«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
статья

Л.В.Михайлова

Здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе, их цель,виды. Более подробно  раскрыты некоторые психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы  в работе учителя-дефектолога (зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, сказкатерапия, ароматерапия, хромотерапия и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Д О К Л А Д

НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

                                                      Подготовила:

                                                         учитель-дефектолог

                                                  Михайлова  Л.В.

       Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Существует две группы факторов, которые влияют на здоровье: 

— внутренние (педагогические, физиолого-гигиенические, психологические); 

— внешние (экологические, экономические, социальные). 

     По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в РФ» 40% дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 60%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

      Проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса. 

     В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой.  

     И, вполне закономерно, что именно задачи сохранения здоровья стали приоритетными в программе модернизации российского образования в последние годы. Для их решения  в образовательном процессе используются здоровьесберегающие технологии.

      В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:

     «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

      Под здоровьесберегающей образовательной технологией  О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

    Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, по мнению В.Д. Сонькина, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

     Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в  три подгруппы: 

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой

педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

     Наиболее актуальны вопросы здоровьясбережения в специальных коррекционных учреждениях, куда приходят дети не только со слабым  соматическим здоровьем, но и имеющие нарушение в психологическом здоровье. Эти дети нуждаются не столько в укреплении здоровья, сколько в поддержании сохранившихся функций и компенсации утерянных.

      Перед коррекционной педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Наличие затруднений в обучении и воспитании, говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в коррекционной школе.

     Более подробно хочу раскрыть некоторые психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы  в работе учителя-дефектолога. Их можно выделить в три подгруппы:

• технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика);

• технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж);

• коррекционные технологии (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).

     Зрительная гимнастика. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. По статистике  60% всех детей в возрасте от 6 до 15 лет имеют проблемы со зрением: косоглазие, астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва и др. Поэтому детям необходима тренировка глаз для сохранения и улучшения зрения, профилактики глазных заболеваний.  Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей. Она проводиться в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Пальминг (автор У. Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и помогает им отдохнуть. Используется после зрительных нагрузок. Дети самостоятельно или с помощью взрослого растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. Упражнение с меткой на стекле (по Аветисову). Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например дом и рассказать, что он там видит.

     Дыхательная гимнастика – система упражнений на развитие речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшают дренажную функцию бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, самочувствие ребёнка становится лучше. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

     Пальчиковая гимнастика. Ее цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Многочисленные исследования подтвердили, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно с использованием различных предметов: прищепок, пуговиц, пробок и т.д. Используются различные упражнения графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в сухом бассейне, работа в тетрадях и др. Пальчиковые игры очень важны, так как требуют участия обеих рук, их согласованных действий, что способствует синхронной работе обоих полушарий, а значит развитию мышления.

     Артикуляционная гимнастика. Даже самые простые движения всех органов артикуляции оказывает благотворное влияние на чёткость произношения звуков, координацию движений. Упражнения преподносятся детям в игровой форме, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Например, для некоторых детей широко открыть рот и удержать данную позу – трудная задача. Это упражнение нужно связывать с определённым образом, вызывая у детей интерес, устойчивость внимания: «рыбка открывает рот и ловит корм», движения языка влево-вправо дети с удовольствием выполняют, когда даются такие задания: «собака виляет хвостиком», «лиса заметает следы» и т.п.

    Физкультминутка. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Они проводятся в игровой форме и вызывают положительные эмоции у детей. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

     Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания. Ходьба и маршировка в разных направлениях, музыкальные игры способствуют развитию общей моторики, речи, умению ориентироваться в пространстве, внимания.

     Точечный массаж – это воздействие на биологически активные точки (БАТ). БАТ – это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создаётся биологически активная зона. Она оказывает влияние на образование связей между данным участком кожи и определённым внутренним органом. Точечный массаж – это воздействие на БАТ пальцами. Детям в возрасте до 3-х лет за сеанс используют 4-6 БАТ, воздействие на точку -30 секунд, детям от 3 до 5 лет используют 6-8 БАТ, время воздействия на точку-1 минута. Принцип, по которому выбирается приём воздействий, прост: он определяется состоянием мускулатуры (гипо- или гипертонус). В работе используются 2 приёма: расслабляющий и возбуждающий.

Элементы Су-джок терапии. Ее цель: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладонями, дети массируют мышцы рук. Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной работы детей на уроках.

     Аурикулярный массаж – это воздействие на точки ушной раковины. Большинство учёных представляют аурикулу как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Воздействуя на точки ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Данный массаж рекомендуется детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж можно применять ежедневно, его можно делать в течение дня несколько раз. Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, воздействовать следует мягко, но чувствительно, без остановок, желательно придерживаться одного ритма движений. Массаж делают до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущения тепла.

    Одним из видов здоровьесберегающих  технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся.

Цель сказкотерапии:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, тревоги;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, создание игровой доверительной атмосферы в классе;

-развития внимания, восприятия, речи, воображения.

     Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

    Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит.

     Ароматерапия - терапевтическое воздействие запахов на организм человека

(эфирных масел, фруктов, хвои, ягод). Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, повышают его концентрацию внимания, усиливают процесс запоминания. Эфирные масла используются в минимальных дозах и с осторожностью, т.к. могут вызвать аллергические реакции.

    Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. Восприятие отдельных музыкальных произведений и звуки природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.

    Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает мелкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок обладает релаксирующим действием. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: фасоль, горох, манку и пр.

   Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное воздействие на психику ребёнка, может создавать определённый эмоциональный фон, обладает стимулирующим, активизирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом.

   Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Кукла для ребенка – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Существует целое самостоятельное направление в психологии, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Умело используемые на занятии куклы помогают вызвать положительные эмоции, постепенно ослабить нервное напряжение у детей. Кукла в руке ребенка концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. Недостатки в развитии зрительного восприятия детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти. Игра с куклой развивает не только мышцы кисти и пальцев рук, она опосредованно развивает умение быть внимательным, обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дает возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность. Кукла позволяет ребенку «спрятаться», даже если он боится говорить, говоря за куклу, он успокаивается. И, в результате, становится увереннее, ведь это не он говорит, а его герой.

    Перечень здоровьесберегающих технологий велик. Их выбор зависит от программы, по которой работает учитель-дефектолог, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности учителя-дефектолога, а также показаний заболеваемости детей.

      При этом можно сказать, что в результате использования здоровьесберегающих технологий учителем-дефектологом у детей:

- повышается обучаемость, дети учатся видеть, слышать, рассуждать; 

- улучшаются психические процессы (память, внимание, мышление);

- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность;

- развивается умение действовать в соответствии с усвоенными правилами;

- обогащается положительная эмоциональная сфера;

- корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности. 

     Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

     Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Литература

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. – № 2. – С.21 – 28.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии: методическое пособие /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013.
  3. Панфиленко, Г. И. «Здоровье сберегающие технологии в коррекционной работе» // Актуальные задачи педагогики. – 2012. – № 6. – С. 54-56.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  5. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика// Образование в современной школе. – 2005.- №2. –с.40-44
  6. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста

Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом немало сложных проблем. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ»

Принцип здоровье сберегающих технологий заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путём использования специальных методических приемов. В результате чег...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.

Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...

Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я при...