Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" (3 класс. Обучение по СИПР)
рабочая программа

Материал содержит рабочую программу и календарно- тематическое планирование корреционного курса "Альтернативная коммуникация". Предназначен для реализации ФГОС ОВЗ, обучение по СИПР,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

         Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» разработана для учащейся 3 класса на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и  «Программы  0-4  классы специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида»   под редакцией И.М. Бгажноковой (2011 год)  с учетом особенностей психофизического развития и  индивидуальных возможностей обучающегося.

        Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.

   У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

         Цель программы – формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

        Задачами программы являются:

  • Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
  • Умение пользоваться альтернативными средствами коммуникации для взаимодействия в окружающей действительности, учиться общаться, пользуясь альтернативными средствами.
  • Формирование коммуникативных навыков, с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

                  Коррекционно – развивающая работа:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук.

        В основу рабочей программы «Альтернативная коммуникация» положены следующие принципы:

  • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающегося; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
  • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающегося нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
  • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающегося на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
  • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
  • принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимся всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип сотрудничества с семьей.

2.Общая характеристика  коррекционного курса  

     Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.   Содержание коррекционного курса представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

    Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.  Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры.

        Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

     Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, начальные навыки чтения и письма.

3.Описание места коррекционного курса  в учебном плане

 На  изучение коррекционного курса  «Альтернативная коммуникация» отведено 4 года  (1-4 класс) по 2 часа в неделю,  270 часов за весь курс. Данная программа рассчитана на 68 часов.

4.Личностные и предметные результаты  

  Планируемые результаты:

1.Минимальный уровень.

Личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • умение принимать партнера по коммуникации;
  • умение согласиться на контакт и отказаться от контакта;
  • умение распознавать, что поступает сообщение;

Предметные результаты:

  • Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него.
  • Умение различать голос и прочие шумы.
  • Умение узнавать голоса знакомых людей.
  • Умения реагировать на имя, просьбу, запрет.
  • Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

2. Достаточный уровень.

Личностные результаты:

  • Умение реагировать на собственное имя.
  • Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).
  • Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

Предметные результаты:

-Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

- Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы.

В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:

  • голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением.

5. Содержание учебного курса

Коммуникация с использованием невербальных средств (13 часов).

Установление зрительного контакта с собеседником.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.

Указание взглядом согласия  и ответа на вопрос.

Узнавание  и указание  взглядом и жестом.

Выражение приветствия и прощание  взглядом и  жестом.

Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний.

Выражение  своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста. Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание).

Выражение своих желаний, обращение за помощью,  ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Развитие речи средствами   невербальной коммуникации (50 часов).

 Импрессивная речь.  

 Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование насобственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, продукты, транспорт.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).  Понимание простых предложений.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).  Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,   продукты, транспорт, птицы и др.).  Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Чтение и письмо (5 часов).

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов.  Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

6.Тематическое  планирование

Тема

Кол-во часов

1

Коммуникация с использованием невербальных средств.

13 часов

2

Развитие речи    средствами  вербальной и невербальной коммуникации .

50 часов

3

Чтение и письмо.

5 часов

Всего

68 часов

7.Формы и средства контроля

Оценка результативности обучения   производится с учетом психического и соматического состояния ребенка. Выявление результативности обучения происходит в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий. В процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающейся будет оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. Оценка достижения предметных результатов производится методом наблюдения, методом практических работ, методом экспертной группы.

        Так как учащаяся обучается в 1-ом классе, то на данном этапе оценивание безотметочное. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+»,  «-» по следующим критериям:

  • выполняет действие самостоятельно;
  • выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
  • выполняет действие по образцу;
  • выполняет действие с частичной физической помощью;
  • выполняет действие со значительной физической помощью;
  • действие не выполняет;
  • узнает объект;
  • не всегда узнает объект;
  • не узнает объект.
     Итоги освоения отраженных в СИПР задач и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребенка, оценить динамику развития его жизненных компетенций. Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребенка применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности.

