Профилактика правонарушений на уроках обществознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
учебно-методический материал

Данный материал освещает цель, задачи и формы работы учителя обществознания по профилактике правонарушений на уроке обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений  на уроках обществознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Проблема высокого уровня безнадзорности и правонарушений в детско-подростковой среде появилась в России более двадцати лет назад. Политические, экономические и социальные изменения коснулись и больно ударили по семье, а больше всего пострадали самые незащищённые её члены – дети.  Главными здесь являются два фактора:

  1. Виктимогенность среды, в которой находится ребёнок, а именно: неблагополучная семья, вредные привычки членов семьи  или близкого окружения, асоциальные проявления микросоциума.
  2. Виктимность личности, т.е. предрасположенность человека стать жертвой деструктивного воздействия среды. В случае с детьми и подростками подобная предрасположенность проявляется в отсутствии социального опыта, несформированность оценочных суждений, подростковый максимализм и т.п. [1, с. 7]

Наличие у ребёнка интеллектуальной недостаточности является предпосылкой для виктимности личности, т.к. умственные и психические дефекты мешают нормальному развитию личности. Нарушение познавательной деятельности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью затрудняет его общение  с окружающим миром. Он не всегда осознаёт факты действительности, не понимает широких социальных связей и взаимоотношений, в наблюдаемых явлениях не умеет вскрыть причинно-следственные зависимости.

Не осмысливая наблюдаемое в жизни, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Поэтому он не может сравнить своё поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия своего поступка, дать правильную оценку своим побуждениям. Всё это нередко приводит умственно-отсталых детей к нарушению морально-нравственных норм [5, с. 161].

Все эти трудности преодолимы, если в процессе обучения умственно отсталого ребёнка в школе реализуются мероприятия по формированию морально-нравственных норм, проводится комплексная профилактическая работа, направленная на формирование представлений о здоровом образе жизни и законопослушном поведении в обществе.  

Немаловажное  внимание профилактике правонарушений отводится на уроках обществознания. В условиях специальной (коррекционной школы VIII вида изучение права носит не только образовательную направленность, но и коррекционно-развивающую, т.к. направлено на выработку адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Для соблюдения правил, общепринятых в обществе, учащиеся с интеллектуальными нарушениями нуждаются в правовой подготовке, которая даст им возможность принимать правильные правовые и нравственные решении, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов и т.д. [4, с.193]. Таким образом, учитель истории и обществознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает следующие задачи:

  • Формирование нравственных и моральных норм и навыка их применения и неуклонного соблюдения в жизни.
  • Формирование активного устойчивого законопослушного поведения, правовой и гражданской культуры  у воспитанников.
  • Коррекция имеющихся особенностей эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых школьников, приводящих к асоциальному и антиобщественному поведению.

Важным фактором успешного усвоения обществоведческих знаний учащимися специальной (коррекционной) школы является готовность учащихся к усвоению правовых знаний. Готовность определяется общим уровнем интеллектуального развития учащегося и обеспечивается работой по другим образовательным предметам (история, трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка и др.). Успешность в овладении правовыми знаниями обеспечивается также социальным опытом, имеющимся у учащегося.

Преподавание курса «Обществознания» осложняется отсутствием учебников для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Сам курс значительно отличается от курса общеобразовательной школы, преобладающими в нём являются такие разделы и темы как «Гражданин  и право», «Право и закон», «Права и обязанности гражданина», «Конституция РФ», «Трудовое право», «Семейное право» и т.п. Вышеперечисленные темы носят практико-ориентированный характер и призваны помочь учащемуся с интеллектуальной недостаточностью получить необходимые для жизни знания.

Профилактическое направление реализуется не только в рамках традиционных уроков. Используются такие формы, как экскурсии (отдел полиции, учебные заведения системы СПО), приглашение на уроки интересных людей (сотрудники правоохранительных органов, специалисты социальных служб, юристы).

Таким образом, профилактическое направление на уроках обществознания играет большую роль в формировании законопослушной личности в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. От характера знаний, полученных на уроках обществознания, будет во многом зависеть успешность и включённость человека с ментальными нарушениями в жизнь в обществе.

Литература:

  1. Журлова И.В. Социально-педагогическая виктимология.  - Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010.
  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: «Аркти», 2000.
  3. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. Под. Ред. Фомина А.Б. – М.: «Просвещение», 2003.
  4. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М.: «Творческий Центр», 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы" 6 класс

Представленный проект урока был подготовлен для защиты на курсах повышения квалификации в ПАПО г. Москва 2010г....

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...