Рабочая программа по индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа

Зотова Ольга Борисовна

Рабочая программа разработана для индивидуальной работы дефектологов с детьми с ОВЗ по различным разделам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx57.65 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Рассмотрена и утверждена

Методическим объединением 29.09.2017г.

Рабочая программа
по индивидуальной
коррекционно-развивающей работе
с детьми с ограниченными возможностями
здоровья

Разработчик программы:

Учитель- дефектолог

Высшей квалификационной категории

О.Б. Зотова

Москва,

2017г.

                                                            ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению детей со сложной структурой дефекта и сочетанной патологией и обеспечению этой категории детей-инвалидов индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением, необходимыми условиями их воспитания и реабилитации. Аналитические научные данные, практические требования к организации и содержанию процесса реабилитации детей школьного возраста со сложной структурой дефекта и сочетанной патологией обусловливают необходимость создания долгосрочных комплексных программ и технологий, рассчитанных на весь период школьного детства.

Актуальной является разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия ребенка-инвалида с окружающим миром. Коррекционно-педагогические и социальные программы в сочетании с современными реабилитационными технологиями (ЛФК, компьютерными играми и др.) являются основными составляющими процесса включения ребенка - инвалида в современное социокультурное сообщество. Основное внимание в этих рабочих программах необходимо уделять становлению и развитию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. В связи с этим программы должны выполнять не только диагностическую, образовательную и коррекционную функции, но иметь общеразвивающую и социальную составляющие, направленные на построение системы психолого-педагогического сопровождения. Создание предметно-развивающей среды, организация социального окружения ребенка за счет расширения и обогащения его социальных контактов внутри и вне учреждения являются важнейшими составляющими реабилитационного процесса и, в то же время, оптимальными условиями его эффективной социализации. Тема жизни, усвоение форм и моделей поведения в разных ситуациях, использование различных средств оперирования с предметами - все это и многое другое составляет содержание основных разделов рабочей программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа предназначена для работы с детьми- инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающими в условиях ЦССВ.

Рабочая программа рассчитана на пятилетний срок обучения (возраст детей от 8 до 18лет) и составлена с учетом пятидневной недели. Материал каждого раздела программы изложен по годам обучения. Сделано это с целью реализации более четкого и систематизированного подхода к продвижению ребенка-инвалида по данной программе. Основными критериями продвижения ребенка являются примерные показатели результативности обучения (примерный перечень усвоенных умений). Учитывая разноуровневый характер интеллектуального недоразвития, эмоционально-волевых расстройств и пр., рабочая программа

предлагает материал, который может быть освоен детьми в разном объеме. Именно поэтому показатели сформированности умений называются «примерными», т.к., зачастую, требуется составление индивидуальной программы для воспитанников центра, что и может быть сделано на основе предлагаемых материалов.

В рабочей программе представлены организация и содержание коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей личности воспитанника с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности и сложившихся представлений о структуре дефекта при органическом поражении ЦНС Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразованиях, в неравномерности, нарушении целостности развития личности. Нарушен процесс вхождения ребенка в социальную среду, затруднено усвоение социального опыта, освоение и присвоение системы социальных связей.

Разработанная рабочая программа коррекционно - развивающего обучения воспитанников с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности представляет собой попытку обобщить накопленные психолого-педагогические разработки и исследования отечественных и зарубежных авторов. Речь идет о том, что не столь важно дать информацию ребенку, сколь важно научить ее использовать в своей повседневной деятельности, в общении с другими.

Программа составлена на основе «Базисного плана общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости» рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

В основу программы положены сложившиеся представления о структуре дефекта глубоко умственно отсталого ребенка, где на первый план выступает выраженное недоразвитие интеллектуальной деятельности (первичное нарушение), несформированность внимания, восприятия, неразвитость мотивационно-потребностной сферы, которая и является основой организации деятельности индивида. У всех детей, имеющих выраженную степень интеллектуального недоразвития, имеется комплекс различных отклонений в развитии (вторичные отклонения), который делает картину нарушений каждого конкретного ребенка-инвалида столь своеобразный, что зачастую обучение в группе, классе становиться невозможным. Несформированность регуляции поведения определили структуру содержания каждого раздела программы в направлении развития механизмов сенсомоторной деятельности.

