Карточки: " Массаж Су-джок, самомассаж, игровой массаж"
материал

Некрасова Людмила Тимофеевна

Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям для организации помощи детям с речевыми проблемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Массаж Су – Джок шарами

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

Массаж с кольцами Су- Джок

Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка, 

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька, 

тот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

Пальчиковая игра «Родные братья»

Ивану большому — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать. 

Пальчиковая игра «Пальчики»

Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Массаж Су – Джок шарами

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.

На спине иголки очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал,

А колючки тоже на ежа похожи

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капусту трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков

звука Ш и Ж

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

4. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Гигиенический (поглаживающий) массаж.

Гигиенический массаж – прекрасная разминка. Она придаёт телу чувство лёгкости и комфортности, а лицу выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование плавной музыки, которая создаст дополнительное чувство эмоционального комфорта.

  1. Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. 4-6 раз.
  2. Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.
  3. Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам. 4-6 раз.
  4. Массаж верхней и нижней губы. Натягивать то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта. 4-6 раз.
  5. Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. 4-6 раз.
  6. Массаж слизистой оболочки рта и дёсен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на дёсны, облизывать справа налево и наоборот верхние и нижние дёсны с наружной стороны. 4-6 раз.
  7. Массаж твёрдого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твёрдому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно. 4-6 раз.
  8. Массаж шеи:
  1. Поглаживание передней части шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз. 4-6 раз.
  2. Поглаживание затылочной части шеи. 4-6 раз.
  3. Поглаживать боковую часть шеи, поворачивая голову то вправо, то влево.

Массаж спины. «Дождик».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

«Паровоз».

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду!»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!

Похлопывание ладошками.

Так-так-так! Так-так-так!»

Массаж лица «Труба».

Ба-ба-ба –

Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.

На крыше есть труба.

Бу-бу-бу –

Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.

Надо чистить трубу.

Бы-бы-бы –

Растереть ладонями уши.

Валит дым из трубы.

Массаж лица. «Воробей».

Сел на ветку воробей

И качается на ней.

Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх (не слишком надавливая).

Раз-два-три-четыре-пять –

Неохота улетать.

Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.

Массаж биологически активных точек: «Наступили холода».

Ехать в поезде тепло

Поглядим-ка мы в окно.

А на улице зима,

Наступили холода.

- Давайте сделаем массаж от простуды.

Да-да-да –

Наступили холода.

Потереть ладошки друг о друга.

Да-да-да –

Превратилась в лёд вода.

Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Ду-ду-ду –

Поскользнусь я на льду.

Указательными пальцами помассировать крылья носа.

Ду-ду-ду –

Я на лыжах иду.

Растереть ладонями уши.

Ды-ды-ды –

На снегу есть следы.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.

Ди-ди-ди –

Хлопки в ладоши.

Ну, заяц погоди!

Погрозить пальцем.

Массаж биологически активных точек: «Снеговик».

Раз – рука, два – рука.

Вытянуть вперёд одну руку, потом – другую.

Лепим мы снеговика.

Имитировать лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,

Погладить ладонями шею.

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

Кулачками растереть крылья носа.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.

Погладить колени ладошками.

«Вышел зайчик погулять».

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

Приставляют ладони ко лбу, пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу («козырёк»), и растирают лоб.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Кулачками массируют крылья носа.

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.Всей ладонью растирают уши

Массаж биологически активных точек: «Что делать после дождика».

Что делать после дождика?

Энергично массируют «дорожку» по спирали от уровня сосков вдоль переднее-среднего меридиана до яремной ямки.

По лужицам скакать!

Большими пальцами рук мягко поглаживают шею сверху вниз – 3 раза.

- Что делать после дождика?

Сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их за и перед ушами и с силой растирают кожу.

- Кораблики пускать!

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирают крылья носа – 3 раза.

- Что делать после дождика?

Кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая.

- На радуге качаться!

Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу 3 раза.

- Что делать после дождика?

Энергично растирают ладони.

- Да просто улыбаться!

Протягивают ладони вперёд и улыбаются.

Массаж пальцев «Рукавицы».

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Поочерёдно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисёнка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисёнка Коли,

Для лисички Оли,

Поочерёдный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках – да-да-да!-

Потереть ладони друг о друга.

Не замёрзнем никогда!

- А у нас есть валенки, -

Отвечали Заиньки. –

Что нам вьюга да метель?...

Хочешь Мишенька - примерь.

Массаж пальцев: «Самомоссаж»

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами «стрелять» состязаясь в меткости.

Мальчик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперёд его качу,

Вправо, влево, как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво.

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Массаж пальцев: Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальчиков катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Массаж «чётками».

Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Массаж пальцев: «Умывание».

Поочерёдно массируют каждый палец.

Знаем, знаем – да, да, да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку –

Энергично растирают ладони и кисти рук.

Посмелей!

Будет умываться посмелей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой массаж

карточки игрового массажа для логопедических занятий...

Массаж су - джок

карточки массажа с мячиком су - джок (для логопедических занятий)...

Игровой массаж кистей рук

Игровой массаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей, это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток имп...

Игровой массаж с использованием массажных мячиков Су джок.

Су-Джок терапия — это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах («су» — кисть, «джок» — стопа)» И кисти, и стопы — единстве...

"Игровой массаж с пением"

Здоровьесберегающие технологии...

Методический портфель. Игровой массаж

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам....