Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.
консультация

Хрипкова Елена Викторовна

Консультация для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему :

« Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка»

Подготовил учитель-логопед

Хрипкова Е.В.

Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.

Речь детей с ФФН  характеризуется неправильным произношение звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков  на более простые по месту  и способу артикуляции ( например, р заменяется на Л или В). При этом ребенок один  и тот же звук может заменять разными звуками: лука-рука, ковова- корова и т.д. В ряде случаев ребенок может  правильно  произносить  изолированный (т.е отдельный 0 звук, а в самостоятельной речи заменять , искажать его.

 Количество нарушенных звуков  у ребенка  с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения  у детей  непосредственно обусловлены несформированностью  у них фонематического слуха. Выделяют три возможных состояния  при недоразвитии фонематического слуха:

  • Недостаточное различие и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
  • Недостаточное различение значительного количества звуков  из разных фонетических групп при относительно  сформированном  их произношении;
  • Глубокое фонематическое недоразвитие , когда ребенок практически не может выделить из состава слов , определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением  у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи  наблюдаются ошибки  в слоговой структуре  слова  и звуконаполняемости.

Слоговая структура  слова- это количество  и порядок слогов внутри слова.

Звуконаполняемость- количество  и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети  с ФФН затрудняются  в произношении  слов со сложной  слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова ( это относится в первую очередь к малознакомым  и трудным словам).

При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют . могут пропустить  или, наоборот, добавить  звук внутри слога и т.д. Например: каркадил-крокодил, батуретка-табуретка и т.д.  Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать  и узнавать  фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).

В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...

Развитие устной речи учащихся начальных классов с нарушением зрения и интеллекта

Статья будет интересна учителям ОУ, воспитателям, дефектологам, а также тем, кто работает с детьми с ОВЗ....

Роль фонематического слуха в развитии речи детей

В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический ...

Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе

В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...

Роль фонематического слуха в развитии речи детей

Роль фонематического слуха в развитии речи детей...

Занятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.

Название мероприятияЗанятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.Дата проведения и продолжительность14.10.22 40 минУчре...