Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.
план-конспект

Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.

Задачи: 

1.Коррекционно-обучающие:

развивать пространственную ориентировку, объяснительную речь, психические процессы ;оценивать себя и свою деятельность.

2. Коррекционно-развивающие:

развивать мелкую и крупную моторик, мускулатуру пальцев рук, графо-моторных навыков; способствовать формированию внимания, мышления, наблюдательности, пониманию речи, восприятия, лексико-грамматического строя речи, элементарно-математических представлений.

3. Коррекционно-воспитательные:

способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию, выполнять упражнения, приводить свое рабочее место в порядок; прививать навыки культуры общения на занятии; воспитывать любовь к животным, окружающим.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: занятие с использованием  презентации.

Используемые методы обучения: индивидуальный, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, игровой, метод  музыкотерапия ,метод пиктограмм.     

Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы  взаимоконтроль.

Оборудование: цепочки различного вида, геометрические фигуры, фломастеры, карандаши, карточки, игрушки, занимательные игры, вазочка широкая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе

Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.

Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.

Задачи:  

1.Коррекционно-обучающие:

развивать пространственную ориентировку, объяснительную речь, психические процессы ;оценивать себя и свою деятельность.

2. Коррекционно-развивающие:

развивать мелкую и крупную моторик, мускулатуру пальцев рук, графо-моторных навыков; способствовать формированию внимания, мышления, наблюдательности, пониманию речи, восприятия, лексико-грамматического строя речи, элементарно-математических представлений.

3. Коррекционно-воспитательные:

способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию, выполнять упражнения, приводить свое рабочее место в порядок; прививать навыки культуры общения на занятии; воспитывать любовь к животным, окружающим.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: занятие с использованием  презентации.

Используемые методы обучения: индивидуальный, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, игровой, метод  музыкотерапия ,метод пиктограмм.      

Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы  взаимоконтроль.

Оборудование: цепочки различного вида, геометрические фигуры, фломастеры, карандаши, карточки, игрушки, занимательные игры, вазочка широкая.

                                               

План занятия:

 1. Организационный момент.

2.Повторение  пройденного материала.

  2. 1.Дид.игра. «Трубочка»(развитие мелкой моторики и мускулатуры рук).

 2. 2.Артикуляционная гимнастика(метод пиктограмм).

 2.3.Графический диктант (закрепление упражнений на внимание и     пространственной ориентировки).  

  2.4.Взаимопроверка(работа в парах).

3.Изучение нового материала.

  3.1.Сообщение темы.

  3.2. Знакомство с видами цепочек(развитие лексико-грамматического строя речи, согласование им.существительного с им.прилагательным ,развитие тактильно-двигательного восприятия).

4.Практическая работа.

  4.1.Дид.упражнение «Найди закономерность»(развитие мышления).

 4.2.Кинезеологическое упражнение «Цепочка»(с речевым сопровождением).

5.Фронтальная работа. Анализ звена цепочки.

6.Самостоятельная работа (развитие пространственной ориентировки, отработка понятий: справа, слева.   Индивидуальная работа со 2-ой гр .уч-ся.

7.Динамическая пауза(с музыкальным сопровождением).

8..Итог занятия, анализ работы детей.

   8. 1.Опрос уч-ся по теме занятия.

   8.2.Игра малоподвижная «Цепочка» (развитие пространственной ориентировки ,отработка значения предлогов: за, перед, между, после).

  8.3.«Сюрприз» Дид. упраж. «Отгадай слово». Методика таблицы «Шульте» (развитие внимания).

  8.4.Домашнее задание.

                                               

Ход занятия:

I. Организационный  момент.  

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями.         Я хочу предложить вам отгадать загадку.  

  Показ слайда.1.Загадка.

Ученик:  С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком                       (собачка).

2.Повторение пройденного материала.

Учитель:  Сегодня с нами на занятии будет гость, вот эта собачка (демонстрация игрушки собачки).Давайте дадим ей кличку .

2.1.Дид.игра «Трубочка» .

Мы проведём сейчас с вами игру. Вы напишите на листочках любимую кличку собаки. Свернёте листик трубочкой, при помощи карандаша, а наши гости выберут одну кличку.

   Кто напомнит правило, как пишутся имена людей и клички животных?

Ученик : (говорит полный ответ).

Учитель: Итак, нашу собачку мы назовём «Найда»

2.2.Артикуляционная гимнастика (метод пиктограмм)

Учитель: Ребята, а давайте покажем Найде, как наш язычок может изображать животных. Показ пиктограмм: «Лягушка», «Слоник», «Киска сердится», «Упрямый ослик».

2.3.Графический диктант (слуховой).

Учитель: Найде очень понравилось, как работали ваши язычки и сейчас она обращается к вам за помощью найти её дом. Давайте с помощью графического диктанта поможем Найде найти его.

Графический диктант (работа у доски и сам. работа по карточкам № 1).

1-от заданной точки откладываем две клетки вверх;

2- одна клетка влево;

3- две клетки вверх;

4- три клетки влево;

5- две клетки вверх;

6- одна клетка влево;

7-одна клетка вверх;

8-две клетки влево.

-А сейчас ваши пути разойдутся, каждый пойдет дорогой своего цвета, посмотрим кто быстрее найдет для Найды дом. Но сначала уточним как называется дом Найды?

Показ слайда 2. Показ будки, конуры.

Дети: будка, конура.(Словарь: будка, конура).

Учитель: 1-й ряд -ищет конуру синего цвета; 2-й ряд -ищет конуру зелёного цвета.(Предлагаю карточки и карандаши. Карточка №1-усложнённое задание. (Дифференцированный подход) )  Дети на листах бумаги выполняют цветовой лабиринт.  

2.4.Взаимопроверка(работа в парах).                        

Учитель:- А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили маршрут Найды, поменяйтесь листами (взаимопроверка ).Дети проверяют работы друг у друга.

- Если задание выполнено не верно, помоги другу исправить ошибку (работа в парах).  

3. Изучение нового материала

3.1.Сообщение темы занятия.

Учитель: Сегодня на занятии мы познакомимся с различными видами цепочек и научимся их собирать .

3.2. Знакомство с видами цепочек.

Учитель: А сейчас мы для нашей гостьи сделаем подарок ,чтоб она не терялась, мы подарим ей красивую цепочку. Но сначала мы вспомним ,какие же бывают цепочки.

Показ слайда.3.(Цепочки )

Учитель : Какие бывают цепи?

Дети рассматривают цепочки и называют их .

Дети :  велосипедная , якорная, золотая; пластмассовая.        

Раздаю учащимся предметные цепочки(тактильно-двигательное восприятие).Составление сочетаний с использованием вопроса (какая?)

Учитель: 1.Цепь из металла - металлическая.

                 2.Цепь из пластмассы - пластмассовая.

                 3.Цепь из бумаги – бумажная.

                 4.Цепь из золота – золотая, серебра – серебренная.        

4. Практическая работа.        

Учитель : На какие геометрические фигуры похоже звено цепочки? (выбрать из геометрических фигур нужные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).        

Показ слайда.4.(Геометрические фигуры).

Учитель:- А сейчас задание по карточкам №2.

4.1.Дид.упр. «Найди закономерность»

Учитель: Вставь в пустой квадрат нужную фигуру.

Дети выбирают нужную фигуру , оказывается индивидуальная помощь при необходимости тем, кто не справляется.        

4.1.Кинезеологическое упражнение «Цепочка» (с речевым сопровождением).

Учитель: - Мы цепочку собираем, свои пальцы упражняем, чтоб внимательными стать, чтобы ум свой развивать.                                                        

-  А для чего нужна пальчиковая гимнастика ?                           

Дети: -Тренировать свой ум,

-развивать память, внимание,

-хорошо и правильно писать, считать, читать        

5. Фронтальная работа. Анализ звена цепочек

 На столах конверты с раздаточным материалом.

Учитель: Перед вами звенья цепочки. На какие геометрические фигуры они похожи?

Дети: На прямоугольник , овал.

Учитель: Что вы знаете об овале? прямоугольнике?

Дети: У прямоугольника четыре угла и две равные стороны, а у овала нет углов.  

Учитель: Чем похожи звенья ? (форма, размер, стороны, толщина)

Дети: Одинаковой формы, величины, материала (картонные).

Учитель: Какого цвета звенья?

Дети: Разноцветные- красные, синие, зелёные, жёлтые.

Учитель: Чем отличаются звенья?

Дети: По цвету.

6.Самостоятельная работа.

Задание  (отработка понятий ,значение предлогов: «за», «перед», «после», «между»)

Учитель : Положите перед собой (в линию):

- два красных звена;  с лева от них два зеленых звена; справа от красных два жёлтых; между красными и зелеными звеньями два синих. Проверим последовательность звеньев. Она не должна нарушаться.

Слева на право: 2-зелёных; 2-синих; 2-красных; 2-жёлтых;

Прямоугольник, овал и т.д.

А сейчас соедините последовательно звенья в цепочку .

Учащиеся выполняют задание (последовательность соединения звеньев)

Индивидуальная работа со 2-й подгруппой уч-ся.

Учитель :Давайте все встанем и подойдём к Найде со своими цепочками. Найда выберет себе одну, а остальные подарит друзьям.

7.Динамическая пауза (с музыкальным сопровождением). Малоподвижная игра.

Дети выстраиваются в линию .Руки на поясе, перекрещенные с руками соседа между своей, образуя цепочку. Водящий отгадывает, какое звено цепочки выпало или поменялось местами.        

8.Итог занятия.

8.1.Опрос учащихся по теме занятия.

Учитель: Ребята, вам понравилось занятие? С какими видами цепочек вы познакомились? Какой формы бывают звенья цепочек? Цвета? Размера?

8.2.Игра «Цепочка».

Учитель: Мы сейчас с вами превратимся в звенья цепочки (раздаю уч-ся геометрические фигуры: прямоугольники и овалы разных цветов).

Задание: 1-выйдет звено зелёное формы овала;

2-за ним встанет звено синее формы прямоугольника;

3-перед ним встанет звено красное формы овала;

4-между зелёным и красным овалами жёлтый прямоугольник;

5-между синим прям., и зелёным овалом жёлтый овал;

6-перед красным овалом зелёный прямоугольник;

7-замыкает цепочку красный прямоугольник;

Соедините звенья в цепочку.

8.3.Сюрприз. Дид. игра «Отгадай слово» (цифровая таблица).

Учитель: Найда предлагает вам  расшифровать слово – сюрприз (выполняется по цепочке). Назови цифры в порядке возрастания, открепляя букву под цифрой и составляя слово.

-Вы правильно отгадали слово. Это конфеты! Угощайтесь!

8.3.Домашнее задание.

Учитель: Ребята, а какой праздник приближается?

Дети: Новый год!

Учитель: Вам нужно сконструировать бумажную цепочку для Новогодней ёлки .Занятие закончилось. Всем спасибо!

 

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи

Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В данном документе представлена методическая разработка по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности, такими как...

Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"

Цельформирование  умнения  осматривать расчлененную   орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное  расположение , зрительного анализа цветовых сочет...

Конспект и самоанализ коррекционно-развивающего занятия 3 класс Тема: Развитие внимания и памяти.

Цель занятия: Развить у учащихся память и внимание (посредством выполнения индивидуальных и групповых заданий).Образовательная:помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательно...

мастер класс для воспитателей "Игра девять клеток" для развития пространственной ориентировки у дошкольников"

Материал содержит практические советы по проведению дидактической игры, способствующей развитию пространственной ориентировки дошкольников....