Детская аэробика
методическая разработка

Бабенко Ольга Александровна

Методическая разработка «Детская аэробика» предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры.

Методическая разработка рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. В ней описывается основные термины, название базовых шагов, излагаются методические аспекты обучения и проведения занятий, а также подробно изложены комплексы силовых и дыхательных упражнений, которые можно использовать на занятиях по аэробике или на уроках физической культуры.

Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов достаточно ознакомиться с предложенными разделами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichkskaya_razrabotka_detskaya_aerobika.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края

Специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ДЕТСКАЯ АЭРОБИКА»

Автор-составитель: Бабенко О.А.

Новороссийск-2018

Аннотация

Методическая разработка «Детская аэробика» предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры.

Методическая разработка рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. В ней описывается основные термины, название базовых шагов, излагаются методические аспекты обучения и проведения занятий, а также подробно изложены комплексы силовых и дыхательных упражнений, которые можно использовать на занятиях по аэробике или на уроках физической культуры.

Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов достаточно ознакомиться с предложенными разделами.

Сведения об авторе

 

          Бабенко Ольга Александровна, учитель физической культуры                  ГКОУ школы № 9 г. Новороссийска, I квалификационной категории

        

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   4

  1. Основные базовые шаги. Терминология                                                     5
  2. Методические аспекты обучения и проведения занятий по аэробике     7
  3. Базовые связки аэробики                                                                              9
  4. Упражнения партерной части (силовая аэробика)                                    10
  5. Дыхательные упражнения                                                                           13

Заключение                                                                                                             15

Список литературы                                                                                                16

ВВЕДЕНИЕ

У аэробики в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, способствует развитию физических и эстетических качеств, укреплению здоровья.

Благодаря ей дети быстрее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений. Аэробика может использоваться на каждом этапе физкультурного занятия: в водной части; в общеразвивающих упражнениях; в подвижных играх и эстафетах, а также во время школьных и городских физкультурно-спортивных мероприятий, вне учебных занятий.

 Цель: развитие физических качеств и укрепление здоровья детей, используя эффективность упражнений аэробики.  

 Задачи:

1. Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей.

2. Повышение работоспособности и двигательной активности.

3. Воспитание правильной осанки.

4. Развитие музыкальности, чувства ритма.

5. Нормализация массы тела.

6. Улучшение психического состояния, снятие стресса.

7. Повышение интереса к занятиям физической культуры, развитие потребности в систематических занятиях спортом.

 Новизна: комплексы по аэробике эффективны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.  Упражнения под музыку обладают оздоровительным эффектом, который подтверждён опытом работы специалистов.  

  1. ОСНОВНЫЕ БАЗОВЫЕ ШАГИ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
  • March (ing) (марш инг) – ходьба на месте.
  • Wallking (вокинг) – ходьба в продвижении.
  • Step (степ) – шаг.
  • Step touch (степ тач) – шаг в сторону.

И.п. (исходное положение) – О.с. – основная стойка.

1 - шаг правой ноги вправо;

2 - приставить правую ногу;

3 – 4 – тоже влево.

  • V-step (ви степ)

И.п. – О.с.

1 – шаг правой ногой вперед вправо;

2 – шаг левой ногой вперед влево;

3 – шаг правой назад;

4 – шаг левой назад в и.п.

  • Mambo (мамбо) – шаги на месте с переступанием.

И.п. – О.с.

1 – шаг правой вперед;

2 – шаг левой вперед;

3 – шаг левой назад;

4 – шаг правой назад в и.п.

При выполнении упражнений центр тяжести переносится на правую (левую) ногу.

  • Step line – два приставных шага в сторону.
  • Open step – открытый шаг.

1 – полуприсед на правой с полунаклоном вправо, левую – в сторону на носок;

2 - полуприсед на левой с полунаклоном влево, правую – в сторону на носок;

  • Grape wine (грейп вайн) – скрестный шаг в сторону.

И.п. – О.с.

1 - шаг правой в сторону на пятку (стопа по направлению движения);

2 – шаг левой сзади скрестно;

3 – шаг правой вправо;

4 – шаг левой скрестно сзади.

  • Leg curl – «захлест» голени.

1 – шаг правой вперед;

2 – захлест левой голени назад (по направлению к ягодице).

  • Knee up (ни ап) – подъем правой ноги вперед (голень книзу).

И.п. – О.с.

1 – шаг левой вперед;

2 - правую вперед, голень вниз;

3 – шаг правой назад;

4 – приставить левую в и.п.

Выполнять можно на месте, в продвижении вперед, назад, в повороте, скрестно, с подскоком на опорной.

