«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
статья

Денисова Наталья Николаевна

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать  ребёнка,  владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_prezentatsii.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать  ребёнка,  владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.

В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений. 

Это является значимым, так как способствует  формированию личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социокультурном пространстве. 

Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания и  направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией. 

Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения)

Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями и навыками как:

•        сотрудничать;

•        слушать и слышать;

•        воспринимать и понимать информацию;

•        говорить самому. 

    Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.

       У детей с недостатками речи нарушена как звуковая её сторона, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь часто ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен.   Дети  используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами.

У детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Коррекция недостаточно развитой коммуникативной компетентности детей с ОВЗ направлена на изменение системы ценностных ориентаций личности ребенка  и включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОВЗ, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру  на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми в соответствии с требованиями ФГОС.    

Основные задачи коррекции:

 1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

 2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

 3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

 4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию. 

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией воспитательно-образовательной работы, спецификой пространства общения.      

Для формирование коммуникативных способностей  детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия:

- наличия базы, создание условий для работы  с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

- интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер

- использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;

- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ;

- работы с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

Учитывая    психофизиологические особенности детей дошкольного возраста  межличностные отношения рассматриваются  как динамическая игровая деятельность.  

Важнейшие стороны развития личности,  формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.

С систему коррекционной работы включаются различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учатся различным средствам вербальной и невербальной коммуникации, учатся определять разные эмоциональные состояния людей.

Это могут быть такие задания как:  

•        проигрывание этюдов;

•        инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний;

•        свободное и тематическое рисование;

•        музыкальное сопровождение;

•        чтение художественных произведений и обсуждение стихов;

•        упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

•        импровизация;

•        рассказы детей;

•        сочинение историй и т.п.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:                                                                                                                                                                  

- для развития умения устанавливать контакт с собеседником;

- для совершенствования у детей общаться без слов;

- для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;

- для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;

- для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;

- для закрепления коммуникативных умений у детей.        

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений.  

Эффективность созданных педагогических условий  в наибольшей степени способствует эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.

В группах и кабинетах специалистов имеются игровые, музыкальные уголки, уголки по ИЗО.

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают полки и стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей. 

Важное значение имеет сотрудничество  с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника с ОВЗ.

Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте.  Необходим комплексный подход в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей.

С этой целью проводятся родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки. 

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Только систематическая и целенаправленная работа может привести к изменению показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников.

        В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОВЗ значительно уменьшаются, что в дальнейшем  поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения, коммуникативной готовностью к школе.

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №41

«Золотой ключик» г. Георгиевска»

Денисова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие методики,как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста.

В статье говориться о том, что логопедия - важное звено ком­плекса здоровьесберегающих тех­нологий. Все систематически про­водимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, сре­ди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения экологии.  Об этом свидетельствуют  часто возникающи...

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

"Благотворительная ярмарка как одна из форм формирования моральных качеств детей дошкольного возраста"

«Благотворительная ярмарка «У добра нет границ »как одна из форм формирования моральных качеств у детей».И.О.ДашутинаМБДОУ №142 г.Иркутск воспитательБлаготворительность стала заметной частью совр...