Средства визуальной поддержки в практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения) в мастерской сельскохозяйственного труда
статья (7 класс)

Новикова Надежда Яковлевна

карты альтернативной коммуникации, структурирование среды, технологические карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_vizualnoy_podderzhki_.docx91 КБ

Предварительный просмотр:

Средства визуальной поддержки в практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ( II варианта обучения)

в мастерской сельскохозяйственного труда.

  В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач в работе является формирование навыков коммуникации. Доказано, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального.

    Визуализация в коррекционной педагогику не является инновацией, несмотря на это формы и методы работы с детьми при помощи визуальной поддержки развиваются: современные тенденции диктуют необходимость использования наглядных средств обучения, в том числе технических средств.

Средства визуальной поддержки можно условно разделить на 2 группы:

карты альтернативной коммуникации и  структурирование среды.

1Карты альтернативной коммуникации.

Применяются у детей, которые не могут говорить и в процессе обучения разговорной речи.

Виды:

-коммуникативные доски,

-электронные устройства (планшеты),

-книги PECS (отрывные картинки).

Учащиеся с помощью коммуникативной доски по карточкам научаются составлять предложения. Коммуникативная доска применяется на начальном этапе обучения разговорной речи. После коммуникативной доски учащиеся могут использовать планшет. За планшетом учащийся повторяет произношение слов,  речь становится разборчивее, увеличивается словарный запас. Когда учащийся начинает хорошо говорить и понимать обращенную речь, эти дополнительные устройства отменяются.

2 Структурирование среды:

-структурирование времени,

-структурирование пространства,

-структурирование информации.

2.1. Структурирование времени:

-расписание на день,

-расписание на урок,

-система «сначала-потом».

F:\DCIM\101CANON\IMG_0005.JPG

Визуальная поддержка или зрительное расписание-это пособие для обучения учащихся с ОВЗ, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью, которое:

-способствует развитию высших психических функций, таких как мышление, в частности развитие планирования, развитие памяти, внимания.

-обучает глобальному чтению,

-учит соотносить фотографию или картинку с подписью с реальным действием,

-способствует развитию речи, расширению словарного запаса,

-способствует развитию коммуникативных функций у не говорящих учащихся, обеспечивая тем самым лучшую социальную адаптацию учащихся,

-учит осознанному выполнению действий и подкрепляет действе картинкой, -способствует переходу от наглядно-действенного мышления к наглядно- образному и затем к словесно –практическому.

Подбирая иллюстрации необходимо учитывать способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Информация должна быть доступна и подаваться от простого к более сложному варианту визуализации:

-цветные фотографии,

-чёрно –белые фотографии,

-цветные рисунки с детализацией и натуральностью,

-цветные рисунки в игрушечном или «мультяшном» стиле,

-схематическое обозначение,

-текст.

F:\DCIM\101CANON\IMG_0006.JPG

С помощью карточек с расписанием  дети научаются понимать, в каком промежутке времени они сейчас находятся, что  следует делать сначала, а что потом. Это способствует настраиванию на определённый этап работы, помогает снять  эмоциональную тревожность , проявление нежелательного поведения, агрессию.

2.2.  Структурирование пространства.

Это выделение зон для различных видов деятельности. В сельскохозяйственной мастерской выделены следующие зоны :

-индивидуальные рабочие места,

-место для работы с растениями и землёй,

-место для работы с бумагой и клеем,

-место для хранения инструментов и материалов.

C:\Users\216-46\Documents\карточки О.Р\Метод тема 18 19\IMG_9998.JPG

2.3 Структурирование информации.

Опорные листы к уроку (технологические карты)

Технологические карты– это плацдарм для формирования уверенности в себе, позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Технологические карты способны наглядно и последовательно сопроводить  ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся самостоятельному выполнению.

Технологическая карта постоянно находится в поле зрения, что даёт время на усвоение материала.

Технологические карты служат подсказками и учат детей самостоятельно контролировать свои действия. На начальном этапе обучения  требуется помощь и контроль учителя. Так как виды деятельности постоянно отрабатываются и повторяются,  то необходимость в карточках постепенно отпадает.

F:\DCIM\101CANON\IMG_0002.JPG

C:\Users\216-46\Documents\карточки О.Р\Метод тема 18 19\валяние (11).JPG

Выводы. Методы дополнительной коммуникации способствуют развитию речи, памяти, внимания, служат подсказкой при обучении, помогают контролировать эмоции и поведение.

Технологические карты применяют на начальном этапе обучения. В процессе обучения, когда учащиеся запомнили последовательность действий, технологические карты служат подсказками для более слабых учащихся.

Но расписание на день и урок остаётся, помогает поддерживать рабочее состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский музыкальный фольклор - эффективное средство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей. Педагогам нужно помочь ребенку сохранить здоровье, сформировать умение жить в обществе. Используя в с...

«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...

Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...