«Примеры игр и заданий по развитию лексики»
статья

Елена Валентиновна Яковлева

Данная статья адресована родителям детей, имеющих трудности школьного обучения, вследствие общего недоразвития речи 3-4 уровня речевого развития.

Проблема  формирования словаря у детей с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_igr_dlya_leksicheskogo_slovarya_dlya_sayta.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема  формирования словаря у детей с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.

I. Обогащение номинативного словаря (им.существительные)

1. Уточнение значения слов-существительных.

Взрослый называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется). Например, ЛОПАТА - тяжелая, ручка деревянная, сама из метала, тонкая, гладкая, острая, чтобы копать землю...

2. Уточнить знания детей об одежде:

  1. вспомнить (перечислить, показать, назвать) виды одежды;
  2. рассказать, как называется, из чего сшита, какая отделка, какие части одежды;
  3. перечислить, какую одежду носят девочки, мальчики, взрослые летом (зимой, осенью, весной);
  4. назвать, кто шьет одежду, где ее шьют и покупают, кто продает одежду, где ее хранят, как за ней ухаживают;
  5. сравнить 2-3 вида одежды: чем они отличаются, что у них общего;
  6. перечислить предметы одежды с последующим обобщением.

Примерный лексический материал: Юбка, кофта, сарафан, платье, брюки, куртка, гольфы, майка, трусы, шорты, купальник, пижама, рейтузы костюм, пиджак; бретельки, вешалка, манжеты; молния, застежка, кнопка, крючок, петли, пряжка, хлястик, кружево, ремень, пояс; одежда, белье; ткань, шелк, шерсть, ситец, мех, материал, кожа; ателье, магазин; продавец, портниха.

3. Закрепление понятий «живое» - «неживое». Рассмотреть картинку, назвать сначала все живые предметы, затем - неживые.

4. Определить предмет по названию его составных частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверца, дворник - грузовая машина. Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни - дерево. Сиденье, спинка, ножки - стул. Дно, крышка, стенки, ручки - кастрюля. Палуба, каюта, борт, иллюминатор, якорь, корма, нос - пароход. Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак - дом. Циферблат, маятник, стрелки, механизм - часы. Крылья, кабина, пропеллер, шасси, хвост, мотор - самолет.

5. Игра «Кто? Что?». Даны картинки, относящиеся к разным тематическим группам (чашка, береза, лиса, курица, тарелка, ель, медведь, утка). Дети подбирают пары картинок, задают вопросы кто? что? и называют предмет - «живой» или «неживой».

6. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

  • Летает кто? (птица, бабочка, муха, жук, пчела, стрекоза); что? (змей, вертолет, самолет, пух, снежинка, шар, спутник).
  • Идет кто? (человек, ребенок, девочка, мальчик, внучка, брат, сестра, кошка, собака); что? (дождь, град, снег, время).
  • Растет кто? (девочка, мальчик, ребенок); что? (дерево, трава, лист, цветок).
  • Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей).
  • Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? что? Читает кто?

7. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (подбор существительных к прилагательным) по темам:

- «Дикие животные»: Большой, маленькая, пушистая, колючий, сильный, слабая, трусливый, добрый, могучий, злой, пятнистый, быстрый, полосатая, серый, хитрая, горбатый, длинноногий, ловкая, хищный, неуклюжий...

- «Овощи, фрукты, ягоды»: Желтая, синяя, красная, зеленый, черная, длинный, спелая, сочный, свежий, хрустящий, большой, маленькая, крупный, круглый, мелкий, твердый, мягкая, сладкая, вкусное, горький...

- «Транспорт»: Новый, старый, большой, маленькая, мощный, длинный, грузовой, трехколесный, быстроходный, летящий...

8. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что? (подбор существительных к глаголам) по темам:

- «Времена года»: Наступает, замерзает, блестит, лежит, лепят, катаются, валит, свищет, бушует, кружатся, тает, бегут, распускаются, появляются, зеленеет, прилетают, покрываются листьями, цветут...

- «Овощи, фрукты, ягоды»: Растет, зеленеет, краснеет, созревают, дергают, зреют, вырастают, срезают, выкапывают, срывают, варят, жарят, солят, маринуют...

- «Животные»: Скачет, спит, охотится, хитрит, ползет, заметает следы, бросается, замирает, прыгает, кусается, пугается, прячется, нападает, крадется, переваливается, выслеживает...

9. Игра «Машенькино угощение». Пришла Маша в лес с гостинцами. Зовет к себе зверей и предлагает им угощение. Звери должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь - медом и ягодами; еж - ягодами, грибами; белка - орехами, грибами т.д.

