Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.
методическая разработка

Гофман Елена Евгеньевна

В статье раставлены акценты в психологическом сопровождении обучающихся с ТМНР. Обозначена основа реабилитационного процесса - сотрудничество учителя, ребёнка и его семьи.Определены задачи психолого-педагогической реабилитации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.odt25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.


В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее с ТМНР): двигательными, сенсорными, интеллектуальными. Лишенный возможности свободного передвижения, ограниченный в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира человек автоматически получает ограничения собственной свободы и самостоятельности. При выполнении многих привычных действий, ему необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит человека в зависимость от окружающих. Все эти составляющие приводят к травматизации психики не только детей с ТМНР, но и в значительной степени их близких.
Эффективная психолого-педагогическая реабилитация позволяет достигнуть стойкой положительной динамики в развитиии обучающихся, относительной гармонизации и стабилизации семейных отношений. Для достижения максимально возможного положительного эффекта в реабилитационной работе необходимо менять не только внутреннее психологическое состояние детей, имеющих ограничения возможностей, но и их близких.
В задачи психолого-педагогической реабилитации для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития входят:
- систематическая психологическая помощь детям, их родственникам;
- создание оптимальных психолого-педагогических условий для эффективной реабилитаци детей;
- более полное внедрение в образование гуманистических принципов;
- объединение всех участников образовательного процесса;
- разрушение стериотипов и фомирование осознанного отношения к любым явлениям окружающей действительности как базы личностного роста каждого участника образовательного процесса.
Первым шагом в процессе реабилитации является психолого-педагогическая диагностика. Это позволит выявить базовые показатели обучающихся, а также динамически отследить и оценить изменения той или иной функции. Однако существует проблема дефицита психодиагностического инструментария для данной категории детей. основным методом диагностики является метод динамического наблюдения и фиксация актуальных практических и коммуникативных навыков обучающихся, анализ продуктивной деятельности.
Хорошо зарекомендовала себя социаграмма (форма PAC/SP по Х.С.Гюнцбургу), а также профиль прагматики повседневных коммуникативных навыков детей (Hazel Dewart and Susie Summers).
Важно отметить, что при использовании стандартизованных психодиагностических методик непродуктивно давать количественную оценку результативности, т.к. она предполагает сравнение с нормативными показателями, что не актуально для данной категории обучающихся. Здесь будет важна качественная оценка и анализ результатов: мотивация, полнота понимания инструкции, степень использования помощи, объем и способ выполнения заданий, уровень работоспособности, произвольности.
Детальная проработка результатов диагностики дает возможность представить индивидуальный профиль обучающегося, степень выраженности тех или иных проблем. Происходит прогноз дальнейшего развития ребенка. Совместно со специалистами службы сопровождения и медицинским сектором составляется индивидуальная программа комплексной реабилитации для каждого обучающегося, рекомендации для родителей, педагогов.
Особое внимание следует обратить на психологическую реабилитацию родственников обучающихся школы. Необходимо разработать и внедрить в практику программу психологической реабилитации семей. Эта программа должна быть направлена на стабилизацию психологического ресурса семьи, оказания помощи близким в принятии своего ребенка. Главной целью этой работы является повышение компетентности и информированности родителей, профилактика социальной изоляции семей, имеющей ребенка с ТМНР. А именно: выпуск серии информационных брошюр для родителей; проведение цикла тренингов детско-родительских отношений; организация досугового клуба для обучающихся и близких др.
Эта программа поможет:
- стабилизировать эмоциональное состояние детей и их семей; - благоприятно влиять на адаптацию обучающихся к условиям образовательного учреждения;
- оптимизировать отношения в системах: родители - ребенок, родители - учитель, учитель - ребенок;
- становлению, формированию и адекватному восприятию образу собственного ребенка через принятие и познание его физического облика и возможностей;
- коррекции и развитию базовых психических функций обучающихся;
- способствовать формированию мотивации для продуктивного взаимодействия родителей и детей;
- создаст условия для формирования и развития способностей обучающихся к адаптации и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания

Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1.     Психодиагностика.2.     Психологичес...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...

Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...