Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда
консультация

Миронова Олеся Александровна

Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_v_rabote_logopeda.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда

Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности.

В раннем возрасте, с появлением первых слов, у детей раннего возраста при манипуляции с предметами возникает необходимость в назывании их. Тогда игру начинает сопровождать речь.  Позднее дети играют с воображаемыми предметами и образами. И именно речь дополняет и окрашивает все игровые действия ребенка. В старшем дошкольном возрасте во время игры с помощью речи создаются разнообразные игровые ситуации. Речь сопровождает любое действие ребёнка.

 Стоит заметить, что речь наших детей год от года становится хуже. При чем дефекты их речи носят стойкий характер. И помочь таким детям в первую очередь, это задача учителя - логопеда, но здесь очень важно сотрудничество с воспитателями и родителями.  Ведь от этой совместной работы будет зависеть насколько быстро ребенок сможет преодолеть трудности произношения.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания.

Что такое речевое дыхание?  – Это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:

  • Вдох более короткий и более глубокий
  • Выдох намного длиннее вдоха
  • Речевое дыхание – управляемый процесс

У Детей с нарушениями речи в основном дыхание характеризуется:

  • Малым объемом легких;
  • Слабой дыхательной мускулатурой;
  • Неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; (В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.
  • Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;

Слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков

Использование разнообразных игр непременное условие успешной работы педагога в любой сфере деятельности. Его задача использовать игровую деятельность для повышения качества и эффективности обучения и воспитания дошкольников.

На своих занятиях, где одним из этапов работы является развитие речевого дыхания и формирование у детей направленной воздушной струи, я достаточно часто прибегаю к различным игровым приёмам, упражнениям и ситуациям.  Также по моей рекомендации эти игры проводят воспитатели и  педагоги на своих занятиях в свободной игровой деятельности. И, безусловно, родители дома играют в них со своими детьми, тем самым оказывая помощь логопедам и повышая уровень развития речи ребенка

Любые игровые действия проводятся в спокойной дружеской обстановке. Задания даётся с учетом индивидуальных особенностей детей, что бы ребенок не только чему-то учился, но и чувствовал уверенность в себе.

Существует много различных пособий для выработки направленной воздушной струи. Многие из них мы делаем самостоятельно для воспитателей и родителей.

Примерный  комплекс игр на формирование воздушной струи ( следить за тем , что б щёчки у ребенка не надувались):

- ветер (с помощью трубочки делаем «волны» и «бурю» на поверхности воды)

- кораблики (из бумаги складываем лодку и с помощью трубочки движем ее от «берега к берегу» по воде)

- мыльные пузыри (надуваем мыльные пузырики - кто быстрее, кто больше, используя не только готовые принадлежности, но и трубочки из бумаги)

- волшебные вещи- (свеча, перышко) (использование различных предметов с шевелящимися элементами типа «перышка» -загадай желание и подуй)

- воздушный футбол (сделать мяч из ваты и с помощью воздушной струи направлять его в ворота)

Играя, соблюдаем нехитрые правила: ребенок должен быть расслаблен, не сердит; не усердствуем и не делаем резких выдохов; следим за состоянием ребёнка и контролируем игру.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

В целом вся игровая деятельность дошкольника направлена на развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также на формирование целостного восприятия образа и предмета

Включение в процесс обучения фрагментов игры, вызывают у детей интерес, радость и желание получать новые знания, умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося.

Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...

Статья "Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда"

В статье рассматривается проблема использования игровых технологий в работе учителя-логопеда , анализируются наиболее эффективные виды игровых технологий и выделяются результативные методы логопедичес...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для использования игровой технологии в работе учителя-логопеда МАДОУ №75 Мартыненко Л.А.

Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды и использования в ней игровой технологии для повышения мотивационной готовности детей с ТНР в процессе логопедически...

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....