Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Мозоль Любовь Николаевна

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации, и публичных выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klass_finansovaya_gramotnost.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные  основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»

Рассмотрено на МО                                                                  Протокол № __ от «___» ______2019 г                                 Рук.МО    _______ ф.и.о.

Согласовано  ЗД поВР

______Летюшевой Т.П.

«_____» _________2019 г

Утверждаю директор

________ С.М. Крымзина

 «_____» _________2019 г

Приказ  № ____

от  «___» ______2019г                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»

(указать курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (7 класс)

Количество часов 34 час

Воспитатель: Мозоль Любовь Николаевна

Программа разработана на основе Корлюгова, Ю. Н.
Финансовая грамотность
 М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

р.п.Ванино

2019 год

  1. Пояснительная записка.

                Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Методическими рекомендациями  по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
  •  «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 7 класа в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часов.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Для решения поставленных задач используется коррекционно-развивающая среда (см. Приложение 1)

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации, и публичных выступлений.

  1. Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения факультативного курса.

Программа прикладного курса «Финансовая грамотность» направлена на развитие результатов:

Первый уровень результатов – приобретение школьником  первоначальных представлений  (из чего состоит денежная масса; структура доходов населения, способы повышения семейного благосостояния, знание основных видов финансовых услуг, наличие представлений о том, что такое мировой валютный рынок и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – осознание себя как члена семьи, общества и государства; наличие представления о значимости денежных средств и необходимости трудовой деятельности; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Второй уровень результатов – получение школьником знаний (основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов
влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России
и её изменений в конце XX – начале XXI в.; знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса.
Приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками  на  уровне  класса, школы (в защищенной, дружественной ему среде).

2-й уровень – понимание необходимости банковской структуры для общества, овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых операций и отношений, знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

 Третий уровень результатов – получение  школьником  опыта самостоятельного социального действия: (осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; овладение навыками контроля и оценивания своих действий, умения вносить соответствующие коррективы в их выполнение; умения объяснять условия вкладов и кредитов, рассчитывать проценты на простых примерах, объяснять принцип работы пластиковой карты; описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий и т.д.»

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в современном экономическом пространстве, владеет навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; знает способы повышения семейного благосостояния в разных реальных экономических ситуациях.

Реализация данной Программы позволит:

  • повысить личностный и социальный потенциал школьников с нарушением интеллекта, их готовность к интеграции в систему социальных отношений (адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, приобретение умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками);
  • содействовать формированию самопознания, саморазвития и опыта самореализации обучающихся в социуме (овладение навыками контроля и оценивания своих действий, умению вносить соответствующие коррективы в их выполнение);
  • осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем (адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи);
  • осмысливать свою ближайшую жизненную перспективу.

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.  

На основании показателей (средний балл) динамики развития жизненных компетенций, социальном развитии обучающегося с УО делается вывод о результатах внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» (уровнях сформированности достижений воспитанника в сфере жизненной компетенции и социальном развитии) школьников по трем уровням:

0 – 2,9 балла – 1 уровень

3 –    4 балла – 2 уровень

4,1 – 5 баллов –3 уровень

  1. Содержание факультативного курса:

1

Управление денежными средствами семьи
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

2

Способы повышения семейного благосостояния
инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
 У

3

Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;
страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты

 

Н А Н С О В А Я Г РА М ОТ Н О С Т Ь , 8   »
Формы организации факультативных курса:

  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.
  • викторина;
  • проект.

Основные виды факультативной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

Тематический план по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 7 классе

на 2019 – 2020 учебный год

Учебный модуль

Часы

Управление денежными средствами семьи

11

Способы повышения семейного благосостояния  

9

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

3

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

11

Всего

34

 Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 7  классе на 2019 – 2020 учебный год

Тема, модуль

Часы

Дата

7А кл.

Дата

7Б кл.

Управление денежными средствами семьи (11 ч.)

1

Происхождение денег

1

05,09,19

05,09,19

2

Деньги: что это такое

1

12,09,19

12,09,19

3

Что может происходить с деньгами и как это влияет
на финансы нашей семьи

1

19,09,19

19,09,19

4

Источники денежных средств семьи

1

26,09,19

26,09,19

5

Какие бывают источники доходов

1

03,10,19

03,10,19

6

От чего зависят личные и семейные доходы

1

10,10,19

10,10,19

7

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

17,10,19

17,10,19

8

Построение семейного бюджета

1

24,10,19

24,10,19

9

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

07,11,19

07,11,19

10

Как оптимизировать семейный бюджет

1

14,11,19

14,11,19

11

Осуществление проектной работы, проведение контроля

1

21,11,19

21,11,19

Способы повышения семейного благосостояния (9 ч.)

