Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений в классах с умственной отсталостью
статья

Облакова Наталья Васильевна

Обобщен опыт работы в классах с умственной отсталостью, описаны применяемые на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений Учитель биологии Облакова Н.В.

Слайд 2

Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений направлено на: 1) Повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания. 2) Повышение уровня развития логического мышления. 3) Развитие наглядно-образного и логического мышления. 4) Развитие речи. 5) Развитие приемов учебной деятельности. 6) Развитие личностно-мотивационной сферы. 7) Развитие восприятия и ориентировки в пространстве .

Слайд 3

ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ: 1 . Упражнения связанные с тактильным восприятием: Пластилиновая живопись. Цветная аппликация. Штриховка . Копирование изображения по образцу. « Узнай по контуру» « Кусочки целого»

Слайд 4

2. Упражнения направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления : Запомни и нарисуй Составь слово Найди смысловые связи Бессмысленные слова Буквенные шифры Один лишний Память на слова Мысленные образы Ассоциации Раздели на группы

Слайд 5

3 . Упражнения направленные на формирование умений действовать по правилу: «Найди по алфавиту или слова-загадки» «Номер буквы по алфавиту» «Высокий , средний, низкий» «Слова по алфавиту»

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТ: 1 ) Позитивная динамика в коммуникативном развитии. 2 ) Обогащение содержания личностных контактов. 3 ) Повышение уровня : речевой инициативы. интереса к предмету всех сфер познавательной деятельности. 4) Положительный эмоциональный настрой на урок



Предварительный просмотр:

«Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих  упражнений в классах с умственной отсталостью»

В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются  психические процессы ученика, происходит развитие  познавательного процесса, в результате чего закладывается  фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к  процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих  упражнений направлено на:

1) Повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

2) Повышение уровня развития логического мышления.

3) Развитие наглядно-образного и логического мышления.

4) Развитие речи.

5) Развитие  приемов учебной деятельности.

6) Развитие личностно-мотивационной сферы.

7) Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

С целью усвоения базовых знаний по биологии, привития интереса к предмету, доступности обучения, применяю на уроках специальные  коррекционно-развивающие упражнения, такие , как:

1.  Упражнения связанные с тактильным восприятием:

  • Пластилиновая  живопись.
  • Цветная аппликация.
  • Штриховка.
  • Копирование изображения по образцу.
  • «Узнай по контуру»
  • «Кусочки целого»

2. Упражнения  направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия,  образного мышления:

  • «Запомни и нарисуй»
  • «Составь слово»
  • «Найди смысловые связи»
  • «Бессмысленные слова»
  • «Буквенные шифры»
  • «Один лишний»
  • «Память на слова»
  • «Мысленные образы»
  • «Ассоциации»
  • «Раздели на группы»

3.Упражнения направленные на формирование умений действовать по правилу:

  • «Найди по алфавиту или слова-загадки»
  • «Номер буквы по алфавиту»
  • « Высокий, средний, низкий»
  • «Слова по алфавиту»

  УПРАЖНЕНИЕ   « ПЛАСТИЛИНОВАЯ   ЖИВОПИСЬ»

Цель: Коррекция и развитие  тактильного восприятия, мелкой моторики (формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа.

Задание:  Взять картон бумаги, шаблон объекта. Обвести по шаблону контуры объекта. Затем взять предварительно размягченный пластилин и нанести его плавными, размазывающими движениями на картон по шаблону.

Пластилиновая живопись –это коррекционно-развивающее упражнение. Через него происходит усвоение информации. При этом задействуются все виды восприятия: слух (слушают учителя), зрение (наглядность), осязание

(работа руками с пластилином), обоняние (запах пластилина).

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСАДКА  ЕЛОЧЕК»

Цель: Развитие ловкости и внимания.                                                                                   У первого обучающегося мешочек с шишками, он ставит в ряд шишку, передает следующему ученику эстафету. Причем в мешке лежат  кроме сосновых шишек еловые.

УПРАЖНЕНИЕ « АССОЦИАЦИИ»

Цель: Коррекция и развитие ассоциативного мышления. Упражнение  направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.

Задание: Учитель предлагает несколько слов (термины, названия объектов и др.), а ученики должны привести как можно больше ассоциаций, связанных с этим словом.

РЕЗУЛЬТАТ:

1) Позитивная динамика в коммуникативном развитии.

2) Обогащение содержания личностных контактов.

3) Повышение уровня:

  • речевой инициативы.
  • интереса к предмету
  • всех сфер познавательной деятельности.

4) Положительный эмоциональный настрой на урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".

Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....

Урок по окружающему природному миру 1 класс (умеренная умственная отсталость). Тема: «Зимующие птицы, кормление птиц». Обобщающий урок.

Материал урока  предназначен для учащихся 1 класса с умеренной умственной отсталость. На уроке царит не напряженная, интересная , познавательная "экскурсия" в мир природы,создаёт...

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса с умственной отсталостью. Тема:"Таблица деления на 2"

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса с умственной отсталостью. Тема:"Таблица деления на 2"...

Конспект урока речевой практики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Моделирование диалогов поздравления и пожелания"

Цели урока:Образовательная: способствовать формированию умения составлять новогодние поздравления и пожелания.Коррекционно-развивающие:Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнени...

Программа по применению технологий здоровьесбережения «Здоровье не купишь» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...

Конспект урока математики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Решение простых задач на нахождение суммы и остатка"

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.Цели урока:      Образовательная: создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение суммы и остатк...

Тестовый материал к урокам чтения для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Использование данного тестового задания на уроках чтения  помогает развивать у школьников мышление, память, воображение и активизирует его способности к самостоятельной оценке, а учителю даёт воз...