Психолого-педагогическая реабилитация, а именно в этом отделении осуществляется образовательный процесс, успешнее всего решается при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий для их формирования. Учебный материал программы сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются как бы сквозными на весь период обучения и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности с помощью единых речевых средств.

Программа традиционно содержит раздел «Развитие речи», т.к. именно коммуникативные навыки обеспечивают детям с тяжелой степенью интеллектуального недоразвития успешную социализацию. Учитывая индивидуальные речевые умения детей-инвалидов, структурировали программный материал с учетом этих различай. В обучении развитию речи обязательно включалась и работа по формированию разных структурных уровней системы языка:        фонетического, лексического, грамматического; и

функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, речевого общения), в год - 68 занятий.

«Сенсорика и психомоторика» направлены на создание системы математических представлений и операций, необходимых для успешной социализации воспитанников. Содержание программы разработано для четырех этапов работы с детьми - инвалидами и включает следующие разделы:

Количественные представления: много — мало; много — один; больше - меньше; одинаковые; что больше, что меньше; выбор соответствующего количества предметов без пересчета, с пересчетом до 10; выделение одного, двух, трех, пяти предметов из множества; группировка множества предметов.

Представление о форме: умение определять, различать, называть, показывать круг, шар, квадрат, куб, треугольник, прямоугольник. Соотношение плоскостных и пространственных фигур, вырезание по контуру, конструирование по образцу.

Представление о величине: определение величины большой - маленький; длинный - короткий; широкий - узкий; легкий - тяжелый; сравнение. Различие, выделение предметов по определенному признаку; умение использовать условные мерки.

Представление о пространстве: ориентирование в схеме тела; в комнате; определение сторон: верх, низ, право, лево; формирование умений перемещаться в пространстве по инструкции; перемещать предметы, игрушки по образцу, по инструкции; находить нужные предметы по инструкциям.

Временные представления: различие временй суток, режимных моментов; определение простейших явлений природы, времени года: дождь, снег, солнце, ветер; зима, весна, лето, осень; скоро - долго; быстро - медленно; сейчас - потом.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Целью данной рабочей программы является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта.

Основные задачи

> способствовать        коррекции        недостатков        познавательной

деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического

развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

  • содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • исправлять недостатки общей моторики учеников, совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;
  • развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;
  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов

деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

«Предметно-практическая деятельность» — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения воспитанников в деятельность на занятии является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной.

Целью занятий ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительнодвигательной координации, пространственных-представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного конструирования, ручного труда.      Программный материал распределен по годам обучения. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. В год - 72часа.

Развитие речи. Знакомство с окружающим миром.

Пояснительная записка.

Наша рабочая программа предусматривает максимальную активизацию речевой деятельности детей с грубыми речевыми патологиями. Такой подход будет способствовать большей оптимизации процесса обучения и включению детей с разным речевым развитием в единую речевую среду.

Урокам развития речи отводится особая роль, т.к. успешность обучения и общее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью находится в прямой зависимости от степени развития речи. Поэтому развитие речи является приоритетной задачей коррекционного обучения и воспитания и осуществляется во всех видах деятельности и на всех уроках.

На уроках развития речи осуществляется целый комплекс речевых и коррекционно-воспитательных задач.

Во-первых, формируются разные структурные уровни языка: лексический, фонетический, грамматический.

Во вторых, происходит формирование функциональной стороны речи - развивается коммуникативный потенциал ребенка на основе развития разных форм речи: разговорная речь, связная речь, самостоятельная коммуникативная деятельность.

В-третьих, осуществляется когнитивное (познавательное) развитие, в результате которого у ребенка формируется элементарное осознание явлений языка и речи.

Учитывая особенности развития детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью, предлагаются следующие направления работы на уроках развития речи:

  • расширение и уточнение знаний об изучаемых предметах и явлениях;
  • развитие психических функций;
  • повышение речевой мотивации детей;
  • развитие лексической стороны речи;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование коммуникативной функции речи;

Важным направлением в организации уроков развития речи является работа по расширению и уточнению знаний и представлений о природе, знаний о явлениях и предметах окружающей жизни, о правилах поведения в быту, природе, обществе. На базе программного материала осуществляются как речевые, так и познавательные задачи. Материал усложняется от урока к уроку, одна и та же тема изучается из класса в класс, но объем материала, его сложность увеличивается.

Работа с программным материалом способствует развитию психических функций. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт детей. Изучая предмет, явление дети учатся смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания,

формированием первичного представления об окружающем мире - тактильно-проприоцептивного, слухового и зрительного ощущений и восприятий. На уроках развития речи формируются пространственные и временные представления. На основе разнообразных речевых и коррекционных упражнений уточняется не только программная тема, но и происходит развитие памяти, внимания, мышления.        Помимо проведения

различных игр, заданий и упражнений, постоянное внимание на уроках развития речи уделяется проведению артикуляционной, имитационно-звуковой и пальчиковой гимнастикам, что способствует активизации и развитию речедвигательного аппарата.

Программный материал подобран по принципу преемственности, который реализуется в линейной и концентрической форме: с каждым годом объем и содержание расширяется и усложняется. Материал подобран таким образом, что позволяет проводить сравнения, находить отличия и сходство между родственными группами предметов. Такая подборка материала тренирует память детей, развивает наглядно-образное мышление и способствует развитию коммуникативной и когнитивной стороны речи.

Большинство уроков построено по тематическому принципу: в ходе одного урока ученики отрабатывают лексический материал, упражняются в высказываниях на одну и ту же тему. Тема урока связана с основным тематическим разделом уроков развития речи «Сезонные изменения в природе», что позволяет сформировать осмысленное отношение детей с глубоким интеллектуальным недоразвитием к предметам и явлениям окружающей среды, развивать эмоциональное отношение к ним. Тематика уроков разнообразна: это времена года, мир животных и растений, жизнь воспитанников, учебная и игровая деятельность и др.

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Пояснительная записка

Под термином психомоторика, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения в совокупности управляемых двигательных действий». Платонов К.К. подразделил психомоторные процессы на:

  1. сенсомоторные реакции (движения и действия в ответ на сенсорный сигнал или объект),
  2. идеомоторные процессы (представления субъекта о различных движениях),
  3. произвольные моторные действия.

Известно, что у обучающихся при глубоком недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Целью данной рабочей программы является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта.

Основные задачи коррекционного курса не противоречат общим задачам:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
  • содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • исправлять недостатки общей моторики учеников,

совершенствовать        их зрительно-двигательную координацию и

ориентацию в пространстве;

  • развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;
  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Занятия должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе. Работу можно проводить фронтально, дифференцированно (по подгруппам), а также индивидуально с каждым воспитанником.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психологопедагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Предметно практическая деятельность

Пояснительная записка

Программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» (ППД) определяет содержание обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью и предназначена для индивидуального использования. ППД является важной составляющей образовательного процесса.

ППД — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения воспитанников в деятельность на занятии является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

Целью занятий ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного конструирования, ручного труда.

Занятия ППД создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим предметам. Предметно-практическая деятельность имеет богатые возможности у детей выражать свои чувства и эмоции; учит воспитаников терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать друг другу, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Эти занятия способствуют развитию и совершенствованию активности и самостоятельности учащихся, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности, формированию положительных качеств личности.

Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения воспитанников.

На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия ППД способствуют

формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).

В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает коррекционную, развивающую, образовательную и воспитывающую роль данного предмета.

Программа состоит из следующих разделов: «Предметно -        -

практические действия», «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами».

Раздел «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы - орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Каждый раздел содержит:

  • ознакомительные упражнения;
  • познавательные сведения;
  • перечень умений, над формированием которых предстоит работать;
  • виды предметно-практической деятельности;
  • операции и приемы предметно-практической деятельности;
  • перечень изделий, практических работ.

Перечень изделий в программе дан примерный. Педагог может планировать изготовление других изделий. Главное не в факте выполнения того или иного изделия, а в том, что работа над ним сг1<9собствует развитию мотивов учебно-трудовой деятельности, решению воспитательных задач, усвоению учащимися формируемых умений, навыков, элементарных знаний.

Наиболее характерной особенностью и основным недостатком предметнопрактической деятельности воспитанников является ее крайне низкая самостоятельность. Поэтому специфика коррекционной работы на занятиях ППД заключается в создании особых условий для развития у учащихся общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение), уровень сформированности которых определяет степень самостоятельности в III1Д и труде. Обучение этим умениям является важным средством коррекции недостатков развития познавательной сферы психики ребенка. Значит, предметно-практическая деятельность предполагает формирование у них общетрудовых умений (пусть и на элементарном уровне), а не сводится к формированию определенного запаса автоматических навыков.

Для достижения даже относительно небольших успехов в овладении общетрудовыми умениями многие воспитанники нуждаются в проведении с ними коррекционных занятий в составе микрогруппы или индивидуально. Их основной особенностью является увеличение числа упражнений, направленных на формирование данных умений, за счет сокращения практической работы.

Работу над изделием следует начинать с формирования умения ориентироваться в задании. Учить детей проводить анализ образца изделия: выделять и называть конструктивные части изделия;

определять признаки частей изделия (материал, цвет, форму, размер, расположение в пространстве и относительно друг друга);

осуществлять предварительный отбор деталей; объединять их в единый целостный образ.

Ориентировка в задании является необходимым условием его выполнения. Ребенок должен понять задание, его цель, что необходимо сделать, каков должен быть результа. Педагогу надо увеличить время на начальном этапе, тщательно, детально объяснить задание, провести первичное обучение, исправляя ошибки ребенка.

Параллельно необходимо формировать умения планировать предстоящую работу.

  • учить выполнять последовательно увеличивающееся число действий (по подражанию, образцу, словесной инструкции);
  • учить определять предстоящую знакомую трудовую операцию (с помощью педагога, самостоятельно);
  • учить выполнять работу по хорошо усвоенному плану.

Предварительное планирование работы, состоящей из нескольких технологических операций, становится возможным только после длительного периода обучения. Это связано с тем, что детям трудно усваивать не только технику, но и результат выполнения каждой из изучаемых технологических операций. Чтобы облегчить воспитанникам процесс планирования работы, рекомендуется использовать предметные инструкционные карты. Предметная карта должна содержать изображения необходимых для работы материалов, инструментов, отражать последовательность и содержание этапов практической работы. Целесообразно начинать применять предметные карты при переходе к предварительному планированию после того, как дети освоят планирование ближайшей операции.

Завершать работу над изделием необходимо организацией контрольных действий воспитанников:

  • определение несоответствий между изделием воспитанника и образцом;
  • исправление выявленных несоответствий;
  • оценка качества готового изделия.

Обучение контрольным действиям необходимо проводить в процессе предварительного отбора деталей и в ходе практической работы. Помощь детям в ответах на вопросы и в нахождении несоответствия по указанным признакам оказывается по мере необходимости, но последовательно сокращается от первого

занятия к завершающему.

После завершения работы целесообразно учить ребенка делать отчет о выполненной работе.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу.

Содержание материала в рамках определенного раздела уточняется, углубляется, усложняется, обобщается, усиливается практическая направленность по годам обучения.

Программный материал распределен по годам обучения. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Педагогу дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по годам обучения, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана.

Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех воспитанников. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования.

Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.

Тематическое планирование по развитию
психомоторики и сенсорики

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Сформирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

  1. Развитие и коррекция восприятия цвета
  • Учить различать и, по возможности, называть (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).
  • Выбор по образу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.
  • Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки - подходящие по цвету»).
  • Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.
  • Раскладывание предметов всех указанных насыщенных цветов на группы.
  • Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).
  • Использование цвета для обозначения предметов («курочка - цыплята», «елочки -цветочки») - иллюстрация цветными фишками стихотворений.
  • Выкладывание узора из мозаики - ряда чередования двух-трех цветов через один элемент.
  1. Развитие и коррекция восприятия формы (геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник - учить различать и называть).
  • Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.
  • Группировка по форме предметов двух контрастных форм.
  • Выбор        предметов        одной        формы        из        6-8

предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка.

Определение формы предмета только с помощью тактильного        анализатора («Чудесный        мешочек»).

Работа        с        «Досками        Э.        Сегена».

Выкладывание ряда с чередованием 2-3 форм через один элемент

1.3 Развитие и коррекция восприятия величины

  • Формировать понятия: большой - маленький, больше - меньше, одинаковые; учить сравнивать методом наложения и называть.
  • Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.
  • Группировка предметов парных по величине ( игра «Подбери двум куклам одежду» - по цвету и величине).

2. Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

  1. Развитие восприятия пространства
  • Ориентация на собственном теле: право - лево, верх - низ, вперед — назад.
  • Выполнение простых подражательных движений за учителем: выполнение движений по инструкции.
  • Ориентация относительно своего тела в пространстве: справа - слева, вверху - внизу, спереди - сзади.
  • Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Ориентация на рабочем столе: выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

  1. Упражнения на развитие восприятия звука. Примерные игры:
  • «Кто как голос подает?»
  • «Что как звучит?»
  • «Кто из детей тебя позвал?»
  • «Тихо - громко»
  • «Жмурки с колокольчиком»
  • Упражнения на звукоподражание        животным,

технике, - один        из детей изображает, остальные

угадывают.

  • «Какие звуки слышишь с улицы?»
  1. Упражнения па развитие общей моторики и координации движений

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники Упражнения на смену напряжения и расслабления резких и плавных движений, движения и неподвижности.

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев

Примерные упражнения:

• пальчиковые игры;

  • конструирование из счетных палочек;
  • выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру;
  • выкладывание из мозаики изученных букв, цифр;
  • раскрашивание рисунков;
  • работа с трафаретами.

2.5        Упражнения па обыгрывание различных

эмоциональных состояний

(интерес, радость, удивление, страх, печаль, злость, жалость и др.) Проводится по методике психогимнастики с элементами эмоционально-коммуникативного тренинга.

3. Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.

  1. Формирование представлений об использовании предметов в различных ситуациях

Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение: стул, ложка, веревка, лейка и др. («Покорми и напои куклу», «Перевези кубики», «Полей цветы», «На чем сидим?»).

Формирование представлений об использовании предметов в качестве вспомогательных средств в проблемной ситуации (мячик из-под шкафа можно достать лопаткой или линейкой вместо палки).

  • Формирование метода проб в проблемной ситуации (чем лучше достать камешек из банки с водой: крючком, сачком, ложкой, вилкой).
  • Упражнения на определение причинно-следственных зависимостей: «Почему мячик скатился?», «Плавает - тонет», «Почему стол качается?», «покачай игрушки на качелях», «Почему коробочка не закрывается (не открывается)?».
  1. Формирование мыслительных операций анализа синтеза  Примерные упражнения:
  • Собирание разрезных картинок из 2-3 частей.
  • Узнавание предмета по его частям.
  • Дорисуй предмет.
  1. Формирование операций классификации, систематизации, сравнения, обобщения  Примерные игры и упражнения:

  • «Назови одним словом».
  • «Четвертый лишний»;
  • Раскладывание предметов на группы по цвету, форме, величине.
  • Собирание пирамиды из 4 колец, собирание 3-4-х местной матрешки.
  • Поиск сходства и различия в предметах.
  • Обучение отгадыванию и загадыванию загадок.

4. Формирование памяти, внимания, воображения.

  1. Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной, памяти 

Примерные игры:

  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Что перепутал художник?»
  • «Чего не дорисовал художник?»
  • «Запомни и повтори слова (движения, ритм)».
  1. Развитие концентрации внимания

Примерные упражнения:

  • «Найди отличия в картинках»
  • «Помоги найти выход» («Где чья собака?», «Кто кому звонит?»),
  • «Найди два одинаковых предмета»
  • «В ряду фигур закрась - синим, О - зеленым, красит цветом».
  1. Распределение        внимания

раскрашивание и одновременное слушание сказки, а затем дети пытаются ее пересказать.

  1. Переключение        внимания

смена видов деятельности по звуковому - зрительному сигналу: «Летает - не летает», «Выполни команду» (с помехой).

  1. Развитие        воображения

Примерные игры:

  • «На что это похоже?»,
  • «Дорисуй картинку»,
  • «Составь из геометрических фигур картинку».

Тематическое планирование занятий по ППД

Предметно-практические действия 72часа

Кол-во

часов

Дата

  • Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога.
  • Наблюдение за движущимися заводными игрушками.
  • Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте.
  • Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном.
  • Ожидание появления предмета в двух определенных местах.
  • Узнавание знакомых предметов.
  • Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.
  • Выбор своей игрушки среди других.
  • Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других.
  • Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе.
  • Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.
  • Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
  • Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей.
  • Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами:
  • катание шариков в определенном направлении;
  • складывание шариков в емкости;

-перекладывание предметов из одной емкости в другую;

-открывание и закрывание двери, коробок, матрешек;

-нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания;

-складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;

-нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень;

-закручивание руками крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой,

  • закручивание крышек;
  • складывание двухместной матрешки.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

-использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;

-выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый);

по форме (шар, куб);

по размеру (большой, маленький).