1

Способы увеличения семейных доходов с использованием
услуг финансовых организаций

1

28,11,19

28,11,19

2

 Для чего нужны финансовые организацииК Л АС С

1

05,12,19

05,12,19

3

 Финансовое планирование как способ повышения
благосостояния

1

12,12,19

12,12,19

4

Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций

1

19,12,19

19,12,19

5

 Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

26,12,19

26,12,19

6

 Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

16,01,20

16,01,20

7

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,
чтобы научиться большему

1

23,01,20

23,01,20

8

 Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

30,01,20

30,01,20

9

Итоговая работа по разделу

1

06,02,20

06,02,20

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (3 ч.)

1

 Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

13,02,20

13,02,20

2

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,
чтобы научиться большему)

1

20,02,20

20,02,20

3

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

27,02,20

27,02,20

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (11 ч.)

1

Банки и их роль в жизни семьи

1

05,03,20

05,03,20

2

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

12,03,20

12,03,20

3

Польза и риски банковских карт

1

19,03,20

19,03,20

4

Собственный бизнес

1

02,04,20

02,04,20

5

Что такое бизнес

1

09,04,20

09,04,20

6

Как создать свое дело

1

16,04,20

16,04,20

7

 Валюта в современном мире

1

23,04,20

23,04,20

8

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

30,04,20

30,04,20

9

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

07,05,20

07,05,20

10

Осуществление проектной работы

1

14,05,20

14,05,20

11

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

21,05,20

28,05,20

Литература:

1. Гловели Г.Д.Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

(7 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

(7 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

Оборудование:  компьютер,  проектор


Приложение 1

Коррекционно-развивающая среда

(корпус юношей)

  1. Бизиборд (игровые доски настенные).
  2. Наглядно-дидактический материал (печатные пособия, плакаты, стенды, различные формы шнуровок, лото разной направленности), книжки-раскладушки Безопасность ребенка.
  3. Набор карточек «Правила личной гигиены», «Правила поведения в группе», «Правила поведения», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения в лесу».
  4. Пазлы (русские народные сказки).
  5. Развивающие игры «Времена года», «Сказка в ладошке», «Влево, вправо, вверх и вниз», головоломки, пирамидки, шнуровки.
  6. Набор каточек «Здоровьесберегающие», «Как устроен человек», «Режим дня», «Гигиенические процедуры», «Права ребенка», «Я и мое поведение».
  7. Дидактические игры «Что лишнее?», «Найди пару» (животные, растения, насекомые, деревья), «Парные картинки», «Что изменилось», «Чего не достает» «Лего», «Закончи пословицу».
  8. Настольные игры «Режим дня», «Времена года», «Правила безопасности», шашки, шахматы, мозаика.
  9. Напольные игры: «Веселый лабиринт», «Занимательная математика», «Твистер».
  10. Игровые модули, автомобильная и железная дороги, конструкторы разной величины и формы.
  11. Стенды творческого развития «Радуга красок», «Магия творчества» и наборы для развития мелкой моторики кистей рук.
  12. Наглядный материал «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье» «Календарь года».
  13. Домашняя библиотека (книги по программе и детская литература, энциклопедии, сказки, стихи, загадки. USB-флэш-накопители с коллекцией аудио сказок и обучающими мультфильмами, и документальными фильмами).
  14. Интерактивные столы с алфавитом, таблицей умножения и таблицей сложения.
  15. Профориентационные игры: больница, парикмахерская, магазин, «Буду в Армии служить», «Я водитель», «Автомобильный завод», «Я строитель».
  16. Дидактические карточки с заданиями «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки Пушкина А.С.», «В мире сказок», «Здоровое питание».
  17. Трафареты, шаблоны для обведения.
  18. Информационно-познавательный материал: «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье».
  19. Спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, кегли, бадминтон, уличный теннис, скакалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса...

Программа факультатива по теме "Основы страноведения" для 5 класса

На занятиях этого факультатива дети знакомятся с Великобританией, с ее историей, традициями и основными грамматическими правилами....

Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....