Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»
план-конспект

Наталья Владимировна Задорожная

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия,  развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,  вербально - логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему:

«Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:

-  Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия;

-  Развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,

    вербально - логического мышления.

  1. Образовательные:

- Закрепление порядкового счёта.

  1. Воспитательные:

- Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Встали в шеренгу, подравнялись, по порядку номеров рассчитайтесь. Сядет тот, кто подберёт слова-действия к слову «мяч».  Мяч что делает?
Дети:  «Скачет, катится, летит, падает, ударяется, подпрыгивает, отскакивает, сдувается, лопается, рвётся, валяется, лежит, перелетает, крутится, вращается,…».

  1. Введение в тему.

Логопед: «Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы сначала внимательно слушаете и думаете. Кто первым поднимет руку, тот и будет отвечать.

- Лежит, жужжит. (Пчела)

- Мычит, жуёт. (Корова)

- Сторожит, лает. (Собака)

- Плавает, молчит. (Рыба)

- Хрюкает, чавкает. (Свинья)

Логопед: «Кто назовёт все отгадки? Что это за слова? Какие вопросы ставим к словам-предметам? А как слова-предметы изображаются графически? (одной чертой) .

Логопед: «А сейчас вы мне подскажите, что делают люди названных профессий:

Врач … (лечит).

Учитель …  (учит)

Рыболов … (ловит)

Продавец … (продаёт)

Писатель … (пишет)

Лечит, учит, ловит, продаёт, пишет – что это за слова?

А какие вопросы мы ставим к словам-действиям?

А как слова – действия изображаются графически? (двумя чертами)

Логопед: «Сегодня мы будем учиться различать слова-предметы и слова-действия».

             3.Закрепление материала предыдущих занятий. (Игра: «Поиграем

                     в логопедов»)

Логопед: «Поиграем в «логопедов»: один из вас выходит к доске – будет учеником, а все остальные – «логопеды».

«Логопеды» называют вперемешку слова-предметы и слова-действия, а ученик ставит к ним вопросы». (Дети играют)

Логопед: А теперь наоборот: «логопеды» ставят вопросы: «Кто? Что? Что делает? А ученик к вопросам подбирает слова.

4.Физминутка.

Логопед: «Расскажем стихотворение руками»

5.Развитие слухового внимания, линейной слуховой памяти.

(Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Перед каждым на столе лежит стопка карточек с графическим изображением слов-действий и слов-предметов. Я называю слова, а вы выкладываете графическое изображение слов в том порядке, в каком я назвала. Кто-то один будет играть у доски.

- картина, окно, висит

- молоко, корова, мычит

- посуда, кипит, чайник

- идёт, бежит, лошадь

- сторожит, охраняет, собака, дом

- книга, кресло, читает, газета

6. Развитие вербально - логического мышления (Игра «4-й лишний»)

Логопед: «Я называю четыре слова, одно из них лишнее. Догадайтесь, какое?»

- разговаривает, журчит, солнце, припекает

- кружится, слон, муха, бревно

- забор, соловей, охраняет, мяч

- лягушка, книга, подпрыгивает, человек

- переживает, жалит, телефон, капризничает

7.Выделение слов действий и слов-предметов из предложения.

    (Игра «Кто самый внимательный?)

Логопед: «Я предлагаю вам очень внимательно послушать стихотворение – загадку. Назовите слова-предметы в этом стихотворении и поставьте к ним вопросы».

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

Логопед: «А теперь я предлагаю вам  внимательно послушать стихотворение – загадку, в котором надо назвать слова-предметы  и поставить к ним вопросы».

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (летом)

8.Итог занятия.

Логопед: «Какие слова вы учились сегодня различать? А какие игры  вам помогали учиться?»

Дети: «Игра в логопедов»

              «Кто самый внимательный?»

              «4-й лишний»

              «Отгадывание загадок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».

1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;2. развивает фонематическое восприятие; навыки ...

Конспект логопедического занятия в 4 классе "Слова-предметы"

конспект логопедического занятия в 4 классе "Слова-предметы"...