Особенности обучения детей с РАС
консультация

Для успешной работы с детьми с расстройством аутистического спектра в первом дополнительном классе важно создать специальные условия, исходя из индивидуальных особенностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_vzaimoobuchaemosti_novikova_starodubtseva.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с РАС

Для успешной работы с детьми с расстройством аутистического спектра в первом дополнительном классе важно создать специальные условия, исходя из индивидуальных особенностей детей. Поэтому в помещении класса мы выделили рабочую зону и игровую зону. Рабочая зона оборудована электронной доской, индивидуальными партами, конторками, наклонными досками, которые полезны при обучении навыкам письма и помогают контролировать движение пишущей руки, а также наборами дидактического материала.

В игровой зоне есть мягкие модули для конструирования, игровой домик, который дети очень любят и используют как для сюжетно-ролевой игры, так и для сенсорной разгрузки, отдыха, сенсорная дорожка и другие материалы для сенсорного насыщения. Еще одна зона игрового пространства - зона дидактических игр и игр по правилам.

Утро мы начинаем с игрового занятия «Круг», оно помогает повысить активность во взаимодействии детей, создаёт эмоционально положительный настрой. В процессе этого занятия формируем представления об окружающем мире с помощью визуального календаря, также показываем расписание уроков и индивидуальных занятий с фотографиями специалистов.

Мы ввели в нашу практику эффективную систему по преодолению нежелательных форм аффективного поведения. В начале каждого урока обращаем внимание детей на символы желательного и нежелательного поведения. Символы демонстрируются по принципу противопоставления положительных и отрицательных форм поведения. В классе весит плакат, который разделен на две части- зеленую и красную. В этом плакате описываем на красном фоне какое поведение нежелательно, например: вскрикивать в классе, выбегать из-за парты, трогать неличные вещи, на зеленом фоне- замещающее поведение. Этот плакат весит на видном месте для всех детей. Визуальные правила могут быть индивидуальными или для всего класса. Выбираются временной промежуток отслеживания поведения для навыков самоконтроля и саморегуляции,- урок, индивидуальное занятие, или на целый день. Если высокочастотное поведение то временные промежутки короче.  В течение дня все это отражается в листе динамического наблюдения за поведением ребенка. Одновременно ребенок и родители имеют возможность проследить динамику (чаще всего акцентируется внимание на положительных моментах) и дома отслеживают поведение ребенка в той же форме, чтобы выйти на наиболее приемлемый и действенный путь поощрений, который обязательно должен двигаться от пищевых подкреплений к жетонам, любимым игрушкам, интересным формам занятий с использованием развивающих компьютерных игр.

При проявлении негативных поведенческих реакций также  мы используем шумопоглощающие наушники, утяжелители, предлагаем  приспособления для жевания (кулоны, трубочки, пружинки).

Образовательные задачи решаются в организованных формах обучения (на уроках) и на индивидуальных занятиях со специалистами с присутствием тьютора.

Постепенно мы  закрепляли определенную последовательность действий по подготовке к занятию (достать пенал, тетрадь и т. д.). Мы придерживались принципов построения каждого урока:

-наличие четких границ урока (звуковые сигналы, визуальные символы)

-поддержание единого алгоритма урока, т.е. повторяемой ежедневно организационной схемой;

И только со временем, в устоявшуюся структуру урока подключаем новые элементы (работа у доски, изменение посадки в классе, перегруппировка парт).

По окончании занятия обязательно отмечаем, как хорошо дети занимались на уроке. Для поощрения ребята получают наклейки с любимым персонажем из мультфильмов. Для них это очень значимо.

Дети обучаются по учебникам методического комплекта, предназначенного для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учебный материал адаптируется с учетом особенностей каждого ребенка. Например, уменьшается число заданий на одном листе, шрифт делаем крупнее, уменьшаем количество мелких незначимых деталей в рисунках, добавляем визуальную поддержку (рисунки, упрощающие понимание).  Используем наглядные учебные пособия и дополнительные материалы для занятий.

Для лучшего усвоения информации по предметам естественного и гуманитарного цикла используем учебные фильмы, мультимедийные презентации и практические задания с раздаточным материалом.

При обучении навыкам чтения мы обратились к проекту «Личный букварь», предложенный Натальей Борисовной Лаврентьевой. В прошлом учебном году совместно с детьми мы создали альбом «Мой букварь». Он предполагает особую последовательность в изучении букв, направленную на их осмысленное усвоение. Изученные буквы лепили из пластилина, украшали бусинами, использовали «шершавые» буквы.

При работе с «Личным букварем» мы применяли метод глобального чтения благодаря которому слова и фразы обретали для ребенка свое значение, «обрастали» личностными смыслами.

 Параллельно формируем у детей навык побуквенного и послогового чтения с помощью слоговых таблиц.

А упражняя детей в звуко-буквенном анализе, используем большие карточки, на которых ребенок раскладывает картинки на заданную букву.

Обучение навыкам письма, мы осуществляем по методике Татьяны Федоровны Воронской, Введение детей в новую для них учебную деятельность мы начали с осознанной ориентации в пространстве, на схеме собственного тела, на листе, на строке. Мы ввели понятия: «потолок», «пол», «подвал», «крыша», они быстрее ориентируют детей на маршруты написания букв, чем термины «вправо»- «влево», «вверх- вниз».

Насколько возможно мы стремимся расширять границы взаимодействия наших учеников с другими коллективами классов и школ: на линейках, праздниках, досугах, на совместных прогулках. Все это положительно влияет на  развитие коммуникативных компетенций.

Совместный вклад учителя, тьютора, специалистов, родителей  при целенаправленной образовательной и коррекционно-развивающей работе, дает положительные результаты: появляется мотивация  к общению, социальному  взаимодействию, начали формироваться коммуникативные  навыки. Дети стали понимать обращенную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.

Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...

Учебно-методический комплекс для изучения раздела программы с учётом особенностей обучения детей с ЗПР.

УМК по разделу "Однородные члены предложения" программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР....

Особенности обучения детей-мигрантов

Особенности обучения детей-мигрантов...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....