Личностные достижения фиксируются в виде баллов:

0 б – нет фиксированной динамики

2 б – выполняет совместно с педагогом

3 б – может выполнять задания с контролем и с помощью

4 б – выполняет самостоятельно

8.Материально-техническое обеспечение предмета

1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.

2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» / Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г.

3.Пиктограммы с жестами и символами (картинками).

4.Карточки Г.Домана.

5.Карточки с сюжетными картинками.

6.Специально подобранные предметы (игрушки: шарик, мячик, кукла, звонок, колокольчик, резиновые звуковые игрушки, игрушки большого размера; игрушечные и натуральные предметы: посуда, мебель, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).

Приложение

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Часы учебного времени

Плановые сроки про

хождения

Фактические сроки про

хожден

Характеристика

деятельности

учащихся

Установление зрительного контакта с собеседником.

1

Подходить  к  собеседнику,  привлекать  к  себе  внимание  устанавливать  зрительный  контакт.

Выражение приветствия и прощание  взглядом и  жестом.

1

Использует указательные жесты в элементарном общении.

Выражение приветствия и прощание  взглядом и  жестом.

1

Использует указательные жесты в элементарном общении.

Установление контакта. Дидактическая игра. 

1

Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

Слова – приветствия.  Слова – прощания.  

1

Соотносить слова и жесты.

Слова – приветствия.  Слова – прощания.  

1

Приветствовать собеседника при помощи жеста и слова, прощаться с ним.

Моё имя. 

1

Реагировать на  свое имя .

Моё имя. Дидактическая игра «Иди ко мне».

1

Реагировать на  свое имя, выполнять требования педагога.

Соотношение себя с отражением в зеркале.

1

Узнавать и различать своё отображение в зеркале.

Я. Упражнения с фотографией.

1

Узнавать, показывает себя на индивидуальной фотографии.  

Я. Упражнения с фотографией.

1

Узнавать, показывает себя на индивидуальной фотографии.  

Моя семья. Работа с фотографиями.

1

Узнавать  и различать  членов семьи.

Моя семья. Работа с фотографиями.

1

Узнавать  и различать  членов семьи.

Семья.

1

Различать имена членов семьи.

Моё, не моё.

1

Определять принадлежность вещей.

Моё, твоё.

1

Определять принадлежность вещей.

Символы и жесты в коммуникативных ситуациях.

1

Использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях.

 Выражение  своих желаний  с помощью жеста.

1

Использовать указательные жесты в элементарном общении.

Выражение  своих желаний  с помощью жеста.

1

Использовать указательные жесты в элементарном общении, здоровается с учителем, используя жесты или элементарные слова.

Слова «дай», «на».

1

 Подавать предмет по просьбе учителя, либо с помощью учителя.

Слова «дай», «на».

1

Пытаться использовать слова в речи.

Жесты согласия и несогласия.

1

Использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях.

Жесты согласия и несогласия.

1

Использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях.

Слова «да», «нет».

1

Использовать  слова.

Ответы на вопросы с  использованием жеста.

1

Использовать средствами альтернативной коммуникации при ответе на вопрос.

Ответы на вопросы с  использованием жеста.

1

Использовать средствами альтернативной коммуникации при ответе на вопрос.

Графическое изображение слов «да», «нет».

1

Соотносить слова и их графическое изображение.

Графическое изображение слов «да», «нет».

1

Соотносить слова и их графическое изображение.

Использование  графического изображения  слов «да», «нет» .

1

Соотносить слова и их графическое изображение.

Использование  графического изображения  слов «да», «нет» .

1

Пытаться использовать графическое изображение слов.

Использование  графического изображения  слов «да», «нет» .

1

Пытаться использовать графическое изображение слов.

Кто как подает голос? Звукоподражание.

1

 Показывать животных по картинкам , повторять за учителем звукокомплексы.

Кто как подает голос? Звукоподражание.

1

 Показывать животных по картинкам, повторять за учителем звукокомплексы.

Дидактическая игра «Угадай кто это».

1

Узнавать по звучанию.и показывать животных.

Звукоподражание. Слоговые песенки.

1

Прослушивать слоговые песенки, пытаться подпевать.

Звукоподражание. Слоговые песенки.

1

Прослушивать слоговые песенки, пытаться подпевать.

Звукоподражание. Слоговые песенки.

1

Прослушивать слоговые песенки, пытаться подпевать.

Развитие слухового внимания. Звучащие игрушки.

1

Различать неречевые звуки, определять источник звука,

соотносить предмет со звуком.

Звучащие игрушки.

1

Различать неречевые звуки, определять источник звука,

соотносить предмет со звуком.

Звучащие игрушки.

1

Соотносить предмет со звуком.

Игрушки.

1

Соотносить слово и игрушку.

Игрушки.

1

 Подавать предмет по просьбе учителя, либо с помощью учителя.

Дидактическая игра «Найди игрушку».

1

Соотносить слово и игрушку, выделять объект.

Игрушки. Графическое изображение.

1

Соотносить предмет и графическое изображение.

Игрушки. Графическое изображение.

1

Соотносить предмет и графическое изображение.

Использование графического изображения  для обозначения игрушек.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке, подавать учителю.

Использование графического изображения  для обозначения игрушек.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке, подавать учителю.

Овощи.

1

 Соотносить слово и предмет.

Овощи.

1

 Соотносить слово и предмет.

Овощи. Графическое изображение.

1

Соотносить предмет и графическое изображение.

Овощи. Графическое изображение.

1

Соотносить предмет и графическое изображение.

Использование графического изображения  для обозначения овощей.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке, подавать учителю.

Использование графического изображения  для обозначения овощей.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке, подавать учителю.

Фрукты.

1

Соотносить слово и предмет.

Фрукты. Графическое изображение.

1

Соотносить предмет и графическое изображение.

Фрукты. Графическое изображение.

1

Соотносить предмет и графическое изображение.

Использование графического изображения  для обозначения фруктов.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке, подавать учителю.

Посуда.

1

 По возможности соотносить  слово и предмет.  

Посуда.

1

По возможности соотносить  слово и предмет.  

Дидактическая игра «Накрываем на стол».

1

Подавать учитель названный предмет.

Посуда. Графическое изображение.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке.

Посуда. Графическое изображение.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке.

Использование графического изображения  для обозначения посуды.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке, подавать учителю.

Использование графического изображения  для обозначения посуды.

1

По возможности соотносить  предмет  с  изображенным  на картинке, подавать учителю.

Работа с предметными картинками.

1

Узнавать и выделять предмет, соотносить со словом.

Работа с предметными картинками.

1

Узнавать и выделять предмет, соотносить со словом.

Работа с предметными картинками.

1

Узнавать и выделять предмет, соотносить со словом.

Итоговый урок.

1

Взаимодействовать с учителем, выполнять его просьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс (обучение девочек)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и примерные нормы оценки знаний и умений учащихся....

Рабочая программа по технологии 6 класс (обучение девочек)

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и примерные нормы оценки знаний и умений учащихся....

Рабочая программа по технологии 8 класс (обучение девочек)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и примерные нормы оценки знаний и умений учащихся. (35 часов в год)...

Рабочая программа по физике 9 класс (обучение на дому)

Данная программа может быт использована при преподавании индивидуального обучения. На изучение физики классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа)....

Рабочая программа по физике 10 класс (обучение на дому)

Данная программа может быт использована при преподавании индивидуального обучения. На изучение физики классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа)....

Рабочая программа по СБО 5 класс (обучение на дому) коррекционная школа 8 вида

Рабочая программа создана для обучающегося с очень низким уровнем интеллектуального развития....

Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с ЗПР

Рабочая  программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с ЗПР 2 класс...