Выступление на ШМО на тему: «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе»
статья

Елена Анатольевна Зиновьева

В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков  в коррекционной педагогической практике, поэтому  преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok2020.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Выступление на ШМО

на тему:

«Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе»

Подготовила: учитель профессионально-трудового обучения высшей квалификационной категории

Зиновьева Е.А.

Новочеркасск, 2020г.

Интегрированный урок как одна из  эффективных форм  обучения детей в коррекционной школе.

Все в мире цепью связано нетленной,

                                                               Все включено в один круговорот:
                                 Сорвешь цветок,
                                           А где-то во Вселенной
                                                                   В тот миг звезда взорвется и умрет…
                                                                                                               Л. Куклин.

В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, я решила изучить и использовать на уроках адаптированную мною   форму интегрированного обучения в коррекционной школе, что способствовало снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

Практической значимостью моей работы явилось создание серии интегрированных уроков в коррекционной  школе, как эффективной формы обучения, развития и воспитания.

            Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, я увидела, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других.  подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.        

           Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике. И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств и что процесс интеграции знаний неразрывно связан с их дифференциацией.

           Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).

         

 Интеграция выполняет ряд функций в обучении: по Г.Ф. Федорцу

  1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.
  3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

   В.А. Афанасьев считает, что интегрированный подход можно отождествлять с синтетическим, поскольку синтез и анализ выступают как "непременные черты системного подхода", они дополняют, обогащают друг друга. Без анализа не может быть синтеза, а синтез есть не что иное, как интегрирование результатов анализа. Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

 Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

             Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

             За методикой интегрированного преподавания в коррекционной начальной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированные уроки в коррекционной школе проводит один учитель, так как специфика работы обучать детей по нескольким дисциплинам.

     С учётом возрастных особенностей умственно отсталых школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности, где объективно заложенные внутри предметные связи между различными областями,   способствуют   естественному установлению  межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.

     Каково значение межпредметных связей в учебном процессе? Преобладающее большинство проблему межпредметных связей решают на уровне двух учебных предметов. При этом получилось достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями Приведем некоторые из них: объединяются чтение  и развитие речи и письмо и развитие речи, математика и трудовое обучение, трудовое обучение и физкультура, математика и изобразительное искусство,  физкультура и музыка, ИЗО и музыка, развитие речи и чтение и развитие речи и т.

Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах коррекционной школы VIII вида, на её взгляд является развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Схематично межпредметные связи анализируемых разделов можно представить следующим образом.

           Межпредметные связи.                                            

      Осуществление интегрированного подхода в среднем и старшем звене коррекционной школы предлагаю осуществлять: четкого определения для себя цели проведения интегрированных уроков. На мой взгляд, общепредметной целью является формирование у учащихся целостного представления о задачах урока, а также имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.

  Особенно интересны и очень понравился детям интегрированный урок в 9 классе по столярному делу» Точение древесины на токарном станке. Городки», который проводили два учителя: столярного дела и физкультуры. Образовательная цель их работы заключалась в развитии познавательного интереса учащихся через активное их включение в учебный процесс. На комбинированном уроке столярного дела была использована групповая технология, согласно психофизических особенностей учащихся: точение цилиндрической поверхности заготовки, шлифование и подрезание заготовок и зачистка заготовок. На данном уроке главной была не столько образовательная и развивающая цель, формирование умения работать в группах. Дети подготовили сообщение на уроке информатики о истории игры, правилах игры

Для того чтобы интегрированные уроки перестали быть чем-то необычным, редким, в коррекционной начальной школе провожу   работу над созданием системы интегрированных уроков программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем рассматривает, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений в разных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирую тематику и конспекты интегрированных уроков.

            Считаю, что интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортнее.

             Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, поэтому она старается творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего профессионально владение теоретическими вопросами и осознанно применяет   методические рекомендации с учётом современных программ и требований коррекционных школ.

              Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень самостоятельности.

 Для повышения устойчивого интереса к процессу обучения проводит урок-игру, урок-практикум, урок-экскурсию, путешествие. Это стимулирует активность ребенка.

         На интегрированных уроках умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят умственно отсталых детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

Введение интегрированной системы, как традиционного предметного обучения, способствует развитию человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает нам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.

        

Литература:

1. Адольф, А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М.,1997.

2. Балагурова, М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

3. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

4.Долженко, Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, - 2000, - №12. – с. 43-46.

5.Евдокимова, А.О., Кочурова Е.Э. Примерное поурочно - тематическое планирование интегрированного курса «Грамота». // Начальная школа, - 2001, – с. 84-91.

6.Куденко, Н.И.  Интегрированный  урок  чтения  и  музыки.  //  Начальная

школа. - 1995. - № I. - С.  79-80.

7. Колягин, Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. -1989.-№3.- с.52-53.

8. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.

9. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. (Под редакцией Б.П. Пузанова) / Б.П. Пузанова – М.: Просвещение, 2001. – 118 с.

10.Михайлова, О. С «Интеграция, как методическое явление». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

11. Монтессори, М.  Начальная школа / Статьи, рекомендации, практический опыт. - М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 224с.

12. Петренко, Л. А.  «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

13. Подласый, И.П. Основы коррекционной педагогики/ И.П.  Подласый М.: Владос, 2000. - 98с.

14. Светловская , Н.Н    Об  интеграции   как   методическом   явлении    её

возможностях в начальном обучении.  // Начальная школа. -1990.  - №5.  - С.      

15. Смирнов, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. – 3-е изд., перераб/ А.Н. Смирнов – М.: Просвещение, 1982. – 102 с.

16. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов/ И.М. Соловьев – М.: Просвещение,1966. -279 с.

17. Щербакова, С.Г., Проблема интеграции в школе ИД «1 сентября», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/415794/ 

18. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, - 1999, -№ 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...

Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе

Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе....

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

В работе описаны особенности использования  интегрированного обучения в коррекционной школе...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Интегрированные уроки как один из эффективных форм повышения качества обученности учащихся в рамках ФГОС

Обеспечение качественного языкового образования в условиях сельской школы  в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»требует поиска принципиальн...