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из 5—6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров).

Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу.

Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру).

Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета.

Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета.

Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни.

Размещение в ряд различных по размеру предметов.

Конструирование

Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма.

Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и обв1Грывание с помощью педагога из наборов строительных материалов:

башни из 2—3 кубов одинакового размера; дорожки из брусков одинакового размера; дома из куба и призмы;

ворот из кубов и параллелепипеда.

Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм:

забор из кубиков;

забор из кубиков и кирпичиков;

рельсы для поезда;

стол и стул.

Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно.

Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом

цвета.

Накладывание счетных палочек на контурное изображение.

Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу):

ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура; грибок,        качели

стульчик.

Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.

Работа с мозаикой

Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней:

брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Заполнение панели мозаикой произвольно. Узнавание и различение мозаики по цвету.

Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).

Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета

Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.

Выкладывание узоров с соблюдением цвета:

домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики);

курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из желтой — цыплята).

Работа с пластическими материалами

(тесто, пластилин)

Правила работы с тестом и пластилином.

Цвет пластилина, свойства теста и пластилина.

Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия).

Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д.

Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:

-отрывание кусочков теста, пластилина пальцами;

-сплющивание кусочков теста, пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями);

-«шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину);

-разрывание кусочков пластилина, теста;

-раскатывание небольших кусочков теста и пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики);

-соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения;

-разрезание палочки стекой.

Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца:

забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины;

лесенки; больших и маленьких бубликов;

колец одинакового (разного) диаметра и цвета;

цепочки из колец;

пирамидки из колец;

геометрических фигур.

Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях.

Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера;

бусы, колобок, фрукты.

Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

Тематическое планирование занятий по
развитию речи и окружающему миру.

Содержание учебного материала (136 часов)

Осень:

«Осень - школьная пора»:

  • школа
  • основные признаки осенней погоды
  • название осенних месяцев
  • осенние природные явления
  • жизнь растений осенью
  • жизнь животных осенью
  • деятельность человека осенью

Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Овощи:

  • повторение ранее изученных овощей
  • капуста
  • картофель

Фрукты и ягоды:

  • повторение ранее изученных фруктов и ягод
  • апельсин
  • банан

«Дары природы».

Деревья:

  • повторение хвойных и лиственных деревьев

-дуб

  • тополь
  • викторина «Иголки и листья»

Домашние животные:

  • повторение ранее изученных домашних животных
  • свинья
  • коза

Дикие животные:

  • повторение ранее изученных диких животных
  • белка
  • медведь

Викторина «Знаешь ли ты животных?» Зима:

  • название зимних месяцев
  • зимние природные явления
  • жизнь растений зимой
  • жизнь животных зимой
  • деятельность человека зимой

Часы

Дата

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

Зимующие птицы (повторение)

Зимние птицы:

  • сравнение: зимующие птицы и птицы, прилетающие к нам зимой
  • снегирь
  • синица

Домашние птицы:

  • повторение:
  • курица, петух, цыпленок
  • гусыня, гусь, гусенок
  • утка, селезень, утенок

Птичьи семьи

Комнатные растения:

  • повторение ранее изученных комнатных растений
  • фикус
  • герань

Дорога:

  • виды городского транспорта
  • виды транспорта (экскурсия)
  • нарушители дорожного движения, авария
  • сигналы светофора и регулировщика
  • информационно-указательные знаки: места остановки городского

транспорта

  • дорожные знаки (экскурсия)

Весна: - название весенних месяцев

  • весенние природные явления
  • жизнь растений весной
  • жизнь животных весной
  • деятельность человека весной

Сезонные изменения в природе.

Насекомые:

  • повторение ранее изученных насекомых
  • пчела
  • муравей
  • полезные и «вредные» насекомые

Викторина: «Маленькие жители лесов и полей».

Цветы: первоцветы: мать-мачеха

Лето: - название летних месяцев

  • летние природные явления
  • жизнь растений летом
  • жизнь животных летом
  • деятельность человека летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....

Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровит...