Выступление на педагогическом совете "Развитие педагогического творчества"
материал

Алтухова Ольга Ивановна

В выступлении показана прямая связь творчески работающего учителя с творчески работающими детьми, систета работы учителя с детьми с нарушением интеллекта по развитию  их творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ped_tvorchestva_word.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Развитие педагогического творчества»

                                                                                                             Подготовила:

учитель класса коррекции

Алтухова О.И.

2017 г

      Развитие творчества учителя - задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверки. И если творчество - неврожденное свойство личности, то можно так смоделировать деятельность педагога, чтобы превратить развитие творческих качеств личности из косвенного результата в прямой. Творчество - не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке. Академик В.А.Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной физиологической потребности, "результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки". И это подтверждают практические исследования.

      Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную.

      Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К.Маркова).

      Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

     Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

     Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура. искусство, знание, труд, красота.

     Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства.

     Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

     В последние годы укоренилось утверждение: «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети».

     Работа учителя в коррекционном классе, в котором обучаются дети с умственной отсталостью, требует творческого подхода. Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

     Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает им развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

     Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

      Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.  Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.

      На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю и прививаю социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

       Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

      Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

        Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

            Творческая деятельность школьников с нарушением интеллекта - это продуктивная форма деятельности учащихся с ОВЗ, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

   Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. игры;
  1. конкурсы; творческий труд;
  1. проекты, исследовательская деятельность;
  1. экскурсии;  
  1. олимпиады;
  2. индивидуальные занятия.

       Учебная и внеурочная работа дает мне   возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

     Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

      Способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны учителя.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты с которыми работают дети).

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

       Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.

         Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

          Огромную роль в развитии творческихспособностей учащихся играют и уроки СБО. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность (составление рассказа, словесной композиции, устное описание воображаемой картины или ситуации).

       Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких –то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллюстрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить,как поступить в той или иной ситуации (мнемотехника).

          Более всего творческий потенциал обучающихся, выявляется, развивается и усиливается посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.

         Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. В процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

          В играх, как правило, использую групповую форму работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические, математические и др.

          Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

            Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, творчества, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

        Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных.      Чарльз Диккенс утверждал: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

          Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тематическом заседании педагогического совета "Индивидуальный подход на уроках русского языка и литературы

Представлен материал выступления по теме личного опыта с использованием дифференцированного похода в обучении....

Выступление на научно-исследовательской педагогической конференции

VIII районная   научно-практическая педагогическая конференция«История развития системы образования Троицкого муниципального района-вчера, сегодня, завтра» СЕКЦИЯ:...

Выступление на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях"

Методический материал для педагога-психолога к методическому объединению, семинару или педагогическому свету педагогов ОУ....

Выступление на городском открытом педагогическом совете 13.04.2011.

Значение информационного ресурса dnevnik.ru для родителей учеников школы....

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете «Педагогические технологии как средство реализации ФГОС и фактор мотивации познавательной деятельности учащихся»

В данном материале представлен текст выступления на педсовете по педагогическим технологиям и три памятки....