10. Игра «Отгадай, что это за животное?»

Сторожит, грызет, лает - кто это? Мяукает, лакает, царапается - ? Хрюкает, роет - ? Ржет, бегает, скачет - ? Мычит, жует, ходит - ? Летает, жужжит, жалит - ?

11. К данным словам подобрать слова-«неприятели»: день -...; весна -...; друг-...; мир-...; вдох-...; польза-...;утро-...; зима-...; грязь-...; юг-...; свет-...; правда-...; радость-...; восход-...; добро-...; жара-...;труд-...

12. Взрослый называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

II. Обогащение атрибутивного словаря (им.прилагательные)

1. Задания на определение ведущих признаков предметов.

- Что можно сказать про мяч? Какого он цвета, какой по форме, величине, из чего сделан? (Значит, он какой?)

- Что можно сказать про воздушный шар? Чем он отличается от мяча? Чем они похожи?

- Что можно сказать про арбуз, яблоко, огурец, помидор, грушу? (Какой каждый из них по форме, цвету, величине, вкусовым качествам?)

- Назвать, про что (про кого?) можно сказать одновременно: рыжая, пушистая, ловкая, проворная; круглый, алый, вкусный, сладкий.

2. Сравни:

- по вкусу: горчицу и мед, лимон и сахар, перец и клюкву;

- по цвету: снег и сажу, траву и небо;

- по высоте: дерево и цветок;

- по толщине: канат и нитку;

- по ширине: дорогу и тропинку;

- по возрасту: старика и юношу;

- по весу: гирю и пушинку;

- по размеру: дом и шалаш.

3. Игра «Подумай и договори». 

Взрослый называет часть предложения, а дети должны закончить его, используя разные прилагательные.

У этого платья рукава... (короткие, длинные, узкие, чистые, широкие). На моем пальто воротник... (теплый, меховой, красивый, беличий, большой). В комнате стоит шкаф... (книжный, деревянный, светлый, высокий, низкий). У моего брата варежки... (теплые, вязаные, кожаные, красивые, пушистые),

4. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по теме «Времена года». Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак: солнце (какое?)...; небо...; ветер...; трава...; земля...; листья...; облака...; дождь...; день...; тучи...; деревья...; снег...; погода...; листочки...; сосульки...; ручей...; птицы...; сугроб...; иней..-; мороз...; снежинки...; узоры...; воздух...

5. Добавить одно общее слово к двум словам. Мяч, яблоко - какие? Снег, лед - какие? Орех, камень - какие? Сахар, мед - какие? Вода, молоко - какие? Сахар, снег - какие?

6. Взрослый называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

7. Выбрать из трех слов два слова - «неприятеля». Высокий, большой, низкий. Длинный, большой, короткий. Большой, низкий, маленький. Белый, длинный, черный. Тяжелый, длинный, легкий. Короткий, маленький, длинный. Хороший, светлый, плохой.

8. Закончить предложение и назвать слова - «неприятели». Слон большой, а комар... (маленький). Золушка добрая, а мачеха... (злая). Сахар сладкий, а горчица... (горькая). Дедушка старый, а внук... (молодой). Сажа черная, а снег... (белый). Молоко жидкое, а сметана... (густая). Камень тяжелый, а пушинка... (легкая). Дерево высокое, а трава... (низкая). Суп горячий, а компот... (холодный). Лев смелый, а заяц... (трусливый). Река широкая, а ручеек... (узкий).

9. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля»: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный.

10. Детям читается сказка «Лиса и журавль», объясняется, что у журавля был долинный нос и он ел из кувшина с длинным горлышком. Почему лисе было трудно есть из кувшина? Кто из зверей, птиц мог есть из кувшина? Из тарелки?

III. Обогащение предикативного словаря (глаголы)

1. Обучить детей подбирать глаголы к именам существительным.

Мальчик - читает, пишет, лепит, вырезает, плачет, дерется, забивает, чинит, красит и т.д. Девочка - шьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает и т.д. Собака - живет, сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает. Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, играет, моется, облизывается. Лист - растет, распускается, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шелестит, шуршит. Ручей - бежит, поет, звенит, течет, журчит.

2. «Кто как голос подает?»

Уточнение названий действий животных. Голубь воркует; воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, курица кудахчет, гусь гогочет, ворона каркает, сорока стрекочет, филин ухает, лягушка квакает, волк воет, утка крякает, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, лошадь ржет, собака лает, медведь рычит...

3. Игра «Кто как передвигается?»

