Проектная деятельность на уроках СБО как инновационная форма социализации детей с нарушением интеллекта
учебно-методический материал

Л.В.Михайлова

В данном материале представлен опыт использования  метода проектной деятельности в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках СБО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках СБО как инновационная  форма социализации детей с нарушением интеллекта

                          Учитель живет до тех пор, пока учиться;  

как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

     В  качестве  конечной  цели специального  образования  лиц  с  особенностями  психофизического  развития  во  всех  странах  мира  выдвигается  их  социальная  интеграция. Успех  интеграции  в  значительной  степени  зависит  от  социально-бытовой  компетентности  человека.

     В  государственный компонент  учебного  плана  специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида  включен  предмет – «Социально-бытовая  ориентировка» (СБО), целью которого является формирование  у  каждого ребенка  того  необходимого  запаса  знаний, навыков и  умений, который  позволит ему  уверенно  начинать  самостоятельную  жизнь  после  окончания школы, успешно  адаптироваться  в  ней  и  интегрироваться  в  социум.  

     Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо  пересмотреть подход к выбору современных образовательных технологий.  И здесь перед учителем встает  задача  поиска  различных  методов, форм, приемов обучения, которые  смогли  бы активизировать познавательную деятельность  школьников  с нарушением  интеллектом, стимулировать их  мыслительные  процессы.   Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий.

     В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. Организация проектной деятельности на уроках является  одним из приоритетов современного образования.

     Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся его представлением в рамках устной или письменной презентации. А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь».

     Изучение ряда журнальных статей, методической литературы дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и ее использование возможно на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Введение в процесс образования на уроках СБО в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Проектная деятельность позволяет объединить в себе изучение, повторение пройденного материала, закрепление и возможно практическое применение. Она способствует более глубокому осмыслению материала, пониманию взаимосвязи теории и практики. В ходе такой работы формируется эмоциональное отношение к знаниям, развивается творческое мышление, любознательность, что способствует появлению дополнительного  интереса   к изучаемому материалу. Это важно в условиях коррекционной школы, где обучаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья.

     Опираясь на опыт своей работы, хочу рассказать, как я использую проектную деятельность на уроках социально-бытовой ориентировки.

     В своей работе  я  использую принципы проектирования и алгоритм работы над проектом, предложенные И.А.Колесниковой.   

    Основные принципы:

  • принцип прогностичности
  • принцип нормирования
  • принцип обратной связи
  • принцип продуктивности
  • принцип саморазвития

    Основные этапы проекта:

  • выбор темы проекта
  • определение проблемы и цели проекта
  • составление плана проекта
  • сбор, обобщение и систематизация  информации по теме
  • работа над презентацией: сценарий, дизайн
  • защита проекта в группе

     Мною разработана программа «Мои полезные проекты». Тематика проектов определяется,  исходя из содержания курса СБО, практической значимости, а также доступностью их выполнения.

     Использовать проектную технологию я начала с раздела программы «Питание».  Причем, проектная деятельность по данной теме  может быть организована в каждом классе. Например, в 5 классе – это проект «Питайся правильно: вредные и полезные продукты»,  в 6 классе – «Книга рецептов: блюда из макарон», «Блюда из картофеля», в 7 классе – «Первые блюда», 8 класс – «Блюда из теста», «Домашнее консервирование», 9 класс - «Блюда праздничного стола».

     Цели проекта: подготовить книгу рецептов в зависимости от возраста обучающихся, научить подбирать рецепты различных блюд в соответствии с различными ситуациями и имеющимися продуктами, учить готовить различные блюда, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям разных народов, развивать интерес к предмету СБО.

     Еще один интересный, на мой взгляд, проект был предложен учащимся в 6 классе – «Мое имя». Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной «визитной карточкой» его носителя. Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможет избежать каких-либо ошибок в общении и поведении. Рассматриваются варианты обращения среди сверстников. Этот проект учит детей обращаться друг к другу в различных ситуациях.    

      В  7 классе при изучении темы «Культура поведения. Подарки» учащиеся выполняют проект  «Поздравительная открытка». Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое мнение. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода можно подобрать интересную и необычную открытку, которая  будет отражать отношение к тому или иному человеку или событию. Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой. При создании открытки на 8 марта у детей формируются эстетический вкус, чувство любви и уважения к старшему поколению: матери, бабушке, женщине. Разработка и реализация проекта «Поздравительная открытка» к 23 февраля и 9 мая способствуют формированию  патриотизма и гражданственности молодого поколения, чувства любви к Родине, готовность защищать страну, родных, воспитанию уважения к подвигу солдат.

     Очень важный, интересный проект – «Моя будущая профессия» в 9 классе. Учащимся было предложено собрать материал  (загадки, пословицы, профессиограммы, фотографии) о той профессии, которую они желают получить, выполнить рисунки. Этот проект очень важен для профессионального самоопределения выпускников,  способствует развитию и обогащению знаний учащихся об окружающем мире профессий, способствует более успешной социализации обучающихся.

     Еще один проект, в котором принимали участие  учащиеся различных классов – «Новогодние красавицы». Цель проекта: изготовление из подручного материала новогодних елок.  Учащимися были сделаны елки из макарон, фасоли, шишек, бумажных салфеток, трубочек от детского сока и др. Этот проект очень сплотил учащихся, научил работать вместе, дружно, помогая друг другу.

    Я привела примеры только некоторых проектов, использование которых возможно на уроках СБО. Метод проектов интересен и ученикам и учителю, поэтому  проектная деятельность должна применяться педагогом на уроках СБО как инновационная форма социализации детей с нарушением интеллекта.

    При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны: 
–  получение учащимися опыта в приобретении  и  использовании  необходимых знаний и умений в различных ситуациях; 
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения); 

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПТУ в перспективе); 
– умение определять ближайшие и дальнейшие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности;

- коррекция психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья;

- воспитание положительных качеств личности у детей, их культуры.
      И этот внушительный перечень «побед» метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Литература:

1. Колесникова И.А. «Педагогическое проектирование»: Учеб. пособие для высш.учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

2. Поливанова. К.Н.Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,2008.

3. Современный урок в коррекционном классе / авт.-сост. Т.И.Нелипенка. – Волгоград: Учитель, 2013.

4.  Щеникова И.И. Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания // Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» - №1, 2014 . – с. 79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

«Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта»

"Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта"...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Доклад на педсовете на тему "Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках математики"...

Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей ...

Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта

Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта...

Современный урок по столярному делу для детей с нарушениями интеллекта.

В статье освещается опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта с использованием интерактивных тренажеров....