  • Repeat (рипит) – повторы с одной ноги.
  • Double (дабл) – два раза повтор одного элемента.
  • Squat (сквот) – полуприсед.

И.п. – О.с.

1 - шаг правой в сторону в широкую стойку, ноги врозь в полуприседе (колени и носки немного развернуты вперед в стороны);

2 – толчок правой, приставляя ее в и.п.;

3-4 – тоже с другой ноги.

  • Lunge (ландж) – выпад.

И.п. – О.с.

1 – шаг правой на месте;

2 – левую в сторону на носок с полуповоротом туловища направо (два бедра, два плеча прямо, не допускать «скручивания» позвоночника, пятку не опускать на пол);

3-4 – то же с другой ноги.

  • Skip (скип) – сгибание, разгибание ноги в коленном суставе в положении книзу (вперед книзу, в сторону книзу, назад книзу).

Выполнять: на месте, в продвижении, в подскоке, в повороте на 180 и 360 градусов.

И.п. - О.с.

1 – согнуть правую назад;

2 – правую вперед книзу;

3 – подскок на правой, согнуть левую назад;

4 – левую вперед книзу.

  • Kick (кик) – взмах. В любом направлении: вперед, в сторону, назад не больше 90 градусов. Соблюдать прямое положение туловища, в подскоке пятку опорной «мягко» опускать на пол.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АЭРОБИКЕ

Основная цель аэробики - это не только развитие определенных физических качеств у занимающихся, но и сделать возможным занятия более интересными, привлекательными и доступными. При этом нужно учитывать психологические особенности детей, их уровень физической подготовленности, интересы, а также правильно регулировать нагрузку.

Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального воздействия: движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом. Такие упражнения требуют концентрацию внимания только на одной части тела, небольшой группе мышц, не требуют высокого уровня концентрации движения. Постепенно усложняя комплекс можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Как правило к 4-5 занятию дети хорошо запоминают упражнения и их последовательность в комплексе.

Показ и объяснение не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Опыт показывает, что лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать время на дополнительное обучение.

Для обучения детей подходят следующие методы:

  1. Структурный – это последовательное разучивание и усвоение движений. Используются при этом специально подготовленные хореографические связки, состоящие из аэробных шагов, повторяющихся в определенном порядке и в точном соответствии с музыкальным сопровождением.
  2. Метод усложнения – обеспечивает переход от простых движений к более сложным.
  3. Метод сходства – помогает формировать идею простого движения в разнообразные варианты.
  4. Метод блоков – при его использовании движения не складываются из составных частей, а объединяются в блоки по мере усвоения.
  5. Фристайл – свободное выполнение и повторение движений под музыку.

Для работы с младшими школьниками больше подходит метод «Фристайл», о также сюжетно-ролевые упражнения по методу сходства (по типу детских «Зоопарк», «Золушка»). Учащиеся средних и старших классов должны сосредотачивать свое внимание на полезности упражнения (развитие силы, ловкости и т.д.), могут импровизировать под музыку. Показ, разучивание и объяснение важности упражнений нацеливает их на более сознательное усвоение двигательных навыков, возможностей физического развития, способствует укреплению логической и двигательной памяти, мышления. В этом возрасте наиболее предпочтительны разнохарактерные и танцевальные движения.

Как было описано выше, важно регулировать нагрузку на занятиях по аэробике. Начинать занятие необходимо с небольшой дозировки нагрузки, выполнение упражнений – в среднем темпе, с умеренной амплитудой. Минимальная дозировка может применяться на занятиях с младшими или недостаточно подготовленными школьниками. Максимальная подходит для старшеклассников и детей, уже имеющих определенную физическую подготовленность.

Составляя комплексы упражнений и выбирая дозировку, следует помнить, что одним из решающих условий усиления или ослабления нагрузки является темп (скорость) выполнения движений. Темп выполнения упражнения определяется темпом музыкального сопровождения. Необходимо иметь ввиду, что серия упражнений, включающая бег, прыжки, подскоки, элементы танца, представляет самую большую нагрузку. Продолжительность (и количество) серий может быть различной: от нескольких секунд до минуты. Темп музыки изменяется также в соответствии с уровнем физической подготовленности обучающихся.

Но на первых занятиях желательно придерживаться минимальной нагрузки и темпа музыки, так как сегодняшнее поколение имеет низкий уровень физической подготовки.