Взрослый называет  животных. Дети определяют называют, как они передвигаются: Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки плавают', лягушки, зайцы, кузнечики прыгают, змеи, гусеницы, черви ползают, птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы летают, волки, собаки, дети бегают.

4. «Кто что умеет делать?»

Взрослый называет  людей разных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором, строитель строит, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет, скрипач играет на скрипке.

5. Игра «Исправь ошибку Незнайки».

«Незнайка» произносит предложение, неправильно подбирая слова. Дети исправляют ошибку, подбирая слова правильно.

а) Незнайка: ползет пароход, плывет бабочка, скачет самолет, летает червяк. Дети: ползет: змея, жук, червяк, гусеница; плывет: рыба, человек, лодка, пароход; скачет: лошадь, лягушка, кузнечик, заяц; летает: птица, самолет.

б) Незнайка: Мама стирает девочку в ванне. Мама моет белье в стиральной машине. Я ставлю карандаш на стол. Я кладу вазу на полку.

в) Объяснить, чем отличаются слова, придумать с ними предложения: шить - вязать, лакать - лизать, топать - стучать, лежат - спать, чистить -подметать, бежать - прыгать, хлопать - бить, строить - чинить, нести - везти, рисовать - раскрашивать.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот». 

Дети встают в круг. Взрослый бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает - выливает, входит-выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит, закрывает-открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, сгибает - разгибает, собирает - разбирает, приклеивает-отклеивает, одеть - раздеть, бросить - поймать, купить - продать, поднять - опустить, хвалить - ругать, помогать - мешать, рождаться - умирать, смеяться - плакать, спрятать - найти, дать - взять, налить - вылить, падать - подниматься, войти -выйти, найти - потерять, мириться - ссориться, включать - выключать, взять -отдать, забыть - вспомнить, говорить – молчать..

Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

7. Дополнить смысловой ряд подходящим глаголом. Котенок... молоко. Мелом... на доске. Ручкой... на бумаге. Ученик... книгу. Машина... по дороге. Учитель... урок. Пальто... на вешалке. Цветы... на лугу.

8. «Что какие звуки издает?»

 Дверь скрипит, машина гудит, листья шелестят, ветер свистит, дождь шумит, ручей журчит, гром грохочет, град стучит, бумага шуршит.

9. «Кто или что это может делать?» бегать -...; ползать -...; катиться -...; скакать -...; стоять -...; висеть -...; летать -...; плавать -...; прыгать -...

10. К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы; «Кто голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».

Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает, лазает; собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

11. Игра «Отгадай, что это за животное?»

Взрослый называет действия, которые свойственны данному животному. Дети называют животное.

Сторожит, грызет, лает -...? Мяукает, лакает, царапается -...? Мычит, жует, ходит -...? Хрюкает, роет -...? Ржет, бегает, скачет -...? Блеет, бодается -...? Летает, жужжит, жалит -...?

12. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Времена года»:

Снег (что делает?)...; мороз...; иней...; снежинки...; узоры...; ветер...; птицы...; люди...; дети...; деревья...; сады...; солнце...; почки...; листья...; трава...; ручьи...; птицы...; сосульки...; яблони...; цветы...; небо...; тучи...; животные...

13. Придумать слова - «приятели» к данным словам:

Льется - (течет), бояться - (пугаться), думать - (мыслить), бросать - (кидать), идти - (шагать), беречь - (охранять), глядеть - (смотреть), торопиться -(спешить), ругать - (бранить).

14. Выбрать из трех слов два слова - «приятели»:

Взять, схватить, идти; торопиться, спешить, ползти; разрушить, искать, ломать; думать, ехать, соображать; радоваться, наряжаться, веселиться; плакать, смеяться, рыдать.

15. Закончить предложение и назвать слова - «неприятели».

Продавец продает, а покупатель... (покупает). Друзья часто ссорятся, но быстро... (мирятся). Легко заболеть, но трудно... (выздороветь). При встрече здороваются, а при расставании... (прощаются). Учитель спрашивает, а дети... (отвечают). Вечером ложатся спать, а утром... (встают).

IV. Примеры игр  по работе над антонимами:

1. Подбор антонима в предложении (продолжение начатого предложения): "Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ... ."; "На улице холодно, а в доме ..."; "Слон большой, а мышка ..." и т.д.

2. Подбор антонимов к словосочетаниям:

Восход солнца -        длинная лента -

Ясное небо -        высокий дом -

Шумная улица -        темная комната - и т.д.

