Разделительные Ъ и Ь.

1

10

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

11

Р.Р. Обучающее изложение. Р.Р. Что мы знаем о тексте

1

12

Части речи.

1

13

Глагол как часть речи.

1

14

-ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах.

1

15

Личные окончания глаголов.

1

16

Имя существительное как часть речи.

1

17

Имя прилагательное как часть речи.

1

18

Местоимение как часть речи.

1

19

Р/Р Основная мысль текста. Сочинение  «Летние радости»

1

20

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1

21

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

22

Синтаксис и пунктуация.

1

23

Словосочетание.

1

24

Смысловая связь слов в словосочетании.

1

25

Разбор словосочетания.

1

26

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

27

Виды предложений по цели высказывания.

1

28

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

29

Сказуемое.

1

30

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

31

Нераспространённые и распространённые  предложения. Второстепенные члены предложения.

1

32

Дополнение.

1

33

Определение.

1

34

Обстоятельство.

1

35

Предложения с однородными членами

36

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

37

Обобщающие слова при однородных членах.

1

38

Предложения с обращениями.

1

39

Закрепление темы «Предложения с обращениями».

1

40

Р.Р. Письмо

1

41

Синтаксический разбор простого предложения.

1

42

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

43

Простые и сложные предложения.

1

44

Закрепление темы «Простые и сложные предложения».

1

45

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

46

Закрепление темы «Синтаксический разбор сложного предложения».

1

47

Прямая речь.

1

48

Закрепление темы «Прямая речь».

1

49

Диалог.

1

50

Обобщение  изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

51

Сжатое изложение.

1

52

Анализ ошибок, допущенных в  изложении.

1

Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

53

Фонетика. Гласные звуки

1

54

Согласные звуки.

1

55

Изменение звуков в потоке речи.

1

56

Согласные твёрдые и мягкие.

1

57

Р/Р Повествование.

1

58

Согласные звонкие и глухие.

1

59

Графика. Алфавит.

1

60

Р/Р Описание предмета. Сочинение – описание «Моя любимая игрушка»

1

61

Р/Р Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

62

 Контрольная работа  за 1 полугодие.

1

63

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

64

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

65

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

66

Закрепление темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».

1

67

Орфоэпия.

1

68

Фонетический разбор слова.

1

69

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

1

Раздел 5.Лексика. Культура речи.

70

Слово и его лексическое значение.

1

71

Однозначные и многозначные слова.

1

72

Прямое и переносное значение слова.

1

73

Омонимы.

1

74

Закрепление темы «Омонимы»

1

75

Синонимы.

1

76

Закрепление темы «Синонимы».

1

77

Р/Р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

78

Р/Р. Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

79

Антонимы.

1

80

Закрепление темы «Антонимы»

1

81

Проверочная работа по теме «Омонимы. Синонимы. Антонимы».

1

Раздел 6.Морфемика. Орфография. Культура речи.

82

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

1

83

Изменение и образование слов.

1

84

Окончание.

1

85

Основа слова.

1

86

Корень слова.

1

87

Р/Р Рассуждение.

1

88

Суффикс – значимая часть слова.

1

89

Закрепление темы «Суффикс – значимая часть слова».

1

90

Обобщение знаний по теме  «Суффикс – значимая часть слова».

1

91

Приставка.

1

92

Закрепление материала по теме Основные значимые части слова».

1

93

Р/Р Выборочное изложение «Последний лист орешника»

1

94

Р/Р Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

95

Чередование звуков.

1

96

Беглые гласные.

1

97

Варианты морфем. Морфемный разбор.

1

98

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

99

Буквы З – С на конце приставок.

1

100

Закрепление темы «Буквы З – С на конце приставок».

1

101

Буквы А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-.

1

102

Закрепление темы «Буквы А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-

1

103

Буквы А-О в корнях – РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-.

1

104

Закрепление темы «Буквы А-О в корнях – РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-«.

1

105

Буквы О-Ё после шипящих в корне.

1

106

Закрепление темы «Буквы О-Ё после шипящих в корне».

1

107

Буквы И-Ы после Ц.

1

108

Обобщение знаний по теме «.Орфография. Культура речи. Морфемика.

1

Раздел 7.Морфология. Орфография. Культура речи.

109

Имя существительное как часть речи.

1

110

Закрепление темы «Имя существительное как часть речи».

1

111

Р/Р Доказательства в рассуждении.

1

112

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

113

Имена существительные собственные и нарицательные

1

114

Род имён существительных.

1

115

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

116

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

117

Три склонения имён существительных.

1

118

Падеж имён существительных.

1

119

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

120

Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

1

121

Р/Р. Подробное изложение с изменением лица.

1

122

Р/Р. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

123

Множественное число имён существительных.

1

124

Закрепление темы «Множественное число имён существительных».

1

125

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

126

Закрепление темы «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

1

127

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

1

128

Морфологический разбор имени существительного.

1

129

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

130

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

131

Имя прилагательное как часть речи.

1

132

Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи».

1

133

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

134

Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

1

135

Р/Р. Описание животного Сочинение – описание животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение»..

1

136

Прилагательные полные и краткие.

1

137

Закрепление темы «Прилагательные полные и краткие».

1

138

Р/Р. Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

139

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

140

 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

141

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

142

Глагол как часть речи.

1

143

Не с глаголами.

1

144

Закрепление темы «Не с глаголами»

1

145

Неопределённая форма глагола.

1

146

Закрепление темы «Неопределённая форма глагола».

1

147

Правописание – тся и – ться в глаголах.

1

148

Закрепление темы «Правописание – тся и – ться в глаголах».

1

149

 Диктант по теме «Глагол».

1

150

Виды глагола.

1

151

Закрепление темы «Виды глагола».

1

152

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

1

153

Закрепление темы «Буквы Е и И в корнях с чередованием».

1

154

Р/Р. Невыдуманный рассказ о себе.

1

155

Время глагола. Прошедшее время.

1

156

Настоящее время.

1

157

Будущее время.

1

158

Спряжение глаголов.

1

159

Закрепление темы «Спряжение глаголов».

1

160

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

161

Закрепление темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

1

162

Морфологический разбор глагола.

1

163

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

1

164

Закрепление темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа».

1

165

Употребление времён.

1

166

Контрольная работа за год.

1

167

Анализ ошибок.

1

Раздел 8.Повторение и систематизация в корнях материала.

168

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

169

Орфограммы в окончаниях слов.

1

170

Знаки препинания в ПП и СП.

1

171

Резервный урок

1

172

Резервный урок

1

173

Резервный урок

1

174

Резервный урок

1

175

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ, 5 класс.

Методический материал для учителей, обучающих детей с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ЗПР 7 вида

Адаптированная Рабочая  программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ОВЗ

Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса с ОВЗ

Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса с ОВЗ

Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н), вариант 1. Классы: 5-8.

Адаптированная рабочая  программа по русскому языку составлена на основе ФГОС....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н). Класс: 9.

Адаптированная рабочая программа составлена  для обучающихся 9 класса с легкой умственной отсталостью....