  1. БАЗОВЫЕ СВЯЗКИ АЭРОБИКИ

Базовая аэробика построена на основных элементах аэробики – базовые шаги. При обучении шагов и связок следует следить за правильностью осанки, мышцы спины, рук, ягодиц, ног должны быть подтянуты. Шаги должны выполняться на мягких, пружинистых коленях, в медленном или в нужном для учащихся темпе. Это зависит от уровня подготовленности детей. По мере усвоения базовых шагов, их надо начинать усложнять, составляя из них небольшие легкие комбинации с постепенным переходом к сложным. Количество повторений при обучении может варьироваться.

Базовая связка комплекс (32 счета)

1-й квадрат

1-4 – Марш на месте (руки согнуты в локтях);

5-8 – открытый шаг (open step) (руки согнуты в локтях);

2-й квадрат

1-4 – приставной шаг в сторону (step touch) (хлопок на каждый шаг);

5-8  - мамба (шаги на месте с переступанием, руки согнуты в локтях);

3-й квадрат

1-4 - 2 приставных шага в сторону (2 step touch) (руки согнуты в локтях);

5-8 – V-step (шагать «треугольником») (правая и левая руки вытянуты вперед и выполняют скрестное движение «ножницы»);

4-й квадрат

1-4 – скрестный шаг вправо и влево (grape wine) (руки согнуты в локтях);

5-8 – поднимание колен вверх (knee up) (руки согнутые в локтях отводятся назад).

  1. УПРАЖНЕНИЯ ПАРТЕРНОЙ ЧАСТИ (СИЛОВАЯ АЭРОБИКА)

Силовая аэробика используется в партерной части занятия. Здесь берутся упражнения на развитие силы мышц, гибкости, на коррекцию осанки и фигуры, воспитание выносливости. Подбор упражнений осуществляется в зависимости от поставленных задач занятия. Все упражнения могут выполняться с отягощением и без них, с различными предметами.

Комплекс упражнений для развития силовых способностей у детей

Упражнение для мышц рук и плечевого пояса

И.п.- упор стоя на коленях.

Сгибание и разгибание рук. Кисти рук держать вперед, внутрь или наружу. Туловище держать прямо, не сгибать, живот и ягодицы втянуть. Дыхание на задерживать.

Усложненный вариант: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (стопами упираться в опору); упор лежа на полу, ноги на опоре.

Число повторений (для возрастных детских групп)

10 -12 лет – 10 – 12 раз;

13 -15 лет 12 – 15 раз;

16 -18 лет 16 – 20 раз.

Упражнения для мышц туловища и пресса

Упражнение 1. И.п. – сед в упоре сзади.

Поднимание и опускание прямых ног. Ноги в коленях не сгибать. Дыхание произвольное.

Усложнение упражнения: И.п. – сед в упоре сзади.

Поднять ноги вверх и опустить их вправо или влево, или нарисовать круг.

Число повторений:

10 -12 лет – 5 – 7 раз;

13 -15 лет – 7 – 10 раз;

16 -18 лет – 10 – 14 раз.

Упражнение 2. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднимание прямых ног до угла 90 градусов вверх и опускание. Число повторение 8 – 10 раз.

Упражнение 3. И.п.  – сед в упоре сзади углом.

а) ходьба ногами вверх. Время выполнения 10 – 15 сек.

б) написать ногами цифры.

Упражнение 4. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты, руки за головой.

Подъем верхней части корпуса (до уровня лопаток). Локти не сводить, подбородок к груди не прижимать, дыхание не задерживать.

Число повторений:

10 -12 лет – 6 – 8 раз;

13 -15 лет – 8 – 10 раз;

16 -18 лет – 10 – 15 раз.

Упражнение 5. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях.

Подъем туловища с поворотов вправо (влево). При повороте туловища левым локтем коснуться правого колена, а правым левого колена.

Число повторений:

10 -12 лет – 5 раз;

13 -15 лет – 7 раз;

16 -18 лет – 8 раз.

Упражнение 6. И.п. - вис на гимнастической стенке.

Поднимание ног, согнутых в коленях до угла 90 градусов.

Число повторений:

10 -12 лет – 6 – 8 раз;

13 -15 лет – 8 – 10 раз;

16 -18 лет – 10 – 12 раз.

Упражнения для мышц спины

Упражнение 1. И.п. – лежа на животе, руки вперед.

Одновременно поднять руки и ноги вверх. Максимально прогнуться и вернуться в и.п.

Число повторений:

10 -12 лет – 8 – 12 раз;

13 -15 лет – 12 – 16 раз;

16 -18 лет – 16 – 18 раз.

Упражнение 2. И.п. – лежа на животе поперек гимнастической скамейки. Ноги удерживает партнер. Руки за головой на затылок. Поднимание и опускание туловища.

