Использование дидактических игр в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с различной речевой патологией.
статья

Бодренкова Светлана Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с различной речевой патологией.

                                       

Фонетико-фонематическое недоразвитие это расстройство процессов связанных с формированием произношения у детей, страдающих различными речевыми нарушениями, которые были вызваны дефектами восприятия и воспроизведения фонем.

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин).                                                                                                               Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа является важной коррекционно-логопедической задачей при проведении мероприятий по исправлению недостатков, как устной так и письменной речи, а также при обучении грамоте дошкольников с нормальным речевым развитием. Самым часто встречающимся нарушением у детей 5-7 лет являются различные дефекты произношения звуков. Старший дошкольный возраст является непосредственной подготовкой к переходу ребёнка на дальнейший, крайне важный этап во всей его жизни – поступление в школу.                                                                                

В фонетико-фонематическом недоразвитии речи можно выделить  несколько состояний:

  • затруднение при анализе тех звуков,  которые ребенок произносит  дефектно;
  • сложность в различении звуков, которые относятся к различным группам фонем при сохранной артикуляции;
  • проблема в определении заданного звука и правильной последовательности звуков в слове.                                                          

Таким образом, если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематических процессов, то обязательно возникнут затруднения в овладении чтением и письмом.                                                    Работа по преодолению фонематических нарушений  включает в себя специально организованные коррекционные занятия. Логопед обучает таких детей умению узнавать и различать звуки, входящие в состав родного языка; c помощью артикуляторных упражнений вырабатывает их правильные уклады; фиксирует и автоматизирует верное произношение звуков и их различение; развивает умение совершать звуко-слоговой анализ слов. Данные мероприятия помогут ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи.                                          

В качестве распространения собственного опыта работы над развитием фонематических функций предлагаем следующие дидактические игры и упражнения.                                                                                              1.«Сигнальные карточки».                                                                     Логопедическая задача: развитие фонематического восприятия и фонематического анализа (выделение заданного звука из серии звуков, слогов, слов).                                                                                                                  Ход игры: детям предлагается поднять вверх сигнальную карточку определённого цвета (красный, синий, зелёный) при произнесении логопедом заданного звука.

2.«Чудо – дерево».                                                                                     Логопедическая задача: развитие фонематического восприятия и фонематического анализа (определение наличия  заданного звука в словах – названиях картинок).                                                                                 Ход игры: на фланелеграфе изображение дерева и предметные картинки. Дети выбирают те карточки, в названии которых есть заданный звук, и размещают на дереве.                                                               3.«Где растёт тюльпанчик?»                                                                Логопедическая задача: развитие фонематического анализа (определение места заданного звука в словах), развитие навыков фонематического восприятия и представления. Общеобразовательная задача: использование приёмов мнемотехники.                                                    

Ход игры: Предлагается набор из трёх карточек, на которых изображены два  кактуса и тюльпан, находящихся в разных позициях и набор картинок по лексической теме. Местоположение тюльпана указывает, где находится заданный звук. Дети выбирают картинки, соответствующие схеме.                                                                  4.«Волшебные корзинки».                                                                      Логопедическая задача: определение места заданного звука в словах. Развитие навыков фонематических представлений.                                                 Ход игры: на наборном полотне три корзинки и комплект картинок. Детям предлагается  положить в одну корзинку слова, начинающиеся с заданного звука, во вторую - те картинки, в названии которых звук находится в середине, в третью –картинки, название которых заканчивается данным звуком .                                                               5.«Пирамида».                                                                                      Логопедическая задача: Совершенствование  сложных форм фонематического анализа.                                                                                       Ход игры: предлагается изображение пирамиды в пять ярусов с различным количеством «кирпичиков» в каждом (от 3 до 7). Ребёнок выбирает картинку и определяет количество звуков в её названии. Затем размещает  картинки на ярусе, количество кирпичиков которого соответствует количеству звуков в выбранном слове.                       6.«Разноцветные  домишки».                                                             Логопедическая задача: Развитие фонематических функций - дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков.                                         Ход игры: перед  каждым ребёнком на столе изображения синего и зелёного домиков и набор  цветных фишек. Логопед  ставит задачу определить, какой согласный звук находится в начале или конце слова. Затем  произносит слова, а дети раскладывают фишки по домикам, цвет которых соответствует определённому согласному звуку.                      

7.«Ромашка»                                                                                          Логопедическая задача: слухо-произносительная дифференциация звуков, смешиваемых в произношении.

Общеобразовательная задача:  развитие мелкой моторики.                                                                                  Ход игры: детям предлагается с помощью цветного шнура составить 2 ромашки, затем на лепесточках разместить  картинки на дифференцируемые звуки.                                                                             8.«Соседи».                                                                                          Логопедическая задача: определение первого и последнего звука в слове.                                                                                                                         Ход игры: перед детьми полотно с картинками в два ряда, на которых перед или после картинки стоит пустая клетка. Необходимо определить, с какого звука начинается слово (если пустая клетка перед картинкой) или каким звуком заканчивается (если пустая клетка стоит после картинки)                                                                                                       9.«Звёздочки – звучалочки».                                                                    Логопедическая задача: дифференциация гласных и согласных звуков; дифференциация твёрдых и мягких согласных. Общеобразовательная задача: использование приёмов мнемотехники.

Ход игры: у детей набор предметных картинок. На фланелеграф помещается звёздочка определённого цвета и даётся задание прикрепить вокруг неё те картинки, название которых начинается (заканчивается) на такой звук.

10.«Собери из первых звуков»

Логопедическая задача: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Общеобразовательная задача: обогащение словаря по лексическим темам.

Ход игры: для игры даны наборы предметных картинок с изображениями животных и игровые карточки. Детям раздаются игровые карточки с изображением ряда предметов. Необходимо определить первый звук  в названии каждого предмета и составить из этих звуков слово. Если задание выполнено правильно, то должно получиться название животного, изображение которого ребёнок находит среди предметных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...