Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога
материал

Обобщение опыта по теме самообразования:

«Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя – дефектолога».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc224.61 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Отчет по

самообразованию

Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя - дефектолога

учителя-дефектолога Трусовой В.А.

2019 год


Обоснование выбора темы:

                

 С введением ФГОС в  систему образования перед сурдопедагогом встает проблема коррекции содержания учебного материала и методов преподавания  обучающихся.

Главной задачей является построение процесса обучения таким образом, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания. Но ещё важнее научить обучающихся добывать информацию или создавать новую. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения и с учащимися  с нарушением слуха  в нашем предмете, то есть вовлечение обучающихся в учебную деятельность. А это невозможно без внедрения новых  технологий в обучении. Поэтому мною была выбрана данная тема по самообразованию.

Цель, задачи

Цель:

формирование произношения и развитие слуха у обучаюшихся с проблемами слуха с помощью использования информационно-коммуникативных технологий.

Задачи:

1)  определить направления работы по ФП и РСВ с использованием информационно-коммуникативных технологии в работе учителя - дефектолога;

2)   изменить характер учебного процесса и  деятельности учащихся;

3) проанализировать результативность и определить эффективность использования информационно-коммуникативных технологий.

        В условиях реформирования системы образования  сурдопедагогу необходимо корректировать содержания учебного материала и использовать

информационно-

коммуникативные технологии в работе, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с проблемами слуха.

      Используя информационно-коммуникативные технологии в работе я создала серию презентаций к темам по развитию слухового восприятия, серию кроссвордов, ребусов а также памятки для родителей по правилам орфоэпии.

        В своей работе использую

-Программу «Профессор Хиггинс».

      Цель данной программы – научить школьников с проблемами слуха и после КИ слышать и понимать разговорную речь. Главное отличие от других обучающих программ состоит в том, что ученик может не только слышать, но и визуально сравнить своё произношение с эталонным образцом, а это очень важно для детей с недостатком слуха, так как включается дополнительный зрительный анализатор.

Программа состоит из пяти разделов:

•        Звуки;

•        Произношение;

•        Аудирование;

•        Разговорник;

•        Словари.

-Аппарат  Интон М.

      Тренажер представляет собой целостную функциональную систему, в которой используются три базовых сенсорных канала речевого воздействия: слуховой (остаточный слух), зрительный и вибрационно-тактильный.  

-         Компьютерную программу «Учимся правильно говорить».

      Два раздела этой программы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы.

-"Учусь слушать и говорить играя. Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи", издательство Каро, 2014г.

(рекомендован комплект методических материалов для развития слухового восприятия и речи у детей с нарушенным слухом).

-«Генератор ребусов»- данная программа позволяет составить ребус на любое слово, необходимое педагогу.

- «Поисковые системы Интернета»- данная деятельность дает возможность обучающимся находить новую информацию и или уточнять имеющеюся. Использовать онлайн тесты для проверки знаний.

 План работы по теме

  1. Планирование и анализ деятельности

Мною был проведен анализ результатов  и определение эффективности использования информационно-коммуникативных технологии в работе учителя – дефектолога;

Проведены отрытые занятия по данной теме, в каждом занятии отражается моя тема по самообразованию.

  1. Диагностика деятельности обучающихся

Использование видов диагностик в соответствии с программой обучения обучающихся.

  1. Изучение новых технологий, методик, их апробация

-Е.И.Сафонова «Виды и типы уроков по ФГОС»;

-Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. М.: Парадигма, 2010. 191 с.

-Королёва И.В. Этапы развития слухоречевого восприятия и речи у ранооглохших детей с КИ. //Российск. Оториноларингология, 2008 №1, с. 11 – 20.

 -Репина З. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная     компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры». Вопросы гуманитарных наук. 2004 г.

  1. Выбор организационных форм в рамках темы (нестандартные

 занятия)

Построение занятий по ФП и РСВ в рамках ФГОС НОО (дидактическая  игра, занятие – пресс-конференция, занятие - диалог, занятие --путешествие, занятие - праздник, занятие

круглый стол, занятие – викторина и др.)

  1. Изучение литературы по теме

-Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

-Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР.  М.:  2009.

-Репина З. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры». Вопросы гуманитарных наук. 2004 г.

-«Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых», Учебное пособие / И. В. Королева:

Каро; Санкт-Петербург; 2009г.

  1. Изучение передового опыта (посещение уроков коллег)

Посещение занятий учителей-дефектологов, учителей-предметников.

Участие в видеоконференции с выступлением по теме «Особенности сопровождения обучающихся с проблемами слуха в инклюзивном образовательном пространстве».

7.Формы отчётности и практические выходы (доклады, выступления, открытые мероприятия)

Выступление на конференции в городе Сургуте . Тема: «Использование новых педагогических технологий и специального оборудования в коррекционной работе с обучающимися после КИ».

-Международная интернет-олимпиада для сурдопедагогов, дефектологов и педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха, «Дыбыс» (2 место), 05.2017;

-Программа педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации», 09.2017;

-Участие в мероприятии окружного уровня «Диссеминация опыта работы с детьми, имеющими особенности развития (показ индивидуального занятиях по РСВ и ФП) 10.2017;

-Открытое занятие на МО, 11.2017;

-Выступление на МО учителей-дефектологов «Внедрение передовых технологий в коррекционный процесс с целью повышения качества образования и интереса учащихся к занятиям» 03.2018.

9.  Изготовление вспомогательных дидактических материалов

-Изготовление методической продукции: презентации по темам в соответствии календарно-тематическому планированию по развитию слухового восприятия, ребусы, кроссворды, викторины, опорные схемы, тесты, памятки для родителей по правилам орфоэпии.