Число повторений:

10 -12 лет – 6 – 8 раз;

13 -15 лет – 8 – 12 раз;

16 -18 лет – 12 – 16 раз.

Упражнения для мышц ног и ягодиц

Упражнение 1. И.п. – ноги врозь.

Приседание, руки вперед. При приседании пятки от пола не отрывать. Приседания глубокие.

Число повторений:

10 -12 лет – 10 раз;

13 -15 лет – 10 – 14 раз;

16 -18 лет – 14 – 18 раз.

Упражнение 2. И.п. – лежа на боку.

Мах ногой вверх. Колено ноги прямое. Носок оттянут.

Повторить 10 – 15 раз.

Упражнение 3. И.п. – в упоре стоя на одно колено.

Мах прямой ногой назад – вверх.

Повторить – 20 – 25 раз.

Упражнение 4. И.п. – стоя на коленях, руки вверх.

Наклон назад, не сгибая ног в тазобедренном суставе; медленно поднимаясь вернуться в и.п.

Упражнение 5. Приседания на одной ноге:

- держась за опору;

- без опоры.

Повтор 6 – 8 раз.

Упражнение 6. Приседания на одной ноге, другая на повышенной опоре.

Повтор 6 – 8 раз:

- лицом к опоре;

- спиной к опоре.

  1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Эти упражнения даются для отработки правильного дыхания. Их можно применять в любой части занятия.

Упражнение 1. И.п. – О.с. 1 – вдох; 2 – выдох (6 – 8 раз).

Упражнение 2. И.п. – О.с. 1 – руки вверх – вдох; 2 – руки вниз – выдох (4-6 раз).

Упражнение 3. И.п. – упор присед – вдох. Выполнили группировку – выдох (4-6 раз).

Упражнение 4. И.п. – лежа на спине, руки вверх (вдох). По хлопку выполнить группировку – выдох (4 – 6 раз).

Упражнение 5. И.п.  – О.с. 1 – руки вверх – вдох; 2 – присесть, группировка – выдох (4-6 раз).

Упражнение 6. И.п. – О.с., руки на поясе. 1 – 4 – брюшное дыхание; 1 – 4  – свободное дыхание.

Упражнение 7. Игра «Подуем на плечо».

Стоим прямо, руки опущены. Поворот головы налево, вытянуть губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо – вдох носом. Опустить голову на грудь, сделать спокойный углубленный выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять голову вверх – выдох (губы сложены трубочкой). Можно в сопровождении стихотворения:

Подуем на плечо,                                  Подуем на живот,

Подуем на другое.                                Как трубка станет рот,

На солнце горячо                                  Ну а теперь – на облака.

Дневной порою.                                    И остановимся пока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аэробика – это выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс.

Аэробика является важнейшей и эффективной здоровьесберегающей технологией, которая направлена не только на развитие физических качеств, но и укрепление здоровья. Занятия аэробикой стимулируют работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательных систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. Также использование упражнений аэробики на уроках физической культуры или во внеурочное время, на дополнительных занятиях, способствует избавлению от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, а также вызывает положительную мотивацию, большой интерес и желание заниматься.

Аэробная работа положительно влияет на иммунную систему, повышая тем самым устойчивость организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.

Таким образом занятия аэробикой помогают не только укрепить здоровье наших детей, но и повысить их мотивацию заниматься физической культурой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

3. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. / Е.С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с.

3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика со скакалкой. М.: Тровант; Троицк, 1998 г. – 32 с.

4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Хореография в аэробике. М.: Тровант; Троицк, 2000 г. – 18 с.

5. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. –  СПб.: КАРО, 2006. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к вводному занятию по аэробике "Аэробика на все времена"

Цель занятия :  Вызвать интерес к занятиям аэробикой.Задачи:образовательные:– дать представление об истории развития аэробики, посредством виртуального путешествия в различные исторические эпохи...

[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...

Конспект урока "Совершенствование общей физической подготовки по средствам аэробики и степ-аэробики"

Тема: Совершенствование общей физической подготовки по средствам аэробики и степ-аэробики.Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащи...

методическое пособие по детской аэробике"Методика преподавания.Базовые комплексы"

В пособии расматриваются методики обучения аэробике детей школьного возраста(7-16лет),на начальном этапе этого процесса.Приводятся базовые элементы и упражнения для общего развития ребенка,по коррекци...

Степ-аэробика в детском саду!

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи спе...

Конспект открытого занятия по детской аэробике " Веселый фитнес мяч"

Занятие по детской аэробике "Веселый фитнес мяч". Создание условий для развития двигательных навыков способствующих выполнению более сложных танцевальных композиций.Закрепление базовых шагов...