2. Работа над многозначными антонимами (составление словосочетаний с парами антонимов):

свежий хлеб -... (черствый хлеб);        близкий берег - ... (далекий);

близкий человек -... (чужой),         веселый фильм -... (скучный);

свежие яблоки-... (сушеные яблоки);        веселое настроение -... (грустное);

3. Замена антонимов в неправильных словосочетаниях, предложениях. Детям предлагается послушать предложения, в которых Незнайка подобрал слова-неприятели и определить, какие слова выбраны неправильно.

 Например: "Коля несет легкий чемодан, а папа несет трудный (тяжелый) чемодан"; "Сначала подул легкий ветерок, а потом подул тяжелый (сильный) ветер и пошел дождь" и т.п.

4. Подбор антонимов в тексте. Детям предлагается прослушать сказку и подобрать слова-"неприятели".

 Например, "Жили-были два мальчика -Вася и Федя. Они были разные, Вася был высокий, а Федя, наоборот, ....(низкий). У Васи всегда было хорошее настроение, а у Феди, наоборот, -.... настроение. Вася - веселый мальчик, а Федя -... . Вася хорошо учился в школе, а Федя ... Вася был прилежным и трудолюбивым, а Федя -наоборот,... ". и т.п.

5. Подбор антонимов к словам (большой-..., день -..., много - ... и т.д.)

V. Примеры игр по работе над синонимами:

1. Подбор синонима в предложении.

Взрослый указывает детям слово в предложении, к которому нужно подобрать синоним (например, в предложении "Доктор лечит детей" Как еще можно назвать доктора? (врач). Затем детям предлагается самостоятельно выбрать из предложения слово или слова, к которым можно подобрать синонимы (например, "Ребенок спешит домой" -"Малыш торопится домой"; "Метель замела дорожки" - "Вьюга занесла тропинки").

2. Замены слов синонимами в тексте.

 Детям предлагается текст с повторяющимися словами, которые нужно заменить синонимами.

Например, "Заяц - очень пугливый зверь. В лесу нет более пугливого зверя, чем зайчишка. Зайчик всего пугается и убегает. У пугливого зайчика много врагов. Только поздно вечером пугливый зайчик выходит из своего убежища, а утром прячется в укромном уголке".

Анализируя текст, детям задаются вопросы типа: "Понравился ли вам этот рассказ?"; "Заметили ли вы. какое слова звучало много раз?"(пугливый. пугается). "Какими другими словами можно назвать пугливого зайчика?" (робкий, трусливый, боязливый; боится, трусит).

3. Подбор синонимов в словосочетаниях. Например, заменить прилагательные синонимами:

правильный ответ -...        огромный слон -...

бесстрашный летчик -...,        дырявый сапог -....

занимательный рассказ - ...        радостное настроение -...

4. Подбор синонимов к словам (смешной - забавный; морозно - холодно).

5. Группировка синонимов.

Выбрать из ряда слов синонимы. Например, дом, машина, звери, здание, автомобиль, животные (дом-здание)

VI. Примеры игр по работе над многозначными словами:

1. «Доскажи словечко».

Взрослый  произносит предложение, а дети называют в нем последнее слово:

Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную …(шляпку).

Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной …….(шляпке).

У гномика в руках был золотистый звонкий …(колокольчик).

На поляне росло много белоснежных ромашек и голубых..(колокольчиков).

2. «Куда бежать?»

Цель: познакомить с различными значениями слова «бежать».

Бежал по тропинке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

И речка сделалась рябой. (ветер)

Летом бежит, зимой спит.

Весна настала – опять побежала. (речка)

Кто за тобой бежит, а догнать не может? (тень)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры заданий для развития речи ребёнка.

Эти задания могут помочь родителям. Правда для этого  потребуется большое терпение, время. Но результаты не заставят себя ждать....

Сборник заданий по развитию речи (раздел «Лексика» 8 класс)

В восьмом классе общеобразовательной школы в предметной области «Русский язык» учащиеся изучают раздел «Лексика», который способствует совершенствованию навыков определения художественно-выразительных...

Методическая разработка «Примеры заданий на развитие творческого воображения на занятиях по предмету «оригами» »

Данная разработка даст хорошую возможность сделать занятия оригами более интересными, разнообразными. Задания помогут развивать творческое воображение детей от 5 лет. Они помогут детям проявить свою ф...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Примеры компетентностно-ориентированных заданий по физике, направленных на формирование и развитие УУД

На конкретных примерах разбираются в статье приёмы компетентностно - ориентированных заданий по физике, направленных на формирование и развитие УУД. Материал представляет интерес для преподавателей фи...

«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»

   Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....