План работы по теме самообразования реализован. У обучающихся наблюдается повышение интереса к занятиям и положительная  динамика в обучении.


Содержание

1 год

2 год

3 -4 год

1.Планирование и анализ деятельности

Диагностический

2015-2016 уч.год

-Анализ методической и специальной литературы по теме;

-Изучение опыта работы педагогов по данной теме;

-Отрытое занятие по данной теме;

-Участие в семинаре, конференции.

Прогностический

2016-2017 уч.год

-Использование информационно-коммуникативных технологии в работе;

-Участие в семинаре, методическом объединении;

-Отрытое занятие по данной теме;

-Выступления на родительских собраниях;

-Показ индивидуальных занятий для родителей;

Практический

2017-2019 уч.год

-Анализ результатов  и определение эффективности использования информационно-коммуникативных технологии в работе учителя – дефектолога;

-Отрытое занятие по данной теме.

2.Диагностика деятельности обучающихся

Использование видов диагностик в соответствии с программой обучения обучающихся.

3.Изучение новых технологий, методик, их апробация

-Е.И.Сафонова «Виды и типы уроков по ФГОС»;

-Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. М.: Парадигма, 2010. 191 с.

-Королёва И.В. Этапы развития слухоречевого восприятия и речи у ранооглохших детей с КИ. //Российск. Оториноларингология, 2008 №1, с. 11 – 20.

-Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 частях /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, М.: Просвещение, 2010.

-Репина З. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры». Вопросы гуманитарных наук. 2004 г.

4.Выбор организационных форм в рамках темы (нестандартные

занятия)

 Построение занятий по ФП и РСВ в рамках ФГОС НОО (дидактическая  игра, занятие – пресс-конференция, занятие - диалог, занятие --путешествие, занятие - праздник, занятие - круглый стол, занятие – викторина и др.)

5.Изучение литературы по теме

-Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

-Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР.  М.:  2009.

-Репина З. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры». Вопросы гуманитарных наук. 2004 г.

-«Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых», Учебное пособие / И. В. Королева:

Каро; Санкт-Петербург; 2009г.

-Бухаркина  М.  Ю.,  Полат  Е.  С.  Современные  педагогические  и

информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.

-Зонтова О.В. Коррекционно-развивающая помощь детям после КИ: методические рекомендации: - СПб: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007г.

-Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — Москва, 2000.

  1. -Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ [Текст] /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6 – с. 36-39

6.Изучение передового опыта (посещение уроков коллег)

-Посещение занятий учителей-дефектологов, учителей-предметников.

Посещение занятий учителей-дефектологов, учителей-предметников.

 -Принимала участие в семинаре окружного уровня «Педагогическое сопровождение детей после КИ в условиях образовательной организации, 04.2017

-Посещение занятий учителей-дефектологов, учителей-предметников.

7.Формы отчётности и практические выходы (доклады, выступления, открытые мероприятия)

-Участие в Окружной научно-практической конференции «Новые возможности реабилитации пациентов с НС», 2016;

-Открытое занятие на МО, 11.2015;

-Участие в региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ». Сургут, 2016;

-Открытое занятие на МО, 11.2016;

-Выступление на заседании методического объединения с темой «Построение индивидуальных занятий по ФП и РСВ в рамках ФГОС НОО».

-Международная интернет-олимпиада для сурдопедагогов, дефектологов и педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха, «Дыбыс» (2 место), 05.2017;

-Программа педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации», 09.2017;

-Участие в мероприятии окружного уровня «Диссеминация опыта работы с детьми, имеющими особенности развития (показ индивидуального занятиях по РСВ и ФП) 10.2017;

-Открытое занятие на МО, 11.2017;

-Выступление на МО учителей-дефектологов «Внедрение передовых технологий в коррекционный процесс с целью повышения качества образования и интереса учащихся к занятиям» 03.2018.

8.Организация творческой деятельности обучающихся во внеурочное время (олимпиады, проекты)

-Городской фестиваль детского творчества «Солнце для всех», (победитель), 10.2016;

-Интернет-олимпиада по слухоречевому развитию «Родник знаний» (диплом 2 степени), 04.2016;

-VIII межрегиональная олимпиада по слухоречевому развитию «Не буду молчать!» среди слабослышащих обучающихся-выпускников (II место), 2016.

-1 Межрегиональная олимпиада «Олимп знаний» среди обучающихся 5-11 классов с нарушением слуха», 03.2017;

-Городской фестиваль детского творчества «Шаг навстречу», (участник), 03.2017;

-Интернет-олимпиада по слухоречевому развитию «Родник знаний» (дипломы 2, 3 степени), 04.2017;

-II Международный музыкальный фестиваль для детей с ОВЗ по слуху «Волшебная симфония» (диплом участника 1 тура), 07.2017;

-Интернет-олимпиада по слухоречевому развитию «Родник знаний» (дипломы 2, 3 степени), 04.2018;

-Городской фестиваль творчества «Я талант!» (диплом победителей).

-«Солнце для всех» Диплом участника. 2019 год

9. Изготовление вспомогательных дидактических материалов

-Изготовление методической продукции: презентации по темам в соответствии календарно-тематическому планированию по развитию слухового восприятия, ребусы, кроссворды, викторины, опорные схемы, тесты, памятки для родителей по правилам орфоэпии.

 

10. Выводы по каждому год

      План работы по теме самообразования реализован. У обучающихся наблюдается повышение интереса к занятиям и положительная  динамика в обучении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Организация доступной образовательной среды для детей с нарушенным слухом»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Разное печенье".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Разное печенье»....

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...